Ольга Палий: «Моя семья столько дала мне в жизни…»
Пятница, 15 Апреля 2011 12:31 | Просмотров: 3772
Ольга Палий
Приятный подарок воспитанникам и преподавателям Черниговской детской музыкальной школы им. Вильконского, а также всем любителям классической музыки, преподнесла ее бывшая выпускница, а ныне и выпускница Королевского Северного колледжа музыки в Манчестере (Великобритания)
Ольга Палий. Впервые за много лет она опять вышла на подмостки зрительского зала родной школы. В сопровождении оркестра Военно-музыкального центра Сухопутных войск Украины под управлением Александра Шевчука пианистка блестяще исполнила второй концерт Брамса, сорвав гору оваций. Имя нашей землячки уже пополнило список талантливых музыкантов Европы, ей рукоплескали во многих концертных залах, но Ольга призналась, что это выступление стало для нее особенно волнительным.
- Ольга, приятно было переступить порог родной школы, ставшей столь удачной стартовой площадкой для вашей музыкальной карьеры?
- Первая же репетиция вызвала у меня теплые воспоминания и переживания. Многое за эти годы изменилось, а вот запах остался тот же. И сцена та же. Я часто приезжаю в Чернигов, люблю играть здесь, люблю родной город. Но обычно выступала в музыкальном училище, тоже родном для меня. Поступила туда в 97-м, с тех пор в школе не играла, не удавалось.
- Конферансье вас объявила как Ольгу Шестак...
- Меня здесь знают под этой фамилией. Палий - я по мужу. С Сергеем мы уже вместе десять лет, он тоже музыкант, трубач. Два музыканта в семье - это сложно: постоянный напряженный график, отсутствие выходных. Но муж и понимает меня лучше других.
- Признаюсь, когда услышала вашу игру, во мне неожиданно взыграли патриотические чувства: ваше место жительства - Великобритания, а не Украина...
- Смена страны и культуры это не так просто. Но если говорить о музыкальной жизни здесь и в Великобритании, есть огромная разница. Можно сказать, разные уровни. Причем, это не связано с профессиональной подготовкой, в этом мы как раз на несколько голов выше. Разумеется, есть различия в манере исполнения и некоторые другие моменты. Но я сейчас о другом. Для многих наших музыкантов даже записать диск проблема - нет студий звукозаписи. Заполнить аппликационную форму и отправить ее онлайн тоже проблематично. А без этого сегодня невозможно даже представить ни профессиональную самореализацию, ни выезд куда-либо на дальнейшее обучение.
Мне раньше тоже казалось - как это я поеду учиться за границу? Потом поняла, что это реально. И педагоги забирают с распростертыми объятиями. Некоторые специально приезжают в Украину, выбирают наиболее талантливых студентов. На нашем курсе в консерватории было шестьдесят человек. И ни один не остался в Украине.
- Чем же объясняется такая востребованность?
- У наших есть выдержка - пахать по шесть часов в день. Там никто не занимается так серьезно музыкой, как здесь. Начинают, когда приходит пора поступать в вуз. Нет такого понятия, как музыкальная школа. Именно детская музыкальная школа. Нужно обучатся частным образом, чтобы получить документ, платить за каждый экзамен. Это другая система образования.
- А вы когда впервые прикоснулись к клавишам?
- Мне было пять лет. В детсаду музработник сказала родителям, что у меня есть способности. Я пришла к замечательному педагогу - Наталье Александровне Беспаловой. И это во многом ее заслуга, что я начала заниматься музыкой профессионально.
Наталья Александровна живет сейчас в Германии, но я поддерживаю с ней отношения, мы большие друзья. Это чудесный человек и музыкант.
Первые годы я занималась одновременно музыкой и гимнастикой. А потом нужно было сделать выбор. Приоритетной стала музыка.
- Успехи в творчестве во многом определяются генами. У вас в семье с этим как?
- Профессиональных музыкантов у нас нет. А вот способности можно отметить. К тому же, с обеих сторон. Папа, Василий Иванович, сам научился играть на баяне, причем, безо всякого музыкального образования. Он может подобрать любую мелодию, композицию и вообще он человек творческий. Рисует замечательно. А по маминой линии - это дед, у которого был чудесный голос.
Вокальные данные педагоги выявили и у меня, порекомендовали заниматься. Когда мне было лет 11-12, известный в Чернигове музыкант Любомир Мирославович Боднарук познакомил с замечательным преподавателем по вокалу Нелли Александровной Мироновой. Поэтому, начиная со школы, и до консерватории я занималась по двум направлениям.
- Несколько лет назад вы включились в педагогическую деятельность. Видите разницу в методике преподавания?
- Системы, в которой я работаю, и в которой училась, кардинально отличаются друг от друга. Уже в четвертом-пятом классе музыкальной школы я играла произведения, которые можно исполнять всегда: фуги Баха, полноценные сонаты Моцарта, прелюдии Рахманинова. Наталья Александровна не позволяла мне долго задерживаться на том уровне, которого достигла. В этом мы с ней схожи.
Сейчас, будучи педагогом, я также не даю ученикам возможности «наслаждаться» средним уровнем. Безусловно, есть дети, которые плохо переносят трудности. Увидеть или различить это зависит от того, насколько педагог прочувствует ребенка. У нас с Натальей Александровной устремления и взгляды совпали.
- Но без слез ведь не обошлось? Сутками заниматься, когда на улице хорошая погода, друзья...
- Обошлось. На улицу я не стремилась. Помню, как многие мои одноклассники ждали школьных каникул. Я их тоже очень ждала, но проходили они у меня совершенно по-другому, не так, как у всех. Приходилось работать много больше.
А насчет друзей... Дело в том, что когда начала серьезно музицировать, родители перевели меня на домашнее обучение. Кроме программных предметов, выучила английский язык. Общеобразовательную школу посещала только до седьмого класса. Это мне очень помогло, ведь часто уезжала на различные конкурсы и всеукраинские, и международные. Помню, как однажды за три месяца вместе с Натальей Александровной разучили совершенно новую программу. Занимались сутки напролет.
Но из-за того, что из школы ушла рано, друзей были буквально единицы. С некоторыми из них я поддерживаю отношения по сей день. Помню, что в одиннадцатом классе я пришла в школу спеть и сыграть. А мои бывшие одноклассники стали совершенно другими людьми. Не было точек соприкосновения. Все это я восполнила в училище...
- ...Куда поступили без проблем.
- Причем, едва успев на вступительные экзамены. Тем же летом, когда окончила музыкальную школу и подала документы, вместе с Натальей Александровной уехала на Сицилию - на международный конкурс в Рагуза Ибла, где получила третью премию. Это было очень интересное путешествие, но пришлось срочно уезжать, даже пропустить гала-концерт.
Я поступила в класс Татьяны Григорьевны Исхаковой. И это было логичным: оба мои педагога - представительницы московской фортепианной школы, окончили институт Гнессиных.
- То есть, следуя логике и дальше, вам нужно было поступать в Московскую консерваторию?
- Я даже несколько раз ездила туда на консультации. Очень рада, что планы изменил случай. В практике у пианистов есть правило: когда программа готова, все концептуально выстроено, важно прослушаться у профессионала, который может свежим взглядом оценить игру, не испортив ее.
Мы поехали с мамой в Киевскую консерваторию к Валерию Олеговичу Козлову, декану фортепианного факультета. Это очень весомая фигура в музыке, произвел на меня огромное впечатление. Как оказалось, я ему тоже понравилась как пианистка, и он взял меня в свой класс.
- А как же вокал?
- Занималась параллельно. С моим новым преподавателем Валентином Петровичем Коренем (он работает в Черниговском областном музыкально-драматическом театре) выучили огромное количество произведений.
Целый год скрывала это от Козлова, мне почему-то казалось, что ему не понравится. А потом призналась, что очень хочу прослушаться у кого-то. Попала в класс еще к одной величине не только украинского, но и мирового значения, - Марии Юрьевне Стефюк. Это необыкновенный человек, певица с большой буквы, потрясающий музыкант, выступала на разных сценах. Начали заниматься.
Училась одновременно на двух факультетах. Это очень сложно. Здесь уже были слезы, стрессы, эмоции.
Но я много выступала, посещала мастер-классы музыкантов, приезжавших из Европы. Так встретила и мою нынешнюю преподавательницу Норму Фишер.
Здесь моя вокальная стезя прервалась. Это не точка. Скажем, это длинное многоточие.
- Колледж, который вы окончили, считается одним из самых престижных музыкальных учебных заведений Великобритании?
- Да, в Украине я окончила магистратуру, поступила в аспирантуру и параллельно - в Королевский Северный колледж в Манчестере. Это действительно широко известное образовательное учреждение, которое входит в пятерку учебных заведений Великобритании, патронируемых членами королевской семьи, и один из самых сильных вузов страны.
У Нормы Фишер я окончила магистратуру. Она замечательный человек. Мне вообще очень повезло с педагогами. Они становятся для меня не только учителями, но и людьми, с которыми я могу поделиться буквально всем.
- Получается, осваиваете и развиваете научное направление в музыке? Что еще в творческих планах?
- Темой моей научной работой стали стили полифонии русского музыканта и композитора Сергея Танеева. Сейчас я заканчиваю аспирантуру, надеюсь, что получу место. Стараюсь играть, у меня достаточно большой список залов, где я выступала. И с оркестром, и с сольными программами.
У меня много взрослых учеников - менеджеры, экономисты, социальные работники. В Англии ведь занимаются музыкой не только в детском возрасте. Это совершенно не так, как у нас - процесс образования почти сразу ставится на профессиональные рельсы. У меня часто спрашивают: «А когда ты поняла, что хочешь заниматься профессионально?» Вот я не помню этого момента. Честно. У меня никогда даже мысли не было, что может быть что-то другое, кроме музыки.
- Скажите, что стало главным залогом вашего успеха?
- Родительская поддержка. Я всегда ее чувствовала и чувствую по сей день. Даже сегодня, во время моего выступления, родные были в зале. Моя семья столько дала мне в жизни...
Разговаривала Наталия Бушай, еженедельник «Деснянская неделя» №14 (053)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.