GOROD.cn.ua

Виталий Таганов: «Театр – это пытка искусством!»

Виталий Таганов
За несколько часов до премьеры нашумевшего мюзикла «Стиляги» мы встречаемся с Виталием Тагановым – режиссером театральной постановки. Любимец черниговской публики производит впечатление открытого, искреннего, позитивного и светлого человека.

О стилягах и Чернигове

— Что обозначает для Вас сегодняшняя постановка – мюзикл «Стиляги»?

— В первую очередь – это мои друзья. Мой город, мой зритель. По этим причинам я с большой радостью и откликнулся на предложения стать постановщиком мюзикла. Сложности уже отошли на второе место. Я человек профессиональный и ко всему тоже отношусь профессионально и, опять же, самокритично. Поэтому хорошо понимаю: за несколько дней невозможно поставить спектакль, тем более с непрофессиональными артистами. И это меня мучает. Я требую от них высокого уровня профессионализма – требую невозможного. В общем, для меня это тоже, в какой-то мере, пытка. Но мне доставляет большую радость, когда люди меня слышат, понимают и показывают хорошие результаты. Тогда осознаю: из меня вышел неплохой педагог по актерскому мастерству. А еще для меня многое значит слово «благотворительность». В таких случаях всегда стесняюсь отказать.

— Виталий, планируете ли Вы вернуться в Чернигов? И что для Вас этот город?
— Это молодость, юность. Город, давший мне путевку в жизнь. Да, это так! Ведь и звание Заслуженного артиста Украины я получил в Чернигове. Можно сказать: Чернигов – моя малая родина. Но возвращаться… На какие-то проекты – да. Опять-таки в зависимости от занятости. Мне сложно выбираться из Севастополя (прим. авт. с 2005 года работает в Севастопольском Академическом русском драматическом театре им. А.В.Луначарского), так как там очень много работы. Да и к тому же к этому городу я уже прикипел. Находясь в Чернигове, скучаю по Севастополю.

Черниговский зритель благодарный

— Отличается ли черниговский зритель от зрителей других украинских городов? Если да, то чем?
— Черниговский зритель не так искушен, как скажем, севастопольский. Поэтому он более благодарный и доброжелательный к артистам. А поднять аплодировать стоя севастопольского зрителя в конце спектакля очень сложно. В Севастополе довольно много концертных, театральных залов – зритель насытился и удивить его чем-то уже трудно.

— А зарубежный зритель другой?
— Да, они наивные. Не так уж часто бываю за границей. Со своим спектаклем побывал на фестивале в Квебеке (Канада). Там зрителям все нравится. Они живо реагируют на шутки. Встречая на улице, приветствуют. В общем, доброжелательный народ и открытый.

— Способна ли современная сельская культура воспитать настоящего театрального зрителя?
— Естественно. Я не разделяю: сельский-городской. У меня и самого корни сельские: мама из украинской деревни, папа – из мордовской. И вырос у них человек (смеется) с двумя образованиями — актерским и режиссерским. Много друзей-актеров, которые вышли из села. Там тоже есть своя интеллигенция. В современном мире, где есть телевиденье (все могут смотреть одни и те же программы, фильмы), большой разницы между сельским и городским жителем не вижу.

Самое важное


— Виталий, три самые важные составляющие Вашей жизни…
— Во-первых, отцовство. Вторая важная составляющая – актер. Третья – педагог.
— Мечтает ли Ваша десятилетняя дочь Полина стать актрисой?
— Она уже считает себя таковой.
— А Вы как относитесь к ее выбору профессии?
— Если есть такое желание, хорошо. Только она думает, это очень просто. А я ей всегда напоминаю: для этого надо учиться.
— У Полины есть сценический опыт?
— Небольшие роли в кино и театре. Она играет в моей театральной студии «Фарт», а также выходила на сцену в Чернигове и в Севастополе. Не так давно, 20 мая, моя супруга Нателла поставила спектакль «Завтра была война». Полина тоже играла в нем.

Театр — жизнь

— Кто является для Вас авторитетным человеком?
— В драматическом киноискусстве для меня авторитет – Андрей Миронов, актер, близкий по духу. Если говорить о собирательном образе, преклоняюсь перед нашими предками, пережившими Великую Отечественную войну. Этим людям довелось побывать в экстремальных ситуациях, выстоять и при этом не потерять человеческое достоинство.
— Что для вас театр?
— Ой, у меня так стерлись границы между жизнью и театром… Театр – жизнь. Банально совершенно, но так оно и есть. Театр – пытка, в какой-то степени, пытка искусством. Бывает — страдание. В последнее время театр доставляет меньше радости. Дело в том, что выход на сцену и каждая роль идет через преодоление себя. Я понимаю, что не могу выходить к зрителю с какой-то халтурой. И все чаще замечаю: не могу смотреть себя на экране и свои спектакли тоже не люблю пересматривать…
— Чем старше, тем более критичным к себе становитесь?
— Да!

Так много значит слово «благотворительность»

— Есть ли у Вас опыт участия в других благотворительных проектах?
— Конечно, конечно… Я часто сотрудничаю с Ливадийским дворцом и с Крестовоздвиженским храмом. Это и праздник «Белого цветка» – сбор средств для людей, больных туберкулезом. А в этом году собирали средства для дома престарелых…
Все это я организовываю и сам участвую. Третий год в подряд мы проводим «Царскую елку» в Ливадийском дворце. Что касается города Севастополя, буквально в апреле мы с супругой провели неделю добрых дел. Все мои артисты студии «Фарт» находились в книжном магазине, в магазине игрушек и всем покупателям рекомендовали купить памперсы для дома малютки.
— Местные власти к празднованию Дня города планируют постановку «Стиляг» с другим, не менее звездным, актерским составом. Поступало ли Вам предложение стать режиссером этого мюзикла?
— Нет. Не слышал ничего об этом.

К каждому можно найти подход!

— Глубинная суть мюзикла: научить людей находить понимание друг с другом. Легко ли Вам находить общий язык с людьми?

— Я человек коммуникабельный, и мне это удается. Всегда пытаюсь оправдать каждого человека. Это такая актерская способность. Потому что мне приходится играть и отрицательные роли, и положительные. К любой отрицательной роли необходимо подойти с позиции «почему я такой?» Так же я и общаюсь с людьми. Даже на примере этого спектакля. Все актеры разные: депутаты, бизнесмены, журналисты — каждый со своим «Я». И к каждому нужно найти подход. Мне это удается.
— Есть ли какой-то особый секрет взаимопонимания?
— В чем секрет? Все плюсы и минусы актера нужно открыть для зрителя. Вот и все! Я стараюсь доказать и показать: все талантливые. Современное искусство, в какой-то мере, идет против профессионализма. Оно направленно против «вычищенности» артиста. Многие режиссеры с мировым именем снимают непрофессиональных артистов для того, чтобы зритель понимал: на сцене он сам. Без идеальной внешности, хорошо поставленной речи. Главное, чтобы человек поверил – он может быть артистом. Это ж жизнь.

Об отдыхе и работе в кино


— Театр — работа. А отдых?

— Ой, я закрываю шторы так, чтобы ни один лучик света не проходил, забиваю холодильник едой, дабы не выходить в магазин и никого не видеть (при этом Виталий иронично улыбается). Закрываюсь на три замка, отключаю телефоны… Это так редко бывает.
— Вы сейчас снимаетесь в кино. Что за фильм?
— Это совместный проект канала НТВ и, по-моему, телеканала Интер. Сериал «Хозяйка Тайги-2». Я играю в 10-м фильме (там будет 12 фильмов и в каждом — по две серии). Играю бандита по прозвищу «Гусь» — артистичного бандюгана!

Беседовала Галина Сачивец, фото Людмила Богун, еженедельник «СЛОВО Черниговщины» №7

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: театр, Виталий Таганов, Людмила Богун, Галина Сачивец, «СЛОВО Черниговщины»