GOROD.cn.ua

Интервью с начальником черниговской таможни – Денисом Пудриком

Денис Пудрик
Денис Валерьевич возглавляет Черниговскую таможню всего три месяца, хотя работает в таможенных органах с 1998 года.
Родился 13 июля 1977 года. Имеет три высших образования – менеджера, юриста и управленца.
Прошел все ступени карьеры таможенника от рядового инспектора до заместителя начальника Донецкой таможни, заместителя начальника Мариупольской и Восточной таможни, начальника Бердянской таможни.

С апреля 2010 по март 2011 года руководил Крымской таможней. Имеет знаки отличия Государственной таможенной службы Украины, общественных и религиозных организаций. Женат, отец двоих сыновей.

– Как бы Вы проанализировали работу Черниговской таможни за последний год: показатели, факты, динамика?

– Динамика позитивная как Черниговской области, так и таможни в целом. С начала 2011 года Черниговской таможней перечислено в бюджет 588 миллионов гривен, то есть показатель налоговых сборов выполнен на 125%. Если сравнить с показателем прошлого года, то это на 285 миллионов больше. То есть в два раза больше перечислено денег в бюджет. Если 2008-209 года были кризисными, то 2010-2011 - годы развития украинской экономики, поэтому мы можем сегодня с уверенностью говорить об увеличении пере-числяемых средств в бюджет.

- За счет чего это стало возможным?
- Безусловно, за счет активизации в области внешнеэкономической деятельности, стали больше возить нефтепродуктов, увеличиваются объемы поставок в Украину сырья для химической промышленности, металлургии, оборудования везется много, особенно сельскохозяйственного, грузовые машины. Многим, особенно если заезжают с России или с Литвы через Беларусь, удобно в плане логистики оформлять груз у нас и потом дальше следовать по территории Украины. Например, много оформлений осуществляет предприятие КАМАЗ. Я как экономист и таможенник явно вижу, что экономика стала оживать.

– Что, по-вашему, поможет повысить эффективность деятельности Черниговской таможни?
– Это оптимизация мест таможенного оформления. Пытаемся подтянуть наших сотрудников туда, где они наиболее нужны, и прежде всего, на пункты пропуска в летний период. Президентом поставлена задача реализовать курорт-ный потенциал Украины, но когда человек заезжает в Украину, простояв в очереди двое суток, то ему уже не хочется ни в Крым, ни в Киев, ни в Чернигов. Поэтому первоочередная наша задача — чтобы не было таких очередей на пунктах пропуска, особенно в курортный сезон.
Идет ротация кадрового состава. Меняем руководителей местами, чтобы не засиживались на одном месте. С целью оптимизации нашей деятельности в 2010 году к Черниговской таможне была присоединена Новгород-Северская. Считаю это правильным, потому что в одной области должен быть один орган исполнительной власти. Улучшаем состояние таможни, получаем новую оргтехнику. Готовимся к переходу на электронный документооборот, внутренний документооборот у нас в электронном виде, и уже запущен пилотный проект «Электронное декларирование» в масштабах Украины.

– Оправдала ли себя практика «зеленого коридора»? Не увеличило ли это количества преступлений, связанных с упрощением провоза контрабанды? Насколько это вообще облегчает работу?

– Она, безусловно, оправдала себя. Мы ничего нового не придумали, это европейская практика. Как сказал к Черчилль: «Демократия - не лучший способ управления государством. Но, лучшего пока никто не придумал». Может, это и не лучший способ, но лучшей практики в мире пока не существует.
Точно так же, если захочешь найти диверсантов в лесу и начнешь прочесывать лес, ты там их не найдешь.
Нужно определить точечно места, где , хотел бы сам спрятаться. Вот там и ищи. То есть люди работают опытные. Меня, удивило то, что больше половины людей здесь работают больше 15-ти лет. То есть, нет такой текучки кадров как на Западной Украине, в Одесской области или том же Донецке.
На Черниговской т таможне работают опытные и надежные люди, и об этом свидетельствуют результаты борьбы с контрабандой.

– По поводу кадрового вопроса. На Черниговской таможне, как вы сказали, текучки кадров нет.Но ротация все же присутствует. Как вы прокомментируете назначение на должности людей с Востока в других регионах Украины и как влияет политика на работу таможенной службы в целом?

– Я ответственно заявляю, что в кадровой политике государственной таможенной службы Украины и в Черниговской области в частности никакой политики нет абсолютно. Мы подходим к людям, как к профессионалам, и не более того. Да, некоторые люди приезжают сюда, но не только с восточной Украины, это люди из Крыма, например. А если будут и со Львова, то мы тоже будем принимать их на работу с удовольствием.

– Есть такая украинская поговорка «Нова метла по-новому метет». К Вам это относится?


– Я бы так не сказал. Когда я возглавил коллектив Черниговской таможни, то дал месяц на исправление ошибок. Кто справился - тот работает по сей день; кто не справился — это не значит, что человек непрофессиональный, возможно, на другом участке работы он показывает себя лучше.
К примеру, человек хорошо разбирается в строительстве, то почему бы его не отправить заниматься строительством? Кстати строительство актуально для Черниговской таможни: идет строительство пункта пропуска «Новые Яриловичи» в рамках программы подготовки к Евро-2012.

– Насколько изменился характер контрабанды за последнее время? Что привлекает контрабандистов, и где прячут недозволенное?

– Чем больше борешься, тем хитрее методы. Контрабанда из тупой черноты перешла в разряд интеллектуальной. «Черной» контрабанды, когда едут ночью объездными дорогами, я уже давно не видел.
Это сейчас просто невозможно: работают современные системы видеонаблюдения и контроля, плюс на границе несколько служб, держит ситуацию под контролем и СБУ, и МВД.
А что касается интеллектуальной контрабанды, то это когда на складах в определенных странах занижается индекс инвойс, что снижает стоимость товаров; когда трактуется законодательство для того, чтобы изменить название товаров (назвать сапоги валенками и этим сэкономить, например).
Всех секретов открывать, конечно, не буду, потому что нам с этим бороться, скажу лишь, что контрабанда стала интеллектуальной, и занимаются ею не дядьки в фуфайках, а профессионалы с высокоточной техникой, современным оборудованием, со знанием иностранных языков и законодательства.

– В чем проявляется фантазия контрабандистов?

– Последний случай: везли одежду и обувь в Российскую Федерацию. «Затаможился» товар в Киевской региональной таможне как средство от комаров, путем манипуляций был вскрыт трос, выгружена часть товара и загружены одежда и обувь. Внешне ничего не было нарушено. Трос был перерезан вверху, куда редко обращает внимание таможенник. Но чутье сработало. Кстати, черниговские ребята, которые работают уже давно, и задержали.

- Что ценного было изъято за последнее время?


Изымали холодное оружие (кортики, штык-ножи) дорогостоящее. Сейчас проводится экспертиза. И было уголовное дело по факту контрабанды вентиляционных систем на сумму 6 миллионов гривен. Что касается контра-банды, то пока не закончено следствие, мы стараемся не разглашать подроб-ностей, но если говорить в общем, то с начала года возбуждено 10 уголовных дел на сумму 5 миллионов гривен и зафиксировано 400 фактов нарушения таможенных правил на общую сумму 17 миллионов гривен.
Для Чернигова это неплохой показатель, учитывая, что это не западная границам не морские ворота.

– Насколько популярна профессия таможенника? Сколько новых сотрудников пришло на таможню за последний год?

- Текучесть кадров у нас небольшая, поэтому в этом году мы приняли на работу всего двух выпускников таможенной академии. Хотя в том же Львове приняты 120 человек.
Но сейчас таможенной службе активизирована борьба с коррупцией, и, как говорите где тонко, там и рвется. На западной границе и соблазнов больше, и особенности службы другие, да и штат таможни побольше – у нас 500 сотрудников, на Львовской таможне –1800.
Таможня — это узкая специализация, поэтому оперативную работу мы принимаем именно выпускников профильной академии. На конкурсной основе к нам идут и другие специалисты – кинологи, химию строители.

- Какая мотивация стать таможенником? Высокая зарплата?

- У молодых специалистов, как везде, не очень большая. Когда же ест стаж, звание персональное, тогда ест надбавки (как у меня, например, за кандидатскую диссертацию, за выслуг лет, за достижения в труде), и зарплат получается достойная.
А мотивация тех, кто приходит на таможню работать, – это карьера. У каждого есть шанс стаи начальником таможни. Наша Родин, Украина сейчас на этапе становления Да, мы не живем настолько сыто, как Европа, но не всем же жить в Швейцарии. Нам выпала такая доля, И я считаю, достойная, – жить в Украине одной из самых больших стран Европы. И мы работаем для наших детей которые, надеюсь, будут жить в успешной, процветающей стране.

- Как, на Ваш взгляд, можно искоренить коррупцию в таможенной службе?

- На мой взгляд, она практически искоренена. Глава Государственной таможенной службы Украины Игорь Калетник – человек принципиальный и жесткий. За 2010 год в Украине из таможенной системы за нарушения уволены около 400 человек, в том числе 5 в Черниговской области. Это больше, чем за все годы работы Государственной таможенной службы.

– Сейчас в СМИ и особенно в интернет-изданиях много говорится о возможном объединении таможенной службы и налоговой администрации под началом Хорошковского. Какие плюсы и минусы такой инициативы?

– Думаю, что это «долгоиграющая» перспектива. Сейчас разрабатывается новый Таможенный Кодекс, поскольку нынешний, написанный в 1995 году, а принятый в 2004 году, уже заметно устарел. Пока его приняли, он потерял актуальность. Новый Кодекс пишется по современным европейским стандартам, и это - первоочередная задача. А объединение если и произойдет, то в любом случае это будет взаимодействие служб.

- Многих черниговцев интересует вопрос магазинов, которые якобы торгуют товаром, изъятым на таможне. Действительно ли там продают конфискат?

- Нет, это скорее рекламная уловка продавцов. Если этот товар и был где-то конфискован, то не на Черниговской таможне. Это, кстати, одна из проблем, ведь перед нами стоит задана декриминализации контрабанды. Сегодня контрабанда - уголовное преступление. Возбуждается уголовное дело, ведется следствие, которое может длиться годами, а изъятый товар лежит. Например, конфисковали мы джинсы, по 201-й статье идет следствие год, два, три... Когда следствие заканчивается, джинсы уже сгнили. А если остались целые, то никому они уже не нужны.
Когда же мы конфискуем по протоколу, то через месяц после решения суда товар продается, и деньги идут в бюджет. Это гораздо более действенно.
Поэтому главный приоритет таможенной службы - декриминализация контрабанды. Попался, забрали, продали и иди занимайся...
Потому что в контрабанде доказать причастность конкретного лица очень сложно.
Например, пришла фура, в документах написано «валенки», а там сапоги. И кто виноват? Тот, кто выписывал документы? Кто пропускал на границе? Водитель? Директор фирмы? Основное - определить чью-то вину, а это доволь-но сложно...

- У вас довольно «насыщенная» карьера. В основном это работа на Востоке страны, в Крыму, связанная с принятием решении постоянная ответственность... А как же двое детей, семья? Как удается совмещать работу с семейной жизнью?

- Когда-то главу Государственной таможенной службы Игоря Калетника спросили: «Ваши подчиненные работают сутками, и в субботу, и в воскресение. Зачем вы рушите семьи таможенников?» А он сказал: «Если этим можно рушить семью, значит это неправильная семья».
Основное - это работа, это карьера, это страна, в которой мы живем. Моя семья меня в этом понимает и поддерживает.
Сейчас лето. Старший сын пока не в школе, семья находится в Чернигове. А зимой посмотрим. Если будет все нормально, переедем в Чернигов. Будем здесь жить, учиться, работать. Предусмотренная для начальника таможни ведомственная квартира здесь есть. Поэтому в этом плане проблем нет.

- А что для вас счастье?
- Прежде всего это семья. От работы я получаю огромное удовольствие. Особенно в последние полтора года. Когда понятны цели и приоритеты, когда никто не меняет коней на переправе, это очень приятно и приносит удовольствие.

- Есть ли у вас любимый анекдот, пословица, профессиональный тост?

- Есть. Знаете, как говорят таможенники? Что наш третий тост всегда за Верещагина. Но я этой позиции не придерживаюсь, и пью третий тост за наших любимых женщин. За наших жен, которые нас понимают, которые терпят, нашу напряженную работу... За таможенниц, которые зачастую в ущерб, своей семье занимаются работой наравне с мужчинами... За мам, за дочерей и за всех остальных. Женщины - это, все-таки самые прекрасные люди, которые нас окружают. Поэтому третий тост я всегда говорю за женщин. Он – мой любимый!

«Любимая черниговская газета», №3 от 20.06.11


Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: «Любимая черниговская газета», Денис Пудрик, интервью, Черниговская таможня