Пролетели года…
Четверг, 2 Февраля 2012 15:36 | Просмотров: 1701
Надежда Яковлевна
На чисто выметенном дворе одной из усадеб Красного Колядина Талалаевского района нас встретил
56-летний сын хозяйки — Павел Остатке. Он провел нас в дом. Сразу бросились в глаза вышитые картины, иконы, наволочки на подушках. «Это все мать вышивала», — объяснил Павел Григорьевич и показал комнату, где нас с нетерпением ждала она, его мать. Надежда Яковлевна прикована к постели уже четыре года.
— Я родилась
18 сентября 1924 года в Гайвороне Бахмачского района, — начала она свой рассказ. — Отца моего во время коллективизации посадили в тюрьму, осталась я с мамой и четырьмя братьями. Папа вернулся, но вскоре умер от язвы желудка. В
24 года я вышла замуж за тракториста
Григория Осташко. Он меня в Красный Колядин и привез. Вырастили с ним троих сыновей-богатырей:
Николая, Ивана и Павла. Но растить их было трудно, потому что мы с мужем на работе пропадали, собственный дом строили, а детей приходилось одних в старом доме оставлять. Иногда соседская бабка присматривала за ними. Да и с продуктами было в те времена нелегко. Помню такой случай: я работала в столовой
Рубанской торфоразработки, как-то наварили наши повара пшенной каши, а в крупе попадалась щирица. Я, как всегда, привезла рабочим обед, они поели и отравились, хорошо хоть без смертельных случаев обошлось.
С деньгами тоже трудно было. Это теперь, если не лениться, то и заработать можно, и на рынках все можно купить, а тогда, чтобы вырастить троих детей, я должна была ездить в Беларусь продавать фасоль и семечки, оттуда же везла своим ребятам рубашки, штаны, костюмы. Никогда не забуду, как вернулась в очередной раз с заработков, а мне никто не открывает дом. Я уже во все окна стучала, да оттуда молчок, хотя Гриша должен был быть дома. Сердце забилось в предчувствии беды, присмотрелась я внимательнее в окно, вижу — в одной из комнат он лежит на полу. Скорее побежала к соседям, они выбили стекло, и мы наконец попали в дом. Умер мой Григорий в
45 лет от высокого давления.
Надежда Яковлевна так и не вышла во второй раз замуж. В отличие от своей матери, которая трижды была замужем и от каждого брака имела детей.
— А вот три года назад и старший сын отошел в вечность из-за сердечного приступа, он вообще часто болел, — продолжает хозяйка. — Мне еще в детстве приходилось его по больницам возить. Однажды отравился мой сынок неизвестно чем, я его и в соседнюю Дмитровку (теперь это Бахмачскийский район) возила, и в Конотоп Сумской области, а он весь в отеках, чудом тогда спасли. Николай единственный из сыновей жил в Украине, хотя и не так близко от меня — в Крыму. Иван же с Павлом как вылетели из-под моего крыла, так уехали в Россию, в Воркуту. Там до пенсии проработали сварщиками.
Четыре года назад Надежда Яковлевна упала в собственном дворе и повредила ногу, с того времени вообще перестала ходить. Младший сын, узнав об этом, сразу же приехал ухаживать за мамой. Он трудолюбивый, заботливый, но в свои 56 до сих пор не женат. В Красном Колядине весть о «российском» женихе разлетелась мигом. Стали приходить незамужние женщины, якобы навестить Надежду Яковлевну, а в действительности — познакомиться с ее сыном. Одна даже пожила в семье Осташко несколько месяцев. Но Павел не захотел, как он сказал, мучить себя и ее, поэтому - они расстались. Вот только материнское сердце не хочет мириться с тем, что в доме нет настоящей хозяйки, потому и пригласила нас Надежда Яковлевна к себе в гости. «Может, люди прочитают и найдется моему Павлу жена», — с надеждой говорит она.
Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №4 (2549)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.