GOROD.cn.ua

Михаил Бондаренко разводит необычных птиц и увлекается цветами

Михаил Бондаренко разводит необычных птиц и увлекается цветами
Как-то, проезжая через Локнистое Менского района, я обратила внимание на необычных серых птиц, которые гоняли домашних петухов. Это были цесарки. А бойцовский характер они проявляют лишь в период гнездования, объяснил мне позже их хозяин — 57-летний Михаил Бондаренко, бывший ветеринар, а сейчас он работает охранником в одной из Черниговских поликлиник.

С детства Михаил разводит голубей. И хотя есть у него и мясная порода — кинги, но своих любимцев он не ест.
— Я увлекаюсь голубями. Еще первоклассником нашел на поле слабую голубку, может, она была больна или слегка ранена — не знаю, но мне, тогда 7-летнему мальчику, удалось ее поймать. Отец позволил оставить ее, построил голубятню. Так все и началось. С тех пор, сколько себя помню, все время у меня живут голуби. Когда-то было и до 200. Сейчас же имею, кроме 6 пород голубей, цесарок, карликовых петухов, а также пуховых голландских гусей и индюков Харьковской породы.

— А где же индюки?
— Индейка сидит на яйцах, а индюк закрыт в вольере, потому что сгоняет кур с гнезд, чтобы самому высиживать потомство. А поскольку он у меня тяжелый, почти 16 кг, куриные яйца давит. А как-то этот индюк высидел 23 гусят. Когда яйца наклевывались, я перекладывал их под гусыню, чтобы этот красавец не задавил малышню.

— Никогда не слышала, чтобы индюки высиживали яйца!
— А страусы же выводят свое потомство, поэтому не сомневайтесь и в индюках. Каких только птиц у меня не было! Гусей пуховых я когда-то обменивал в Менском зоопарке на павлинов и фазанов.

— Так у Вас и павлины есть?
— Нет, сейчас нет. А лет 15 назад были. Мо, простите за откровенность, люди у нас недобрые. Кто-то перо хотел выдернуть из хвоста и гонял их, бедных, а черниговцы, которые часто в Локнистое на рыбалку приезжают, просто воровали. Им еще и лисы помогали. Так и перестал я разводить павлинов. На память осталось только вот это, — Михаил Владимирович показывает старый облезлый павлиний хвост. — А все равно хочется опять завести и павлинов, и фазанов...

— Расскажите о цесарках. Какие они?
— Цесарки - это обычные домашние птицы. Их еще мой отец держал. Помню, как в детстве с нами никто не хотел в битки играть, потому что знали, что яйца цесарок крепче куриных. За сезон она до 100 штук может снести. Пока самка на яйца не сядет, самец ни на шаг не отходит, петухов от цесарочки гоняет, а затем успокаивается и ждет потомства. А вон бегают мои карликовые петухи (их тоже когда-то выменял в Менском зоопарке), один .простой, а второй кучерявый - у него все перышки будто наизнанку выкручены.

Пока мы говорили, вышла жена Михаила Владимировича, 50-летняя Надежда Алексеевна:
— Птицы - не единственная страсть моего мужа. Я с ним ежегодно ругаюсь из-за земли: хочу насадить возле дома побольше овощей, а он — цветов. Вот взгляните, сколько их у нас, — и женщина показывает большую клумбу.
— У меня много чего есть, — подхватывает хозяин. — Пионов 26 кустов (почти все разных сортов), 15 сортов роз, 17 — тюльпанов. Нарциссов и хризантем тоже немало, а еще ведь на подоконниках у нас 96 (! — Авт.) горшков комнатных цветов. Из экзотических имею лимон, мандарин. Несколько лет назад один лимон я отдал в местную школу, там для него места больше, поэтому он сразу же там и уродил. А когда зацвел, то по всей школе стоял такой сильный запах, что дышать было тяжело. Домашнее наше деревце, к сожалению, не родило. А вот своих мандаринов как-то удалось попробовать. Берегу я и комнатный куст роз. Он растет большой, занимает много места в доме, но дорог для меня как память. Когда младшему сыну Юре было 3 года, роза спасла его от увечья, а может — и от смерти. Мы тогда еще не достроили дом, и вдруг слышим, как с крыши съехала большая железяка, которая держала разостланный рубероид, вот-вот упадет на Юру. Мы с женой бросились к нему, кричим «Убегай!», а он не понимает (еще маленький был). Если бы не роза — она удержала на своих ветвях железяку на тот миг, пока я подхватил сына на руки, - не хочу и думать, что бы было. Сейчас сыну 22 года, почти столько же - розе-спасительнице.

— А у старшего сына — Валентина - жена увлекается цветами, — добавляет Надежда Алексеевна.
Попрощавшись с супругами Бондаренко, я еще долго была под хорошим впечатлением. Приятно встретить в наше время людей, которые ценят не только полезное, но и красивое.


Михаил Бондаренко с голубями-павлинами

Анна Самойленко, еженедельник «ГАРТ» №22 (2515)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: птица, цветы, хобби, «ГАРТ», Анна Самойленко