GOROD.cn.ua

Директор рынка «Нива» Олег Мороз: «Презентов не беру – мне моё имя дороже»

Директор рынка «Нива» Олег Мороз: «Презентов не беру – мне моё имя дороже»
Директор рынка «Нива» Олег Мороз с 5-го класса занимался футболом, в далеком 1983-м году его футбольная команда стала чемпионом Минпросвещения УССР среди школьников. В 1985-м закончил школу и поступил в Новороссийскую «мореходку». В армии служил до 1988 года. А в 1993-м закончил кафедру физической и начальной военной подготовки Черниговского педуниверситета. По специальности поработать не получилось – после института сразу ушел в бизнес, которым занимался с 1992-го года.

- При СССР было престижно быть директором рынка. Как у Вас получилось им стать, как к этому пришли? Не забывайте, что наше интервью – к Дню работника торговли… :)

- Предыстория такая… До рынка я работал главой правления Торгового дома «Сиверский». Это здание где «Магнолия», где был гастроном «Сиверский». Ко мне обратились ребята с рынка помочь им сделать документацию и построить продуктовые павильйончики. Я им помог изготовить проектную документацию, нашел строителей, построил это все, сдали в эксплуатацию. После этого поступило предложение с рынка заняться организационной деятельностью. Когда я пришел на рынок, не было ни одного торгового договора, контейнера сдавались просто так.

Я это все привел в порядок, заключил все договора.

Потом нас где-то полгода проверяли все возможные службы, которые не нашли ни одного нарушения. Потом были неоднозначные отношения с Облпотребсоюзом, что и подвигло нас создать предприятие «Рыночный комплекс «Нива». Мы подали в суд, и за нами было признано право аренды на этот земельный участок.

По всему рынку стояло наше оборудование, предприятие было создано путем объединения всего этого оборудования. Собственники внесли его в качестве уставного взноса и за это получили акции. Так было в 2003-м году создано наше предприятие.

- В вашем ведении только вещевой рынок?


- Только вещевой. Это новый рынок, который построился, где железные бутики стоят и социальный рынок (где столы были, железки…).

- Какие были нововведения на рынке? Вы сделали целые улицы с названиями, подключили Wi-Fi? Что еще?


- Действительно, это очень удобно. Мы придумали название каждой улице. Чтобы не было политической подоплеки, мы назвали улицы по названию городов.

Мы – наверное единственный рынок Украины, который выпускает свой буклет. В этом буклете есть схема рынка. Расписано, чем торгует каждое торговое место. Мы это делаем в основном для гостей из Беларуси. При въезде каждому дается такой буклетик.

Можно открыть и посмотреть, в каком бутике и чем торгуют. И конечно же, что нового.

Такой буклет мы выпускаем 1 раз в три месяца. Получается по сезонам: зима, весна, лето, осень.

Плюс к этому мы делаем новый проект «Интернет-рынок». Если на сайте map.cn.ua зайти на карту рынка и нажать на любой бутик, то будет открываться страничка этого бутика. Там будут контакты, ассортимент товара, цены, тут же в чате напрямую можно будет связаться с продавцом. Чтобы продавцы могли свою страничку редактировать сами, мы на рынке запустили бесплатный Wi-Fi. У нас он работает и в мебельном павильоне. Причем, с очень приличной скоростью, которая выдается на Интернет-клубы…

- Какую бы самую большую сложность в работе Вы отметили? По сравнению с работой в том же «Сиверском»?

- Большая сложность – новый Налоговый кодекс, который по моему мнению просто убивает предпринимательство. Если во всем мире правительство делает ставку на предпринимательство и на самозанятость населения, то у нас просто хотят выжать из предпринимателей больше денег. Сразу же стало видно, что когда было принято постановление о Пенсионном фонде, у меня сразу же освободилось 10% рынка. Это те пенсионеры, которые работали и просто ушли. После принятия Налогового кодекса на рынке стало до 25% свободных мест. Это те предприниматели, которые там зарабатывали какую-то копеечку, чтобы дополнительно иметь заработок. Но стало невыгодно и они тоже ушли. Ну и я дальше уже не вижу выхода. Если убьем предпринимательство, то я не знаю, откуда брать деньги.

Производство у нас не работает, предпринимательства не будет. Только Международный валютный фонд.

- Налоговая утверждает, что задача нового Кодекса – вывод экономики из тени и прекращение работы схем сокрытия доходов крупным бизнесом под видом упрощенной системы. Якобы Кодекс постоянно дорабатывается, чтобы не задеть малых предпринимателей с их индивидуальным бизнесом. Насколько это у государства получается на данном этапе по-вашему?

- Чтобы убрать все эти схемы, совсем необязательно было принимать Налоговый кодекс. Да, действительно, все большие торговые сети работали через предпринимателей. Товар при этом часто завозился контрабандой. Поэтому не стоило затевать с Налоговым кодексом. Просто надо было навести порядок на таможне, навести порядок в крупных торговых сетях. Заходишь в крупный торговый центр – а там каждый отдел на предпринимателе. Можно было бы намного проще навести порядок.

Наша беда в том, что законодатели связаны с крупным бизнесом. Они защищают свои интересы, а интересы маленького предпринимателя, который торгует на рынке, который держит свою парикмахерскую, просто до депутатов Верховной Рады не доходят.

- Не секрет, что доходы с рынка – это серьезное подспорье для бюджетов черниговцев. Но, по словам экспертов, до 50% рынка работает в тени. Потому что для обеспечения минимальной пенсии 760 грн. предприниматель должен ежемесячно вносить 340 грн. социального сбора и многие избирают нелегальную «тропинку» без каких-либо патентов. Как решается эта проблема? Вы говорите с предпринимателями, которые находятся из-за этого в заведомо неравных условиях? 1-го июля истек мораторий на проверки. Что они дадут по-вашему?


- При заключении договоров у нас на рынке с человека первым делом требуют патент, свидетельство и паспорт. Человек, который приходит на рынок заключать договор, он приходит с легальными документами. Раз в квартал продлевается патент – там я ничего не могу проконтролировать, но изначально мы документы требуем.

Вопрос в другом. Посмотрите, что у нас творится со стихийной торговлей. Мелкие предприниматели ушли с рынка на «дорогу жизни». Потому что там ничего не надо платить. А зарегистрировавшись предпринимателем и придя на рынок, ты рискуешь очень многим. Может прийти налоговая и оштрафовать тебя на очень большую сумму. Те же предприниматели, которые стоят на «дороге жизни», рискуют лишь 117-ю гривнами штрафа.

То есть надо наводить порядок прежде всего в размещении торговли – не давать дороги «дорогам жизни». У нас на рынках сейчас хватает мест и в этом направлении надо работать.

У нас в законодательстве есть статья за незаконную предпринимательскую деятельность. Стихийной торговлей обычно занимаются одни и те же люди.

Так вот два протокола на такого человека за незаконную торговлю, как мне кажется, является основанием для заведения уголовного дела. Как только будет 3-4 громких дела в городе, стихийной торговли у нас просто не будет.

- Сейчас в Беларуси произошел кризис, случился обвал рубля с очередями в обменниках с молчаливыми акциями протеста граждан и т.д. Как это сказалось на черниговских рынках? Ведь очень много белорусов приезжало к нам за товаром.


- Это сказалось не только на черниговских рынках. Белорусы практически пропали. Сказалось это и на наших курортах, и на многом другом.

В прошлом году киевская трасса была буквально забита белорусами, которые отдыхали в Крыму. По пути они заезжали к нам в Чернигов купить майки, трусы, тапочки, оставляли здесь деньги. Сейчас на трассе машин с белорусскими номерами почти нет.

Это говорит о том, что у них нет денег и они к нам не ездят. Если раньше они к нам завозили деньги и за счет этих денег наши предприниматели развивались, то сейчас этих денег нет. Приходится рассчитывать только на своего покупателя, у которого тоже проблемы и с выплатами зарплаты, с семейными бюджетами.

Сейчас, как я говорил, на рынке 25% свободных мест. Когда предприниматель приходит к нам заключать договор, мы даем ему список – он идет и выбирает себе место.

- Летом у вас затишье в торговле?

- Затишье до конца августа, когда родители начинают собирать в школу детей. Есть два межсезонья: это июль до середины августа (люди в отпусках и на рынках очень мало народа), второе – это с середины января после новогодних праздников до 8 марта.

- То есть сейчас предприниматели не в прибылях?


- Да. Даже в ноль редко выходят. Содержат свои семьи за счет прибылей в другие периоды.

- Нам вообще в Чернигове нужен крупный перевалочный центр торговли? Такой как Хмельницкий, Одесса… Или смысла нет?

- Смысла не вижу. Куда переваливать это все?

На границе с Баларусью хотели построить один большой рынок. И что бы этот рынок делал сейчас, когда белорусы ездить перестали? Когда они поедут – неизвестно. Рынок сбыта, рассчитанный на определенную группу людей, не выживет.

Должна быть многосторонность и многофункциональность. Наши рынки рассчитаны и на жителей города, и на наших гостей. А развивать в городе конечно же надо туризм. Будет туризм, будут сувениры, будут покупатели. За счет туризма мы сможем выжить.

- А диалогу бизнеса и власти в развитии туризма какую роль отводите? Приезжаешь в тот же Львов и складывается впечатление, что у всего бизнеса и местного самоуправления одна стратегическая цель – заставить туриста захотеть приехать еще и еще… И не просто приехать – привезти с собой того, с кем впечатлениями уже поделился.


- Надо хотя бы с чего-то начать. Для начала надо отремонтировать туалеты, которые у нас есть и в которые страшно зайти.

Потом бы я написал какую-то программу. Моя дочь недавно приехала из Питера и рассказала много интересных вещей. Должны быть изюминки. Можно поставить памятники, которые подчеркивали бы наши достопримечательности. Например, у нас есть Илья Муромец. Почему бы ему не поставить памятник и не придумать какую-нибудь легенду, которая придумывается в каждом городе?

Потом я вижу работу с туроператорами и с агентами, которые бы просто привлекали сюда туристов.

Если по-хорошему, то я, например, не знаю, как с Киева приехать в Чернигов на экскурсию. Кто занимается этим? Никто не занимается – ни турагентства, ни туроператоры. Потому что все туроператоры сейчас работают на Львов, на Египет, на Турцию. На Чернигов ни один туроператор не работает.

- Как привлекать тех же белорусов? Как говорил наш черниговский предприниматель, белорусские автобусы едут на экскурсии в Киев по нашей окружной, не подозревая, что есть Чернигов…


- Белорусы ездили к нам на экскурсии и заезжали на рынок. Ездили потому, что просто так их на шопинг не выпускали. Я их начал привлекать, когда начал выпускать красочную книжечку о рынке – ежеквартальный буклет. Я начал с того, что каждую пятницу, субботу и воскресение отправлял своих контролеров на границу. И каждой въезжающей в Украину машине давали в окошко такую книжечку. То же самое можно сделать и в рамках города – выпустить какой-то буклет по Чернигову и раздавать его въезжающим на границе, можно распространять его по другим городам.

Можно договориться с туроператорами и проставить их телефоны для организации экскурсий. Надо с чего-то хотя бы начинать, а не просто говорить.

- Какой у Вас личный распорядок рабочего дня? Семья, спорт, работа? :)


- Встаю рано, зимой еще на 6:30 в бассейн ездил – начинал с этого день. А так в основном работа, потому что выходной отличается только тем, что приезжаю на работу не к восьми утра, а примерно часам к 10-ти. Понедельник – выходной, но работают другие службы. Можно сказать, что на работе постоянно.

- А когда отдыхаете в таком случае кроме как ночью?

- Почему же… Вот недавно на плоту сплавлялись – неделя на Десне. Когда устаешь, надо давать себе отдых. Очень люблю Египет, Красное море. На 7-10 дней два раза в год туда мотаюсь. Увлекаюсь подводной съемкой. Каждый раз привожу до 10-ти дисков подводных съемок.

Очень люблю готовить.

Родители – пенсионеры, они купили загородный дом. Поэтому в субботу и в воскресение вечером еду к ним, там ставим мангал на свежем воздухе и готовим любимые блюда.

- Дети за вами следуют в привычках и вкусах?


- Дочка у меня закончила третий курс института. Она работает в туризме, у нее свое турагентство…

- У нас в стране такая традиция – директорам рынка что-то несут. Какой самый необычный презент пытались вручить вам, от которого вы конечно же отказались? :)


- Сразу говорю, что презенты не беру. Мне мое имя дороже. А необычный подарок был в этом году. Мои друзья-пожарники подарили мне огнетушитель, который закручивается кружкой. Откручиваешь огнетушитель – а там трехлитровая бутылка водки.

- Супер!

- Да, было необычно…

- А что еще все-таки не довели до конца на рынке? Такой вот банальный вопрос о творческих планах…

- Хотелось бы до конца довести проект. Но кризис нас остановил. Хотелось бы изначально трансформировать рынок в большой торговый центр.

Я когда-то спорил со своими знакомыми коллегами из Эстонии. Они утверждали, что рынка не будет. А я говорил – будет. Они мне в ответ начали рассказывать о своих реалиях. Там нет ни одного рынка, одни торговые центры. Конечно же, это все со временем трасформируется. Предприниматели будут снимать торговые места, это все будет уже крытое. Думаю, мы к этому придем и на рынке «Нива».

- Может просто исчезнет грань между рынком и торговым центром?


- Да, я больше того скажу. То, что мы построили на «Ниве» из красного кирпича, рынком уже трудно назвать. Это уже и есть созданный нами формат торгового центра. По нашему формату уже строится часть центрального рынка. По нашему формату построился рынок на Боевой.

Можно сказать, мы создали свой формат рынка. Те, кто приезжают из других городов, они просто ахают. Там такого нет.

Пример Киева – торговый центр «Караван». Там есть ледовая арена, есть кинотеатры, рестораны, боулинги – большие развлекательные комплексы. Мы тоже к этому придем.

- Вы - директора и руководители рынков находите между собой взаимопонимание?

- Мы часто собираемся, обсуждаем. Но торговые центры держатся особняком. С «Мегацентром» сложно контактировать. Там киевский хозяин. Здесь сидит просто управляющий.

- А не многовато ли заведений торговли для нашего города? Потребитель может такое количество рынков и торговых точек вообще потянуть?

- Жизнь все расставит на свои места. То, что не будет востребовано, будет перепрофилировано и переделано.

Когда мы начинали делать рынок, мы в киевской фирме заказали исследование на тему, сколько торговых площадей должно быть в городе и сколько их есть. Это был 2005-й год. По тем сведениям у нас торговых площадей не хватало. Даже по сравнению с другими городами.

Но кризис внес свои коррективы. Много первых этажей, где были переделаны квартиры, сейчас сдается в аренду. Они не востребованы. То есть жизнь все расставит по своим местам.


P.S. О своей благотворительности Олег Мороз говорит с неохотой:

– Для двух девочек – Юли и Марины, папа которых стоит у нас на рынке, мы приобрели слуховые аппараты и хотим оправить летом на оздоровление, поскольку им путевки достаются всегда зимой (показывает открытку, которую девочки очень искренне подписали Олегу на день его рождения – ред.)…


Журналисты также узнали, что Олег приобрел сантехнику для 27-й школы, в которой когда-то учился. Но говорить об этом с нами он уже не захотел.

ГЛАВНАЯ черниговская газета

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Олег Мороз, рынок, нива