GOROD.cn.ua

Анжелика Сусоенкова: «На самом деле все женщины – сильные»

— С помощью рук и материала я проявляю в работе то, что чувствую
— …Чем легче мы относимся к жизни, чем чаще серьезные ситуации воспринимаем несерьезно, тем, наверное, интереснее жить. Но эта несерьезность должна быть тонкой, как лезвие бритвы, как игра в бисер…
Герой интереснейшего российского фильма «Золотое сечение» говорит: «Жизнь подобна коробку спичек: относиться к ней серьезно — глупо, несерьезно — опасно».
Вот, собственно, с таким восприятием мира я и иду.
Сегодняшняя гостья рубрики — руководитель школы «Игра в бисер» дизайнер Анжелика Сусоенкова.

Досье

Сусоенкова Анжелика Алексеевна, руководитель альтернытивной школы «Игра в бисер», соучредитель Международной ассоциации дизайнеров «Арт-бисер».
Родилась 4 апреля 1969 года в Бресте.
Образование высшее: окончила Минский университет культуры (библиограф) и Черниговский институт экономики и управления (экономист). И третье образование — профессиональный бисерный дизайнер.
Анжелика несколько лет проработала по первой специальности, пробовала себя в финансах… Но однажды осознала: ее призвание в другом. Она будет заниматься творчеством! С сентября 1999 года и по сегодняшний день Анжелика занимается дизайном изделий из бисера, проводит мастер-классы, руководит собственной школой «Игра в бисер» и по заказу одного из харьковских издательств готовит к печати книгу об искусстве бисероплетения.

Работы Анжелики Сусоенковой, ее авторские техники и общий вклад в развитие и популяризацию бисероплетения неоднократно отмечались наградами и дипломами самого разного уровня. Но главный ценитель маминых работ, он же и главный советчик, — 13-летний сын Сева. Похвалит — и добавит: «Мама, но ты же можешь еще лучше!»
Дополнительные увлечения Анжелики — классическая музыка, поэзия, вышивка, вязание и все виды рукоделия. Скоро к этому прибавятся и уроки пластики и хореографии. «Есть женщины, которые помогают раскрываться. И я уже понимаю, что становлюсь настоящей женщиной…»
Домашнее животное: кот Барсюта, который «учит жизни», показывая, что ничего без присмотра оставлять нельзя! ;) Учит понимать, что ты делаешь, концентрации, сосредоточенности и заботе о ближнем.

В книге Германа Гессе «Игра в бисер» главный герой погибает, не выдержав напряжения: невозможно соединить стремление к духовным вершинам с материальным миром. Школа Анжелики Сусоенковой потому и называется альтернативной, что доказывает: пришло время, когда можно выжить, создавая гармонию всех сфер жизни.

Построение себя


— Работа с бисером, как и вообще арт-терапия, — это всегда создание гармонии, причем не только внешней, но и внутренней. Это, если хотите, построение себя.
В нашей школе занимаются самые разные люди, от школьников до пожилых. Порой приходят на занятия не в духе, расстроенные, огорченные: всякое ведь бывает, семейные моменты, рабочие ситуации… Но уходят всегда — радостные.
— Мне кажется, что если меня посадить нанизывать бисер, я уже минут через пять отшвырну работу в сторону: это же требует огромного терпения! Чтобы этим заниматься, требуется, видимо, большой запас внутренних сил?
— На самом деле нужно любить то, что делаешь. А у каждого человека есть «свой» материал, предмет, сфера, в которой ему дано себя проявить. И если вас «позовет» бисер — возможности откроются безграничные. Иногда только со временем понимаешь, что, создавая какое-то красивое украшение, ты этим меняешь свою жизнь. Больше того — жизнь тех, кто находится вокруг.
Если же говорить о терпении — не могу сказать, что у меня его много. Просто, начиная работу, я знаю, что хочу сделать. У меня есть намерение, цель... А потом материал и форма начинают звать — ты расслабляешься и работаешь в пространстве. Ты сам: твоя мысль и твое воображение реализуются в работе. И если работаешь с любовью, конечный результат превосходит ожидание однозначно.
А терпение здесь абсолютно ни при чем… Да и знаете, как говорят: «Если ты любишь, ты времени не замечаешь».

По примеру… Лермонтова

— Вы говорите, главное — полюбить. Как вы полюбили бисер?

— Если честно, изначальным толчком стали материальные обстоятельства. Смешно сейчас об этом вспоминать, но иногда и вот такие движущие силы нас выводят. Тринадцать лет назад у нас только-только родился сын, я находилась в декретном отпуске, муж работал программистом, денег молодой семье не хватало — решили попробовать что-то новое. Я, как человек творческий, при том владеющий разными видами рукоделия, предложила заняться украшениями из бисера, муж решил помочь. Мы взяли пакетик обычного харьковского бисера, муж принялся нанизывать его на нитку… И я сказала: «Нет, не так! Ты просто не знаешь, какие удивительные вещи можно сделать!» А я действительно видела в альбомах с репродукциями прекрасные бисерные работы, музейные экспонаты. И решила ориентироваться не на «фенечки» — а сразу на высокие образцы, работая на стыке техник: вышивки, вязания, шитья.
Я ходила по Чернигову и искала: кто же меня научит? А нашла преподавательницу благодаря Интернету — попала на сайт московских мастеров, где были выложены работы известных художниц, в том числе знаменитой Галины Пчелкиной. Посмотрела и поняла: «Вот это — оно. Этому я буду учиться». Стала переписываться с мастерами из Москвы, и именно Галина Пчелкина стала моей учительницей. Правда, по иронии судьбы, диплом профессионального бисерного дизайнера я получила, уже когда у меня были свои авторские техники и разработки.

— Вы упомянули альбомы. А помните, какие именно работы так привлекли ваше внимание?
— На одной из иллюстраций была изображена миниатюрная бисерная табакерка… работы Лермонтова, одного из моих любимых поэтов. Да, Михаил Юрьевич, как и многие другие мужчины той поры, интересовался работой с бисером, умел вязать и вышивать. Это подтверждает и переписка (например, в 1827 году юный поэт писал своей тетке, Н. А. Шангирей: «Катюше в знак благодарности… посылаю бисерный ящик моей работы») и его сохранившиеся бисерные работы: футляр для табака, чехольчик для мела и сумочка.

Из библиотеки — на ТВ

— Вы окончили два вуза, и первый из них — не в Украине, а в Минске. Почему?

— Родилась я в Бресте, очень люблю Белорусь и горжусь тем, что я оттуда родом — при всей моей любви к Украине. Вижу отличия в национальном характере, даже в отношении юмора. Украинский юмор острее, он иногда граничит с сарказмом, а белорусы, мне кажется, чуть мягче по характеру — я и сама такая, я очень чувствительный человек. Наверное, как ранимы все люди творческие.
Белорусь была моей колыбелью, именно она рассказала мне, что мир удивительно красив, нежен, и он всегда перед тобой — с открытыми ладонями, с распростертыми руками. Главное — увидеть и почувствовать его…
Отец мой был военным, и позже его перевели служить в Чернигов — так что в школу со второго класса я ходила здесь. Но бабушка с дедушкой по-прежнему жили в Бресте, связь с Белоруссией я сохраняла — и первое свое высшее образование решила получить в Минске. Учиться в белорусской столице было очень интересно! Вспоминаю то время с огромной теплотой и любовью и с удовольствием езжу на встречи выпускников.

— И по окончании вуза вы успели поработать в Бресте — по первой вашей специальности, библиографом.
— Да, я работала в областной библиотеке, в отделе литературы по искусству. Библиотеки бывают разные, та, в которой мне посчастливилось работать, была уникальным образованием — научно-универсальная библиотека, куда ходил определенный круг людей, и мы, сотрудники, имели возможность пообщаться с каждым из них достаточно тесно. Мне, с моей склонностью к энциклопедическим знаниям, это было невероятно интересно. Именно там, кстати, я получила доступ к совершенно потрясающему альбомному фонду, о котором говорила выше — и благодаря ему открыла для себя мир бисерных работ. Библиотека имела большой видеофонд, хорошую фонотеку — и я научилась проводить большие интерактивные мероприятия, сочетая видео, звук, форму, цвет. Плюс, конечно, оформление великолепными картинами мастеров разных эпох.

— В Бресте же у вас был опыт работы на телевидении…
— На брестском телевидении в те годы выходила очень интересная передача для женщин, называлась она «Сяброука» («Подружка»). Ее редактор, посещавшая нашу библиотеку, однажды спросила: «А не хотите ли вы раз в месяц вести нашу передачу?» А поскольку я человек очень коммуникабельный и общения в обычных рамках мне было мало, всегда хотелось чего-то большего, я, конечно согласилась. Мы вместе обсуждали сюжеты, ездили на съемки… Мы каждую женщину преподносили как личность, и это было здорово: прекрасная работа для души.

— То есть, вы легко открываетесь новому опыту и новым возможностям?
— Очень легко. Единственное «но» — порой очень сложно одной все удержать, и лучше, конечно, работать в команде. Когда ты зовешь за собой людей и появляются те, кто готов вместе с тобой идти…
Сколько поворотов у меня в жизни было? А творчество все-таки взяло верх. После того, как родила сына, я сказала: «Всё. Я буду заниматься творчеством».

На подиумах Парижа

— Если говорить о команде: как вы нашли друг друга с единомышленниками, как организовали Международную ассоциацию «Арт-бисер»?

— По Интернету. У каждой из нас ведь есть свои сайты.
Кроме того, у каждого яркого автора — свой стиль, свои креативные работы, все стараются сказать новое слово в бисероплетении… И не заметить друг друга практически невозможно, ведь все мы делаем выставки, видимся на профессиональных встречах. Но именно благодаря Интернету мастера из Украины, России, Белоруссии, Литвы, Канады, Швеции, Германии, Швейцарии смогли бъединиться в Ассоциацию. Естественно, мы поддерживаем очень тесные профессиональные контакты и с другими ведущими мастерами, которые в ассоциацию не входят.

— А это правда, что вам французские дома мод заказывают аксессуары для своих коллекций?
— Правда, — улыбается Анжелика, — но заказ пока только один и по условиям договора я не могу ничего говорить, пока коллекция не будет представлена публике. Работу мы выполняли вдвоем с коллегой из Москвы (по профессии она журналист, и одновременно — очень хороший дизайнер). По ее графическим работам я выполнила несколько украшений из очень высококачественного японского бисера, а также золотых и серебряных бусин и элементов Swarovski (причем подвески Swarovski были изготовлены для нас эксклюзивно).

— И сколько времени у вас ушло на выполнение заказа?
— Три года очень напряженной и интенсивной работы — каждое колье делалось около восьми месяцев.
— Надеюсь, модели в этих украшениях уже очень скоро продефилируют по подиумам Милана и Парижа. А мы с гордостью отметим: эту красоту сделала черниговская мастерица!

Кроме положительного, в мире ничего нет!

— Легко ли вы расстаетесь со своими работами? Многие ли (и какие) оставляете себе?
— Вы знаете, пока не «перепроживешь» какой-то определенный момент в жизни, ты с работой не расстанешься. Каждая работа — это впечатление. От встречи, события, может быть, перелома в жизни… Если ты чувствуешь, что они чему-то тебя уже научили — и приходит человек, которого эти работы тоже могут к чему-то подвести и которому они нравятся, — тогда можно работу отдать.
Но есть у меня три работы, которые я делала для себя, в самые важные периоды моей жизни, их я не отдам. Могу сделать копии. Но в каждом случае — вспоминая три важнейших, сокровенных момента моей биографии, чтобы связанные с ними эмоции и переживания расширить, продолжить — и «оставить у себя». Это работы «Птица Феникс», «Роза в пепле» и «Мудрость». Память, о том, что было и бывает всё: и положительные, и отрицательные моменты (условно отрицательные, потому что, кроме положительного, в мире ничего нет!) — и всё учит и ведет. Нужно расти, что-то переоценивать, набираться опыта — и все равно жить.

О сильных женщинах

— Анжелика, вы себя к таким относите? К тем, которые могут, умеют и добиваются?
— А вы знаете, на самом деле — слабых женщин нет. Просто мы не всегда это осознаем. А какие-то не очень приятные моменты в жизни происходят просто потому, что нам нужно расти. Женщины все сильные. Да, иногда сила в слабости. Но сила каждой — в ней самой, в том, что она умеет. И каждая в свое время, не в двадцать, так в сорок лет поймет, что она может. Может удержать на своих плечах мир. Хотя, конечно, не нужно делать этого в одиночку… Вторая половинка обязательно появится и обязательно поможет.

И, как ни странно, о театре!

— На ближайшее воскресенье намечена премьера. В художественном музее будет представлена театральная постановка — по вашей пьесе?
— Этот спектакль мы готовим вместе с режиссером Светланой Сокур и артистами Народного театра академии универсологии. Это люди, которые раньше не учились актерскому мастерству и пришли в театр по велению души: чтобы попробовать себя на сцене, в выражении чувств и эмоций. Я видела предыдущую их работу — и поскольку я пишу сказки, предложила провести совместное мероприятие Народного театра, школы «Игра в бисер» (на актерах будут наши бисерные работы) и детско-юношеского театра эстрады «Феерия». Это всем нам будет интересно и в творческом плане, и в чисто человеческом: ведь даже ученики моей школы не всегда пересекаются между собой (занятия-то проходят в разное время) и не все знают друг друга. А тут — такой прекрасная возможность подружиться! И показать городу, что есть у нас такие интересные люди и поводы для встреч.

***

— Никогда не говори человеку: «У тебя не получилось». Найди момент, повод — может быть, совсем маленький, но найди! — чтобы дать ему возможность двигаться дальше. Потому что, по сути дела, конечный итог труда любого преподавателя — раскрыть потенциал ученика. И дать ему возможность не по твоим наброскам, а самостоятельно двигаться дальше.

***


— Даже если в настоящий момент рядом с тобой никого нет, это не значит, что второго крыла никогда не будет. Это просто значит, что сейчас ты — учишься. Жить, лететь, быть самой собой. Как только ты будешь готова, второе крыло появится. Обязательно.

Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: «Игра в бисер», «Арт-бисер, Анжелика Сусоенкова, Вера Едемская