GOROD.cn.ua

Перед тем как принять учителя на работу, директор собрала родителей…

Перед тем как принять учителя на работу, директор собрала родителей…
Быть не таким, как все, — тяжкая ноша, потому что это прежде всего обреченность на одиночество. Александру Цыганку из Щорса пришлось познать это еще в детстве. «Не такими» у него были две вещи: речь и мечта.

Дефект речи начал проявляться после операции по удалению аппендикса в четыре года. Может, была какая-то другая причина, а с операцией просто совпало — кто знает. Родители мальчика — простые люди. Оба тогда работали в автоколонне райпотребсоюза. Отец — водителем, мать — бухгалтером. Не было ни денег на дорогую клинику, ни нужных знакомств. Они испробовали все доступные им возможности и средства, чтобы вылечить сына. Но ничего не помогло.
В первый класс мальчик пошел в обычную школу — специализированных в Щорсе нет. Учиться было нетрудно, потому что был старательным и имел хорошую память. Отвечать на устных уроках ему впоследствии разрешили в письменном виде.

Беда была с одноклассниками. То, что дразнили, кривлялись, еще можно было пережить. В крайнем случае — дать сдачи. Нестерпимо было постоянно чувствовать себя будто отделенным от класса невидимой стеной. Вспоминает, что забывал все обиды и несправедливость, когда звали в компанию.
О том, кем хочет быть, долго никому не говорил. Боялся, что засмеют. Да и самому удивительной казалась такая мечта: стать дирижером военного оркестра.
— Откуда она появилась, и сам не знаю. Не иначе как ее нашептал рождественский ангел, — улыбается Александр. — В детстве я верил в то, что чудеса бывают. И, как оказалось, недаром.

У меня были замечательные родители и старший брат. Но не было друзей-ровесников. Поэтому я записывался почти во все кружки, которые нам предлагали. В некоторые из них нужно было ходить в Дом культуры. Как-то (это было во втором классе) я пришел пораньше. Чтобы не скучать, заглядывал в разные кабинеты. Открыл одну дверь — и остолбенел. Там проходила репетиция духового оркестра: я увидел свою мечту наяву.
— Его тянуло туда как магнитом, — добавляет Сашина мама Мария Цыганок. — Зима, холод, рано темнеет, а он берет фонарик — и в Дом культуры. На руководителя духового оркестра — Анатолия Федоровича — чуть не молился. Потом сам пошел в музыкальную школу, сдал экзамены, даже заявление сам написал. Нас с мужем поставил уже перед фактом. Пришлось собирать деньги на трубу.

Руководитель духового оркестра Анатолий Герасименко — для Александра до сих пор кумир. Он первым открыл в мальчике незаурядные способности, сделал все, чтобы они раскрылись. А главное — помог ребенку поверить в себя.
— Я начал занимать на областных музыкальных конкурсах призовые места, — продолжает Александр. — Радовался, конечно. Но мои одноклассники об этом не знали. И когда увидели меня на параде 9 Мая, где я выступал с нашим оркестром, многие удивились. Но это мало что изменило. По крайней мере — друзей не добавило.

Чтобы не было времени думать о своих бедах, мальчик брался за все подряд. Помогал дома по хозяйству, научился шить на швейной машинке (тайком от родителей, потому что они боялись, что сломает), рисовал, лепил из соленого теста, занимался авиамоделированием, осваивал деревообработку. Когда принес домой собственноручно сделанный молоток, мать обрадовалась: красиво получилось, чем не будущая профессия.
— Я тогда чуть не расплакался, — говорит Саша. — И рассказал о своей мечте.

После 9 класса он подал документы в Черниговское музыкальное училище имени Л. Ревуцкого (специальность — музыкальное искусство: оркестровые духовые и ударные инструменты). На фоне блестяще сданных экзаменов языковой изъян абитуриента сам собой отошел на второй план. Но не- надолго. Именно на столько, чтобы дать ему порадоваться, что поступил. Потом началась учеба, и уже пережитое в школе пошло по второму кругу, потому что из трехсот с лишним студентов Александр Цыганок оказался единственным «не таким». Не скрывает: очень переживал, боялся, что отчислят, не дадут доучиться.

Ему было всего 16. И он знал только один способ не впасть в отчаяние: загрузить себя работой так, чтобы на тяжелые мысли не оставалось времени. Говорит: разве что не спал с нотами и инструментами.
— Саше было очень непросто, — говорит его классный руководитель по училищу Людмила Хусед.
— Практически каждый учебный день был для него как экзамен. Немногие так хотят учиться и прилагают к этому столько усилий.

Именно благодаря своим успехам Александр Цыганок был отобран для поездки в Германию. Выступал там с симфоническим оркестром. Впервые услышал орган.
— А в 2009 году мы ездили в Польшу на шестой международный фестиваль-парад молодежных оркестров. Получили Гран-при, — рассказывает с гордостью и огромной благодарностью к преподавателям, аккомпаниаторам, которые в свое время поддержали его: В.Мязю, И.Пономаренко, О.Вишнепольскому, М.Гришаку, О.Коптеву, Р. Алещенко.

В том же году Саша закончил училище. И опять посыпались проблемы. Где искать работу? Кто захочет дать хотя бы четверть ставки учителю, который непонятно как собирается рассказывать учебный материал? Просился в родную Щорскую музыкальную школу. Там вакансии не оказалось.
— Не буду кривить душой, сначала я колебалась, — говорит директор Корюковской музыкальной школы Валентина Лашко. — С одной стороны, преподаватель-«духовик» был очень нужен. Восемь лет мы не могли найти подходящую кандидатуру. С другой — были сомнения, сможет ли он преподавать предмет, поймут ли его ученики.
Собирала родителей, объясняла ситуацию. В конце концов все «дали добро».

Теперь я благодарю Бога, что так вышло. За два года, с тех пор, как Александр Анатольевич у нас работает, случилось столько перемен к лучшему. Во-первых, он оказался хорошим учителем: уже в первый год работы его ученик занял на областном конкурсе второе место. Во-вторых, он не только знает все духовые инструменты, но и умеет их ремонтировать. В-третьих, у него прекрасный контакт с детьми. В-четвертых, его уважают родители. В-пятых, он создал при Корюковском доме культуры оркестр духовых инструментов, и у нас теперь праздники похожи на праздники.
Лично для меня Александр стал настоящим открытием — до сих пор не приходилось встречать человека, который бы настолько любил свою работу.
Произошли изменения и в личной жизни Александра. Он поступил и уже второй год успешно учится на заочном отделении Донецкой государственной музыкальной академии им. С.Прокофьева. Почувствовал уверенность в себе. Перестал волноваться, когда говорит, и речь стала намного лучше. А по телефону (довелось услышать) вообще щебетал как соловей.

Чувствовалось: неспроста.
— Наверное, любовь? — спрашиваю его.
А он только улыбается в ответ.
В июле Саше исполнился 21 год. Впереди еще много времени для осуществления мечты. Тем более что начало уже есть: второе место на третьем Всеукраинском конкурсе дирижеров оркестров духовых инструментов среди студенческой молодежи (2009 год).

Мария Исаченко, еженедельник «ГАРТ» №39 (2532)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: учитель, школа, судьба, «ГАРТ», Мария Исаченко