Александр Тасиц – первый ню-арт–фотохудожник Чернигова
Вторник, 24 Мая 2011 16:48 | Просмотров: 5105
С любимой женой Евгенией Михайловной
Еще во времена Советского Союза (это тогда, когда секса не было) он не побоялся цензуры и возможного непонимания. Он стал настоящим авангардистом того времени.
Александр Тасиц – первый в Чернигове фотохудожник, который представил удивленному и даже в чем-то шокированному зрителю интригующее новое направление творчества — «ню-арт»
— Александр Степанович, сегодня ваше имя звучит, вас знают. А как все начиналось, кто был вашим учителем?
— Фотографию я полюбил еще в 1959. У меня был фотоаппарат «Смена-2», у меня было желание, у меня был маленький портативный фотоувеличитель… А проявлял свои снимки я в земляном погребе — тогда все нужно было делать в темноте. А потом в 17 лет я начал работать в «Деснянке». Моим другом и учителем стал Кругерский Зиновий Петрович. Мой первый пейзаж в газете вышел в декабре 1963-го. Чуть позже от «Деснянской правды» меня послали в театр Шевченко, был спектакль Юрия Милютина «Поцелуй Чаниты» — и вот тогда вышла моя первая театральная фотография. С того времени до 2001 года с театром я не расставался.
— У вас сейчас есть такой негласный титул первого ню-арт–фотохудожника Чернигова. Как вы к этому относитесь, как несете это звание?
— Всю жизнь я снимаю женщин. Первая моя фотовыставка портрета была в 1964 году. В 1969 году, когда я уже пришел из армии, была организована еще одна выставка. К тому времени я уже пробовал снимать натуру в павильоне. Директор киноклуба Анатолий Тарасенко, зная об этом, предложил выставить пару фотографий — одну более откровенную, а другую — завуалированную. Так мы и поступили. И вот, накануне открытия, оргкомитет выставки подходит к стенду с моими работами и начальник управления культуры Иван Петрович Собко говорит: «Вот как мы можем вешать такие фотографии у нас на выставке, когда журнал «Огонек» таких снимков не печатает?» А «Огонек», сами понимаете, на то время являлся эталоном советской пропаганды и культуры. Однако один из известнейших фотохудожников того времени и мой хороший товарищ Школьный Валентин Васильевич не растерялся и говорит: «Вы знаете, а литературный журнал «Октябрь» вообще фотографий не печатает». В этот момент все буквально согнулись пополам от смеха. Благодаря тому, что мой друг так умело разрядил обстановку, все фотографии остались на выставке.
— И неужели с цензурой проблем больше не возникало?
— В 80-е годы я занимался рекламой на комвольно-суконном комбинате. И вот в один прекрасный день приходят ко мне в лабораторию сотрудники милиции: «Вы сами все покажете или нам самим искать?» А у меня было 15 альбомов с обнаженной натурой. Конечно, это все забрали. Долго там что-то проверяли. В итоге порнографию, которую они искали – не нашли, у меня ее просто не было. Однако альбомы сразу вернуть милиционеры отказались.
— Так они им понравились?
— Да. Они изучили все фотографии, так сказать, досконально, а уже только потом привезли альбомы домой. Вот такая была ситуация.
— Александр Степанович, а вы помните эту свою первую модель?
— Конечно! Она сейчас живет в Швеции.
— А кто она, как ее зовут?
— Я думаю, что это было бы неправильно и неэтично называть имена. Пусть это останется нашим с ней секретом. У меня есть очень много ее фотографий. Я, кстати, встретил ее, лет пять назад… Мы обнялись, поцеловались. Она была худенькая такая, маленькая, сейчас она стала кругловатой комплекции и первая фраза, которую она сказала: «Не смотри на меня, я страшная» (смеется — прим. автора), а вторую: «У тебя есть мои фотографии? Идем, посмотрим». Это для меня приятные воспоминания, ностальгические.
— А вот откуда в человеке, который рожден в СССР, воспитан в СССР, появилось столь необычное увлечение и как это воспринималось окружающими?
— Ты знаешь, то, что я выставлял, людям всегда нравилось. Я не слышал ни разу, чтобы кто-то сказал, что я сделал пошлость. Я никогда в жизни не показываю гениталии, считаю, что это никому не нужно. Я всегда снимаю так, чтобы это было эстетично, красиво, невульгарно и обязательно подчеркивало красоту женщины. Я не сделал ни одной фотографии с порноуклоном, мне это не нравится. А началось все с того, что мне в руки попался высокохудожественный журнал «Чешское фоторевю». Там печаталось много фотографий обнаженной натуры, это все подавалось с подчеркнуто-эстетическим вкусом, с высокой степенью моральности. Это меня воспитывало. Кстати в этот момент появилась одна девушка, которая приезжала ко мне фотографироваться буквально через день.
— Вы тогда еще были не женаты?
— Не-е-ет… Я тогда еще был совсем молод.
— А сколько у вас было моделей?
— Юлечка! (показывает на огромный ящик с карточками, как в крупных библиотеках). Этот ящик забит до отказа. Если хочешь посчитать — пожалуйста (смеется — прим. автора).
— Это заняло бы не один день! Но все-таки были такие девушки, которые запомнились на всю жизнь?
— Я помню многих, но, конечно же, не всех. Сейчас покажу фотографии с фотосессии, которая запомнилась мне больше всего. Даже имя модели назову, ее зовут Наташа Карпова. Обнаженной ее снимать не было смысла — уж очень худенькая, но мордашка у нее очень симпатичная.
— А какая предыстория фотосессии?
— Довольно-таки интересная! Была выставка в «Арт-клубе». Фотографий Наташи в моем исполнении не было, но были в исполнении Валеры Шайгородского. И тем не менее цветы она принесла мне. После выставки был небольшой фуршет, и я Наташе предложил выпить кофе, на самом деле мы удалились в лабораторию. Короче говоря, после фотосессии мы решили над всеми, кто еще остался на фуршете, подшутить. Я принес все фотографии, которые мы с Наташей сделали, и начал разбрасывать их по полу. Это надо было видеть, что творилось — все подоставали свои фотокамеры и начали снимать все это действо, смеху было море! Вот так творческие люди развлекаются!
— То есть именно эта фотосессия запомнилась больше всего?
— Запомнилась, но все-таки, наверное, Наташа Скрипка запомнилась больше, она колоритнее — высокая (под 180 см ростом), фотомодель, длинноногая, грудь красивая. Ну, а если уже так, совсем честно, то больше всего я запомнил съемку той девочки, которая сейчас живет в Швеции…
— А как моделей своих ищете, есть параметры?
— Ой, какие параметры? Параметров определенных нет и, кстати, ни одной копейки я никому не платил, платят за портфолио мне. Я всегда стараюсь сделать девушек красивее, чем они есть на самом деле. Однажды даже одна возмутилась, что она сама себя не узнает на фото. Я тогда ее спросил: «Красиво? Нравится то, что на фотографии?» Она, естественно, ответила, что нравится. И тогда я решил отшутиться: «Лет 10 пройдет, достанешь эти фотографии, покажешь мужу и скажешь: «Посмотри, гад, какая я была! Что ты со мной сделал» (смеется — прим. автора).
— А можете на улице подойти к девушке и предложить фотосессию?
— Очень редко.
— Но все-таки можете?
— Бывало. Но я этого не люблю. Был у меня случай в конце 60-х годов, мы с товарищем прогуливались в районе Речпорта… Смотрю сидит девочка, книжку читает. Ну до того симпатичная! И вот мы решили подойти и договориться о съемке. Обратились к ней, а в ответ услышали: «Чаго тоби трэба?»… Тогда мы просто поняли, что это не наш человек и пошли себе дальше. Вот поэтому подходить на улице — это дело рискованное. Мне нравятся красивые женщины, но не дуры. С глупой общаться никогда не стану.
— А в моделей своих влюблялись когда-нибудь?
— Нет. Они меня интересуют исключительно как модели, но не как женщины. Женщина у меня есть своя! У меня никаких близких интимных отношений нет с моделями, иногда бывают дружеские, и то нечасто.
— А если бы фотоаппарат еще не изобрели, чем бы вы занимались?
— Знаю точно, что не рисовал бы и не был бы музыкантом. Скорее всего, занимался бы электроникой, это мне близко и сам бы изобрел фотоаппарат (смеется – прим. автора). Хотя я и так много чего изобретал и придумывал с фототехникой. Есть уникальные модели, аналогов которым нет в мире.
Счастливая семья — с внучкой, дочкой и зятем
— А семья у вас большая?
— Немаленькая: жена Евгения, сын Владимир и дочь Ира с зятем Толиком, внучечка Кристинка, ей пять с половиной. Сын работает в Польше, он бизнесмен.
— Навещает часто?
— Да, приезжает он довольно часто, не забывает. Дочь с мужем часто у нас бывают. Особенно, когда жара была, у нас спасались. Кристинка любит у меня бывать. И я очень люблю, когда она приходит. Мы с ней играем, мультики смотрим. Кристина занимается в танцевальном коллективе, выступает на «большой сцене».
— А что для вас в приоритете: семья или работа?
— А я и то, и то люблю. Мне хватает времени на все.
— А как ваша жена воспринимает то, что вы фотографируете обнаженную натуру. Неужели она никогда вас не ревновала?
— Как это может воспринимать жена? В принципе, мирится. Я же сейчас уже редко снимаю.
— А раньше?
— И раньше мирилась. Она знает, что я ей верен, и этого достаточно. Она мне верит. А куда ей деваться, это моя работа (смеется — прим. автора). Если бы она даже и пыталась влиять, все равно это было бы бесполезно.
— А как вы познакомились с Евгенией?
— Мы познакомились случайно — на ленинском субботнике в 1970 году. Она была с одной моей хорошей знакомой, которая и представила нас друг другу. Кстати, в августе — совсем недавно — мы отметили 38 лет совместной жизни.
— Поздравляю вас! Это солидная дата.
— Спасибо!
— Александр Степанович, а чем вы в своей жизни гордитесь?
— Я горжусь тем, что ни перед кем никогда не прогибался. Могу похвастаться тем, что у меня вышло очень много книг, календарей, буклетов. И, конечно же, внучкой Кристинкой горжусь. А еще мне не стыдно за моих близких — они выросли хорошими людьми.
— А вы любите отдыхать? Как вы это делаете?
— Я отдыхаю работая. Могу починить телевизор, придумать что-то новенькое — вот это мой отдых.
— А как проводили свободное время в молодые годы?
— Все в работе. Когда трудились с Валентином Школьным над книгой Черниговщины – ходили очень часто в молодежное кафе (оно находилось там, где сейчас «Интермеццо»). Мы выпивали по паре кувшинчиков кофе, алкоголь вообще для нас не существовал, и говорили-говорили-говорили о будущей книге. Позже, когда дети появились мы ездили семьей отдыхать в Крым. Но я могу максимум три дня там выдержать, больше не получается у меня бездельничать и просто валяться на пляже. Это неинтересно!
— А какое самое радостное событие в жизни?
— Рождение внучки и вообще все, что с ней связано! Дети — это не то, а вот внучка — это все! Я ее сильно люблю и она меня тоже. Это у нас взаимное!
— А есть что-то, чего вам еще пока в жизни не хватает, чтобы можно было смело сказать: «Жизнь удалась!»?
— У меня все есть. Хотя, пожалуй, не хватает времени и до банального простого – молодости! Сейчас бы мне снова стать 25-летним и иметь теперешний опыт. Эх… я бы много чего сделал!
— Я надеюсь, с творчеством вы пока не думаете прощаться?
— Нет, конечно! Вот пять лет назад была выставка к моему 65-летию, в этому году будет еще одна, посвященная 50-летию творческой деятельности. Будут новые работы, новые лица.
Беседу вела Юлиана Шалетина, журнал «BOOM!» №5
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.