GOROD.cn.ua

Юрий Осипенко: «В бизнесе главное — не бояться»

— Бизнес и спокойствие — это вряд ли совместимые вещи. Но этим-то бизнес и интересен!
Начнем со впечатляющей цифры: ежегодно черниговцы приобретают не менее трех миллионов пар носков! Значительная их часть попадает в город с помощью компании «Степ-Трейд»: она предлагает около 500 наименований носочно-чулочных изделий — в основном от отечественных производителей, лидеров трикотажного рынка Украины.
Руководитель «Степ-Трейда» Юрий Осипенко в бизнесе давно — начинал обычным водителем на частной фирме. Постепенно рос, менялись позиции (первую фирму зарегистрировал в 1998 году), накапливался опыт… Сегодня он — собственник предприятия.

— Ощущаете разницу между наемным трудом и собственным делом?
— Огромную. Когда работаешь на себя, ты сам себе хозяин. Но это не значит «буду устраивать выходные когда захочу и позже приходить на работу». Это значит, что ты сам все конструируешь, решаешь, когда можно начать что-то новое, сам принимаешь решения, сам видишь ошибки, сам несешь ответственность! В твоей жизни появляется творчество. И главное тут — не бояться действовать.

— …Я родился в январе, и получалось так, что после окончания школы мне почти сразу нужно было идти в армию. А отец мой работал (и до сих пор работает) водителем в автохозяйстве УВД. Предложил пойти к ним учеником слесаря по ремонту мотоциклов в автохозяйстве УВД. Я согласился, поработал там два месяца до призыва, потом из армии вернулся туда же — дорос до третьего разряда! Ну а потом начались тяжелые времена с невыплатами зарплат, с купонами и так далее…

— Ну, тяжелые — они же и интересные.
— Да, тяжелые времена — это всегда времена больших возможностей. Но сначала я вообще не представлял себя в бизнесе! Считал, что чего-то мне не хватает… Сейчас понимаю: если хочешь начинать бизнес, нужно быть смелее. Тогда, как и всех, толкнула жизнь — нужно было кормить семью. Начинали мы с того, что поставляли сырье для носочно-чулочных фабрик. Однажды вместо денег партнеры сказали: «Вот вам продукция, попробуйте продать…» Попробовали — получилось. Все эти давальческие схемы ушли в прошлое, а опыт продаж остался.
Потом подвернулся другой случай: мы поставляли сырье на Рубежанскую чулочно-носочную фабрику, а ее продукция продавалась там же, в Рубежном — на стихийном рынке. Вот один из знакомых торговцев и посоветовал мне привезти партию носков в Чернигов, попробовать продать. Как это выглядело? «Жигули», полностью забитые коробками, даже пассажирские сиденья. Гаишник меня остановил: «Как ты едешь?!» — «Ну, говорю, зеркало мне все-таки видно!» Так оно и начиналось…
Сейчас, конечно, все иначе: в основном фабрики отгружают и доставляют продукцию на собственном транспорте или же заказывают профессиональных перевозчиков. Мы только делаем заявку — раз в неделю.

— Сколько, интересно, носков требуется Чернигову?
— В среднем можно говорить, что человеку требуется не менее 10 пар носков в год. Если у нас 300 тысяч населения — умножим… На город — три миллиона пар!

Продавать должны те, кто умеет продавать

Встречу мы с Юрием Ивановичем назначили на 1 апреля — безо всякой задней мысли. И утро рабочего дня действительно выдалось веселенькое: суета, туда-сюда носят коробки, постоянные телефонные звонки — кто-то меняет цены, кто-то подает заявки, кому-то нужно доплатить…
Компания «Степ-Трейд» занимается дистрибьюторской деятельностью. У производителей своих забот хватает: оборудование, сырье, выпуск продукции — поэтому удобно иметь своего представителя в регионе. Перед дистрибьютором ставят определенные планы, отгружают продукцию — а дальше всей розницей занимаемся уже «Степ-Трейд». Работает компания с фабриками «Легка хода» (Житомир), «Дюна-Веста» (Червоноград), «Конте» (Гродно) и еще десятком поставщиков. Поставляют товар в супермаркеты и сети: «Союзы», «Кварталы», «Седамы», «Сильпо» (не только в Чернигове, но и в Киеве), «Новус». Есть и свой магазинчик, «Мальва» — напротив Дворца пионеров.
Носки и чулки — товар, необходимый всем и каждому, и тем не менее изменения в продажах чувствуются: цены на все растут, и видно, что люди немного ужимаются в расходах. Чтобы не быть в убытке, приходится держать нос по ветру, знать, товар из какой ценовой категории, каких цветов и размеров будет хорошо расходиться…
— Интересная тенденция, — отмечает Юрий Иванович, — упали продажи по мужскому ассортименту. Закупкой носков для семьи — и мужских, и женских, и детских — обычно занимается женщина. Видимо, женщины решили, что в первую очередь — дети … Ну а на мужчинах можно и поэкономить.

— Решили — заштопаем!

— Может быть. Хотя я думал, что времена штопанья носков прошли. Были у нас клиенты, которые говорили: «Да ну, дайте чего-то попроще, я все равно поношу и выбрасываю!» А сейчас, наверное, кто-то и штопальные грибочки достает.

Made in China? До свиданья!

Так называется одна из статей на сайте «Степ-Трейда». Почему? Сейчас станет понятно.
— Если бы речь шла о том, что используется некачественный, неочищенный хлопок — это было бы пол беды. Но носок из чистого хлопка быстро теряет форму, растягивается. В качестве «скелета» используются полиамидные волокна: лайкра, тонкий полиэтилен. Наши фабрики закупают хорошую индийскую или пакистанскую пряжу и европейский полиамид, например, фирмы «Байер». А китайцы используют примеси собственного производства, которые производятся из формальдегидных смол.
Вам, наверное, приходилось держать в руках детские игрушки или обувь, произведенные из некачественного сырья — с характерным неприятным запахом? Это признак некачественной пластмассы. Так вот для носочного производства эта же самая пластмасса вытягивается в очень тонкую нитку и вплетается в ткань. А ведь через кожу это все впитывается…

— На состав нужно обращать внимание?

— Обязательно. Оптимально — чтобы было не меньше 75% хлопка. Если на носках есть рисунок, допустимо 50—60%. Потому что основная часть добавок полиамида идет именно на рисунок. Чем больше узоров на носке, тем больше и примесей. Чем носок выглядит скромнее, тем натуральнее.
Если с ногами проблемы, нужно брать стопроцентный хлопок с антимикробной защитой — конечно, от хорошей фабрики, а не приобретенный на оптовом рынке в Одессе...

Это не Житомир, это Турция

Продукцию «Легкой ходы», оказываются, активно подделывают турецкие «умельцы». Из-за этого наш, отечественный производитель теряет в продажах. А покупатель — в деньгах, качестве и наконец, в здоровье. Отличить поддельную продукцию можно, если внимательно читать, что написано на этикетке: текст может быть с ошибками, вместо слов «Житомирская носочно-чулочная фабрика» просто ставят трезубец. Или пишут: «Житомир». Мол, вы житомирские носки спрашиваете? Вот вам «житомирские»!
Первый признак фальсификата — низкая цена. Если носки стоят 2—3 гривны, значит, сделаны из некачественного сырья. Например, из вторичного хлопка: для его производства старые текстильные изделия (утиль) перебивают в вату, из нее прядут нить — некачественную, непрочную, разнородную по составу, с добавками красителей. Может использоваться хлопко-акрил — по виду от хлопка не отличишь, а вот в носке ваши ноги, увы, сразу ощутят разницу.
— Недобросовестные производители пишут порой на этикетке полную бессмыслицу. «Стопроцентная полушерсть» — как это? Шерсти в носке не может быть больше 30%. Дело в том, что нить, которая используется в полуавтоматах, должна иметь определенную тонкость — при содержании шерсти выше 30% автомат ее просто не потянет! Поэтому обычно фабрики смешивают шерсть с хлопком.
Лен, кстати, также невозможно вытянуть в тонкую нить, поэтому он идет либо с добавкой хлопка либо вискозы. На лето — прекрасный вариант! Как раз «Легка хода» их выпускает.

Фасоны, швы и философия

— Я вот к нашей встрече цитату приготовила: «Приобретение носков — это акт философский, поскольку поскольку ношение носков, начиная с процесса их одевания, есть факт, во многом отражающий внутренний мир носителя. В самом деле, если к фиолетовым брюкам носитель одевает зеленый носки, это же заявление на высоком духовном уровне, не так ли?»
— Конечно, если сравнить с советскими временами, сейчас люди стали свободнее в выборе, не боятся выделяться и носки выбирают поярче. Мода (вы том числе и на носки!) отражает степень свободы в обществе.
Традиционные предпочтения сохраняются только у мужчин. Зимой — черные, темно-синие, джинсовые оттенки. Летом — подбирают носки под костюм. Хотя итальянцы считают, что носки нужно подбирать под цвет обуви! А вообще спрашивают у нас мужские носки и яркие, даже оранжевые! Молодежь любит одеться поярче. Не основной объем (фабрики все-таки работают на широкого потребителя), но доля товара для творческих людей найдется.
Женщины позволяют себе расцветки самые разные, вариантов масса. Сейчас очень модны полосатые носочки, например.
Новинка — носочки из бамбуковой пряжи. Они приятны в носке, хорошо впитывают влагу, летом дают ощущение прохлады.

— Кстати о новинках. Бесшовные носки еще не придумали?
— А дело в том, что сейчас швы на носках практически незаметны. Большинство фабрик переходит на оборудование, делающее кетельный шов, который дает очень чистую линию соединения мыска и основной части носка — практически плоскую. Носки с рубчиком производятся только на устаревшем оборудовании.

Театральные звезды и «северное сияние»

Стоящая на столе фотография в камуфляже и малиновом берете — это коллаж, коллеги на 23 февраля подарили. Но о службе в армии Юрию Осипенко есть что рассказать.
— Из-за неважного зрения я попал в стройбат. Как ни странно, служба оказалась интересной: служил сначала в Подмосковье, на НПО «Энергия», где делаются ракеты, в театре им. Вахтангова, потом — в Казахстане. Поездил, посмотрел! И первый опыт руководства я получил в армии. Закончил службу старшиной роты, а это — коллектив из 120 человек. Надо было как-то находить себя, учиться строить взаимоотношения. А люди в стройбат попадали сложные…

— Я не очень поняла, как это у вас служба в армии связана с театром Вахтангова.

— Командир нашей части дружил с художественным руководителем театра. И когда в театре делали капитальный ремонт, естественно, тот попросил «одолжить солдатиков», чтобы помогли в работе. Попал в эту бригаду и я.

— Звезд видели?
— Видел, общался, привез много автографов — Ульянова, Филиппенко, Ланового, Этуша… Яковлев мне написал: «Юрию Ивановичу от Юрия Васильевича». А мне 18 лет было, провинциальный паренек — и такие знаменитости… Я ими восхищался, робел, конечно… Но все они — обычные, хорошие люди, общительные, совсем не заносчивые… Михаил Ульянов подошел к нам: «Ну что, ребята, как дела?» Отвечаем: «Хорошо, товарищ маршал!» (он ведь Жукова играл). Он разулыбался…
Театр расположен на Арбате — так что я и знаменитую улицу посмотрел, и окрестные достопримечательности… И в первом московском видеосалоне был.

— Что смотрели?
— «Десять негритят» Говорухина. Вернулся после просмотра в театр и как раз тем же вечером мы с Людмилой Максаковой, которая снималась в этом фильме, сидели, курили и беседовали.

— А на спектакль хоть на какой-то попали?
— Да нет, как раз ведь театр был закрыт на ремонт. Приглашали нас после открытия, давали контрамарки. Но когда начался сезон, я уже уехал в Казахстан.
Служил в Джезказгане: мы строили станции слежения, которые ведут ракеты от старта до вхождения в плотные слои. Как раз тогда с Байконура запускали «Буран».
Старт ракеты — это, конечно, эффектно и красиво, но еще красивее, когда ракета уходит в плотные слои. Мы наблюдали из степи, как она взлетает, как отбрасывалась первая ступень — а вечером того же дня — обязательно северное сияние. Ракета пробивает озоновый слой и некоторое время спустя возникает такой эффект.

Правила просты


На вопрос о правилах ведения бизнеса ответ находится очень простой:
— Правила общие! Общечеловеческие. Относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе, — и все будет получаться.

— Этого достаточно?
— Я думаю, да. Пока еще по-прежнему ценится порядочность, честность, хорошее отношение — и на этом все строится. Обычно я иду к людям открыто. Если человек это ценит, работа продолжается. Попадается непорядочный партнер — «вычеркиваю». После первого же случая. К счастью, я не много раз ошибался. По крайней мере, в людях не разуверился.

***

Близкая перспектива сменить наконец зимнюю обувь на легкие туфельки — это повод попросить рекомендации и по поводу капроновых колготок.
— Рекомендую Conte, это продукция гродненской фабрики, выпускающаяся из европейского сырья. Из отечественных — «Дюна-Веста». Хороши в носке и качество высокое.
Ну что ж, при случае проверим.

***

— Какой должна быть высота мужского носка?
— Если мужчина придерживается делового стиля, край носка не должен выглядывать из-под брюк, когда кладешь ногу на ногу. Вообще если классические носки сложить ровно по пятке, то обе части окажутся равны.

Досье

Осипенко Юрий Иванович, возглавляет компанию «Степ-Трейд».
Родился 24 января 1969 г.
Образование высшее: окончил Черниговский государственный педуниверситет (индустриально-педагогический факультет).
Семья: жена Людмила (работает в УВД вольнонаемным сотрудником) и 11-летние двойняшки Катя и Сережа.
Свободного времени бывает немного, старается его проводить с семьей. Постоянное увлечение — автомобиль. Любовь к вождению передалась от отца, который долгие годы работает водителем в автопарке УВД. Там же начал трудовой путь и сам Юрий Иванович.
Домашнее животное: пес Тоша, с которым Катя и Сережа дисциплинированно гуляют по очереди.


Об этом любимце семьи Осипенко стоит рассказать отдельно. Красавец Тоша прибился к Юрию Ивановичу полгода назад поздним сентябрьским вечером. Щенок бежал, пытаясь не отставать, сколько было сил — а когда терял нового знакомого из виду, принимался громко плакать.
— Ну не смог я его на улице оставить! Он так бежал, что даже лапу подвернул, а догнав наконец, упал мне прямо в ноги… — разводит руками Юрий Иванович. — Забрал, принес домой, «Вот, — говорю, — теперь он будет нашим…»
Щенок вырос в крупного элегантного пса с черной блестящей шерстью — умного и преданного. Пес настолько солидный, что данное сначала имя Тоша кажется простоватым…


Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: «Степ-Трейд», бизнес, Юрий Осипенко, Вера Едемская