Олег Екимов: «Обязательным надо быть во всем»
Четверг, 19 Апреля 2012 17:11 | Просмотров: 3894
— Я люблю свою работу, это однозначно!
В трудовой книжке печать одна: в 1993 году вместе со старшим братом он основал предприятие, которому через год исполнится уже 20 лет. Физик-ядерщик по образованию, дополнительных бизнес-курсов не проходил: учила жизнь, «по ходу пьесы». Результаты? Впечатляющие. Наш собеседник — один из «пионеров» черниговского бизнеса, генеральный директор автоцентра «МЕТЕК» Олег Екимов.
Я был уверен в себе — здесь
— Олег Леонидович, вы ведь могли заниматься ядерной физикой... Не думаете иногда: надо было остаться в науке?
— Конечно, я этот вопрос себе задаю. На 20-летие выпуска мы собирались в университете с однокурсниками, с преподавателями… Наш курс разбросало очень сильно. Из потенциальных физиков-ядерщиков получились и полковники СБУ, и начальники налоговой инспекции, и старшие дознаватели, и производственники, и бизнесмены… Так сложилось. В те времена даже доценты и профессора уходили в бизнес, потому что, к сожалению, мозги тогда ценились только в коммерции.
Но прошли «лихие девяностые», и наш факультет заключил договор с немецким правительством: студенты после 2-3 курса могли работать на немецких объектах, по окончании учебы им предлагали вид на жительство, высокооплачиваемую работу… То есть, у меня мог быть еще и такой путь.
— Если бы вы чуть-чуть к другому поколению принадлежали.
— Да. Но кроме того, моя мама — этническая немка, из тех, кого селами выселяли с Поволжья в Сибирь. В 91-92 годах они, фактически всем селом, и выехали в Германию. Так что когда мама приняла решение уехать, она обрела свою старую среду, в которой выросла. Не потеряв себя.
Была и еще одна причина для отъезда: в 1994 году мой старший брат Игорь попал в очень серьезную автокатастрофу, больше года находился в больницах — и в конце концов уехал долечиваться в Германию. Так они с мамой там и остались…
В 1993 году мы с Игорем вместе начинали этот бизнес. Что ж, он так и остался семейным — но приходится мне эту рубашку донашивать…
— Почему вы не уехали?
— Я был уверен в себе здесь — и не видел себя там. В принципе, у меня даже не возникало об этом вопроса. Брату, после аварии, безусловно в Германии было лучше. Понятно ведь, медицинское обеспечение там и здесь — это разные вещи. Медицинские гарантии, страховка, поддержка государства. Это было осознанное решение — и, думаю, правильное. Игорь сумел мобилизоваться, встать на ноги: он адаптировался, построил дом и живет полноценной насыщенной жизнью.
А я… В общем, так получилось, что мне пришлось взвалить на себя здесь этот груз.
Были амбиции!
— Расскажите, как и с чего начинался «МЕТЕК»?
— На последних курсах университета я уже понемногу занимался бизнесом. По окончании учебы вернулся в Чернигов — у брата здесь было свое арендное предприятие, мы решили провести реорганизацию и открыть общее дело. Начинали с сельхозтехники, с ГСМ. Помню, как перегоняли с Харьковского тракторного завода партию вагонов… куда-то на киностудию! Тогда были очень «веселые» процедуры — бесконечные бартеры, цепочки, где-то в конце которых получались деньги.
Конечно, инфляционные процессы 1993 года нам очень сильно мешали. Но тем не менее, мы стали официальными представителями завода «Гомсельмаш» и в одну только Харьковскую область поставили около 60 комбайнов! Можете представить объемы, с которых мы стартовали.
— Какие ошибки того периода вам вспоминаются?
— Мы пробовали себя в разных сферах, в том числе занимались и сельским хозяйством. Это была «битва за урожай»: поставляли комбайны и ждали за них оплату осенью. И этот урожай 97-98 года мы собираем до сих пор. Ошибкой было давать тогда продукцию с отсрочкой. Время было сложное: то, что происходило в государстве, из большинства сельхозруководителей сделало «мутантов»: расцвели безответственность, воровство и т.п. К сожалению, мы очень много тогда шишек набили, потеряли нервы и деньги. Так что в 1998 году я поставил на этом направлении крест.
— Чтобы в те годы вести предпринимательскую деятельность, требовалась, видимо, определенная доля авантюризма?
— В принципе, ко всему новому надо подходить и с этой точки зрения тоже. Риск есть всегда и везде. Конечно, уверенности в себе не было, но были амбиции! Я вообще по своему характеру оптимист.
Сначала приходилось уговаривать
— Автоцентр «МЕТЕК» является официальным дилером компаний Volkswagen, Skoda и Mitsubishi Motors в Черниговской области. Как пришли к сотрудничеству с такими серьезными компаниями?
— Мы были одними из первых, кто вообще привез автомобили Skoda в Украину. Больше 40 машин — первая наша автомобильная сделка. Конечно, вспоминаются сложности и с растаможкой, и с доставкой, и даже с последующей продажей. Люди привыкли к отечественному автопрому, и очень сложно было объяснить преимущества незнакомого потребителю авто (хотя это было, как нам казалось, очевидно). Удивительно, но первые «шкоды» продавались дешевле, чем стоил на тот момент ВАЗ. Клиентов еще и приходилось уговаривать! Покупатели были насторожены: а где эти авто отремонтировать? Где брать запчасти?
Собственно, с этими страхами мы боремся и до сих пор, но теперь уже в этой борьбе уверенно побеждаем. Понятно, что, приобретая автомобиль, люди в первую очередь интересуются, где его обслуживать. Есть ли сервисный центр, сколько стоит сервис, есть ли в достаточном количестве запчасти — но это как раз те моменты, которые и позволяют таким брендам как Skoda, Volkswagen, Mitsubishi завоевывать своего клиента.
— Особенно популярны, наверное, «шкоды»?
— Skoda — это на сегодняшний день практически безальтернативный автомобиль. По обслуживанию, по цене на запчасти, по количеству гарантийных обращений в сервис. Одно специализированное издание подготовило сравнительную характеристику Skoda Fabia и «Жигулей». Учитывалась стоимость автомобиля и затраты, которые владелец несет при эксплуатации: бензин, запчасти, расходные материалы… И на пробеге в 100 тысяч километров получалось, что «фабия» автовладельцу обходится дешевле, чем «жигули»! Факт достаточно красноречивый!
— Skoda Octavia в 2011 году попала в десятку самых продаваемых машин в Европе.
— Да, A5 — очень удачная машина. Достаточно большой для класса С объем, повышенный клиренс, усиленная подвеска… И — то, чем выделяется Volkswagen group, качество металла! Что такое полностью оцинкованные кузова с гарантией на ржавчину 10 и более лет? Это автомобили, которые нашу дорожную эксплуатацию — с нашей солью, с нашими ямами, всей нашей спецификой — выдерживают отлично.
Косвенное подтверждение сказанного — популярность той же «Шкоды октавии» на вторичном рынке. Ни для кого не секрет, что купить 2-3-летнюю «шкоду» практически невозможно. А если возможно — то по цене нового автомобиля за вычетом 10-15%. Это тоже говорит о качестве автомобиля: после 2-3 лет эксплуатации он не теряет своей цены.
— «Шкода» не мешает в том же автосалоне продавать «Фольксвагены»? Автомобили одноплатформенные, но в цене ведь серьезно отличаются.
— Это так. Изначально, когда мы в одном салоне начали продавать и «фольксвагены», и «шкоды», конечно, в ценовом плане все было в пользу «шкоды». И первым итогом было именно увеличение продаж «Шкоды» на фоне «Фольксвагена». Но на самом деле, если человек начинает разбираться, что и почему, он придет к выводу, что это автомобили разных классов… Да, Volkswagen — более дорогой бренд, но цена прочно связана с качеством и более гибкими возможностями комплектации. Поэтому ценовой разбег между «шкодой» и «Фольксвагеном» вполне оправдан.
Но все же мы приняли решение, хоть сейчас это и непросто, о постройке отдельного автоцентра Volkswagen. Предстоит большой многомиллионный проект. Это очень серьезная задача, и как я ее буду решать, я пока не знаю. Я знаю, что я ее буду решать.
Кризисы и стройки
Автоцентр Volkswagen станет третьим концептуальным центром, построенным ЗАО «МЕТЕК» в Чернигове. Первые два расположены на ул. Щорса: полустеклянные современные здания-«ангары».
— Решение об их строительстве мы приняли в 2007 году. Деньги на это требовались, по нашим тогдашним представлениям, неподъемные, и это было достаточно серьезное испытание. В самом деле: принять такое решение, взять миллионные кредиты и потом их отработать… На бумаге выглядело все красиво, но заглянуть в завтра и увидеть себя там было достаточно тяжело. Поэтому мы долго к этому решению шли. Но когда приняли его, уже не останавливались.
— Получается, что оба объекта вы заканчивали в кризис?
— Да. В 2008-м достроили автосалон Skoda, в конце года разразился кризис — а на нас еще висел огромнейший долг, мы только начали выплачивать кредит. Автосалон Mitsubishi заканчивали в 2009 — когда у нас упали продажи в 10 раз! Это был период выживания и нам даже пришлось расстаться с некоторыми активами, продать заправку, чтобы как-то продержаться на плаву.
Сегодня кредиты остаются, но «Демарк», наш банк-партнер, идет нам навстречу. И работать нам вполне комфортно, нет «дамоклового меча».
Наверное, эти волны кризисов нужны. Но переживать их порой очень тяжело. Были годы, когда я думал: если бы кто-то дал мне деньги, чтобы я смог рассчитаться с людьми и уйти — я бы бросил и перекрестился. Но никого такого не оказалось, поэтому пришлось самим тянуть… Что ж, вытянули!
— Строительство автоцентров шло на базе какого-то уже существующего объекта?
— Нет, все строилось с нуля. Это разработка чешских дизайнеров, общеевропейский дизайн-концепт. Помещение каждого автоцентра включает в себя торговый зал, автомойку и мастерские. Идея такова: для удобства клиента, продажа автомобилей, автозапчастей и сервисное обслуживание должны быть сосредоточены в одном месте.
Звоните: вас услышат!
— Я выписала пару строк из вашего объявления о приеме на работу: «Требуется продавец автомобиля… Знание ПК и водительские права обязательны».
— Я не знаю должности в автосалоне, может быть, кроме техперсонала, где можно было бы работать без знания компьютера. Всех наших сотрудников мы обучаем на дилерских предприятиях — в Киеве, в других городах. Но часть обучения и сдача тестов ведется онлайн.
Более того. Особенность официального сервиса — колоссальная техподдержка непосредственно от завода-производителя. Прямой канал подключения к заводу позволяет нашим мастерам, указав номер кузова автомобиля и описав проблему, немедленно получить ответ от заводской службы техподдержки — из Германии или из Чехии.
— По конкретному автомобилю?
— Совершенно верно.
— А еще у вас, кажется, есть круглосуточная техподдержка на дороге? На наших дорогах это ценно.
— Да, эта возможность поддерживается компанией-импортером: по всем регионам заключены договора не только с техстанциями, но и со службами доставки. Так что если вы где-то застряли на трассе, у вас возникла непонятная поломка — звоните. Все владельцы автомобилей Skoda могут пользоваться круглосуточной технической поддержкой по всей территории Украины, позвонив по телефону: 0 800 500 0230.
Это позитивный бизнес
— Известно, что Эмиль Шкода не любил автомобили. А вы — любите?
— Я люблю свою работу, это однозначно. Но нельзя сказать, что я — автомобильный фанат и живу только в этом мире. Нет, у меня более широкий круг интересов. Конечно же, я автомобилист, и в силу своей профессии должен знать и изучать все особенности рынка, новинки, конкурентную среду… Все, что связано с автомобилями, меня интересует — но это больше профессиональная обязанность, чем внутреннее желание.
— Чем тогда вам нравится ваше дело?
— Тем, что мы его сделали сами, с нуля. И тем, что оно — позитивное. Мне нравятся эмоции, которые получает наш клиент при покупке нового автомобиля. Нравится, что мы продаем хорошие и качественные машины. Что я встречаюсь с клиентом через несколько лет и мне не приходится краснеть или испытывать неловкость: наоборот, человек говорит спасибо за то, что я ему помог выбрать правильную, подходящую модель… В свое время, наверное, из-за этого мы приняли решение не заниматься китайским автопромом и поэтому же ушли от ВАЗа. Отказались и от предложений по автоломбардам: потому что там совсем другой психологический подтекст. В автоломбард человек приходит в тяжелый для себя момент, когда у него что-то случилось, срочно нужны деньги... К нам приходят люди, которые заработали деньги и хотят приобрести себе хорошую вещь.
— Как часто нужно менять машину, есть ли оптимальная (рекомендуемая) периодичность?
— На сегодняшний день общая концепция автомобилестроения пришла к тому, что не надо делать вечные автомобили. Мы все знаем немецкие опели, мерседесы и фольксвагены, которые «выходили» по 30 лет и до сих пор в исправном состоянии. На сегодня весь автопром ушел от этого: любой серийный автомобиль делается с расчетным сроком службы до 8 лет. Конечно, при нормальной эксплуатации он проживет и 15! Но заложено конструктивно — меньше. И это диктует рынок — ведь постоянно идут обновления, меняются показатели, дизайн, мир двигателей не стоит на месте, и т.п.
Исходя из этого, можно сказать: от 3 до 5 лет. Это оптимальное время, когда можно обновить автомобиль и пересесть на новый, при этом не потеряв значительно в цене. Авто старше пяти лет уходят уже в другую ценовую категорию.
— Вы ездите по выставочным мероприятиям? На Франкфуртском, Женевском автосалонах бываете?
— Не всегда получается съездить, но бываю. Впечатляет там прежде всего понимание того, насколько это крупный бизнес. Насколько он многоохватывающий. Автобизнес — это одна из глобальных систем экономики. И быть причастным к этому огромному делу мне приятно.
***
— Предприятию в следующем году исполняется 20 лет. Это серьезная дата. Конечно, я горжусь: живем, работаем!
Кто-то уже ушел на пенсию, но все же у нас много людей, которые работают с самого начала, с 1993 года. Я всем благодарен за их труд. Коллектив — это большое дело. Особенно те люди, которые видели, как мы начинали. Как, выписав одну справку-счет, радовались, потому что знали: на эти деньги будут жить несколько семей… Всякое было — но держались, терпели. И эта сплоченность, наверное, главный секрет того, к чему мы пришли.
***
— …Я по своему характеру рожден не руководителем. Мне многое пришлось очень болезненно в себе перекраивать. И до сих пор некоторых качеств, присущих настоящим бизнесменам, у меня нет: нужной жесткости, например.
— А чисто немецкие черты характера присутствуют? Пунктуальность, дотошность, аккуратность?
— Я люблю людей обязательных. Это я назвал бы одним из краеугольных камней: обязательным и ответственным надо быть во всем.
Досье
Екимов Олег Леонидович, генеральный директор автоцентра «МЕТЕК».
Родился 15 января 1968 года.
Образование высшее: окончил факультет ядерной физики Харьковского Национального университета.
Семья: жена и двое уже взрослых детей.
Автомобиль: Mitsubisi Pajero Wagon. Выбор автомобиля связан с
хобби: Олег Екимов — заядлый рыбак, много времени проводит на природе. И вообще отдых предпочитает активный. Например, играет в футбольной команде предприятия (кстати, в прошлом году команда «МЕТЕКа» привезла со Всеукраинского первенства Volkswagen серебряную медаль).
Общее семейное увлечение — путешествия. «Мы для себя решили, что каждый год будем ездить куда-то в новое место, — объясняет Олег Леонидович. — Мир большой, познать его очень хочется! Но не через телеэкран, а увидев своими глазами. Везде побывать, окунуться в культуру…»
Домашнее животное: сиамский кот.
Беседовала Вера Едемская
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.