GOROD.cn.ua

Александр Мозговенко: «Завести часы — как вдохнуть жизнь»

Часы — только одно из многих увлечений Александра Мозговенко. Спорт, холодное оружие, книги (дома огромная библиотека), японская культура… Как все успевает? Похоже, хозяин часового магазина действительно умеет распоряжаться временем!
Говорят, взглянув на часы на руке у собеседника, можно определить и доход, и статус человека, и даже его характер и привычки. Так ли это? О часах и людях мы беседуем с директором магазина «Годинники-Стиль» Александром Мозговенко.

— …Первые свои часы я купил в Москве, в ЦУМе — «Командирские». Носил годами, в них и спал, и купался… Вообще часы всегда мне нравились и были интересны, так что когда в не простые 90-е пришлось искать, чем заниматься, решил: пусть будут часы! И потихоньку, с 94-го года, я с ними работаю.

— А где можно было в 94-м году взять хорошие часы?
— В те времена, практически все было дефицитом, и часы здесь не исключение. Лично я возил часы из Польши. Китайские, но я-то верил, что это хорошие, фирменные часы. Тогда я еще особенно не разбирался (откуда?), а часы были красивые, и названия звучные, например, «Ролекс»! Самое интересное, что я искренне был убежден, что это Rolex и есть. Стоили они пятнадцать долларов, вполне прилично по тем временам.

Мода — не только на подиумах

— Еще поколение назад покупка первых часов была значительным событием, а сами часы считались предметом роскоши. Сегодня они превратились в аксессуар, для кого-то — стильный, для кого-то — статусный. Вы тоже отмечаете эту трансформацию?

— Конечно же. Даже могу назвать, когда наступил переломный момент: это стало очень заметно лет пять назад. Многие фэшн-бренды, которые до этого часами не занимались — Armani, Gucci, Pierre Cardin — как-то резко, в момент докризисного экономического подъема, обратили внимание на часы. И многие модные дома, помимо одежды, сумочек, бижутерии запустили и часовую линию. Это не означает, что дома мод изготавливают часы «от и до», как это делают часовые мануфактуры — нет, они разрабатывают свой дизайн, заказывают механизмы (кто у японцев, кто у швейцарцев), корпуса, ремешки. К примеру, ремешки хорошо шьют итальянцы, китайцы — непревзойденные мастера в изготовлении циферблатов, им хорошо удаются цветные, эмалевые вещи… И хотя получается такая вот «сборная солянка», пишут на часах в итоге название дома моды. Но это — качественные, хорошие, интересные часы.

Когда стал заметен крен в сторону фэшн-марок, не очень понятно было, как нам, продавцам, на него реагировать. На часовых форумах активно обсуждался вопрос: вводить ли в ассортимент магазина фэшн-марки? Кто-то был за, кто-то опасался, что это — выброшенные деньги, мода ведь очень быстро меняется, а куда девать нераспроданное?
Тем не менее, фэшн-марки, сначала занимавшие, может быть, 10% ассортимента, сегодня в нем преобладают. И практически все производители развивают это направление. Исключения крайне редки. Не каждый может позволить себе поступать как Rolex. С 20-х годов прошлого века они практически не меняют дизайн на основной модельный ряд, и тем не менее считаются, наверное, самой известной и покупаемой часовой маркой в мире.

Кто часов не наблюдает?

— Сегодня у каждого из нас по мобильному телефону, а то и по два: зачем же еще и часы нужны людям?
— Как по мне, не очень удобно, особенно зимой, лезть куда-то в сумку, в карман, на пояс, доставать телефон, чтобы посмотреть, который час… Я думаю так: о том, что им часы не нужны, говорят либо люди, у которых времени куры не клюют (они на часы смотрят крайне редко — назовем их счастливыми людьми), либо те, у кого нет необходимости демонстрировать свой статус. Возможно, этот человек уже поднялся очень высоко (к примеру, одни из повседневных часов президента Обамы — обычные Casio. Это хорошая, надежная марка, но далеко не «президентская»). Возможно, наоборот: ему и подчеркивать-то нечего.

— А вы обращаете внимание на то, у кого какие часы?
— Да, очень давно, и не только я, а все наши сотрудники себя на этом «ловят»: едешь в троллейбусе, идешь по улице — а глазами «стреляешь»: у кого какие часы?

— Есть такое определение: «Часы сегодня — это на 60% статус, на 30% — украшение, и только на 10% — точность хода».

— Может быть. Возможностей просто узнать, который час, достаточно: часы и в компьютере, и на микроволновках, и в телевизорах, и в тех же мобильных… Наверное, наручные часы стоит рассматривать скорее как элемент гардероба. Особенно у мужчин, которые кроме часов редко какое украшение могут себе позволить.

Маленькая Швейцария

Изначально задумывалось, что первый этаж магазина будет «японским», второй — «швейцарским». Но кризис внес свои коррективы, так что на первом этаже есть часы и китайского, и российского производства — более доступные по цене. Но я не назову их «китайской штамповкой». Это достаточно качественные вещи, на которые мы даем такую же гарантию, как и на часы более именитые.
Впрочем, и на втором этаже есть исключение (в одной из витрин — фарфоровая антикварная фигурка Дзимму, первого императора Японии). Seiko — серьезная марка, и эту витрину специально перенесли на второй этаж. Во всех отношениях она на одном уровне со швейцарскими часами. В том числе и ценовая категория. На первом этаже она покупателей слегка отпугивала: все-таки, до 20 тысяч. Многие заходили, видели ценник и смущались: «Пожалуй, нам не сюда…» Так что теперь на первом этаже — демократичные марки, на втором — элитарные.

***

— Обычный человек при словах «швейцарские часы» представляет себе что-то супердорогое, недоступное — потому что вспоминает часы, которые показывают по телевизору, о которых пишут в журналах... Но часы можно сравнить с картинами: есть работы известных мастеров, которые стоят миллионы, есть работы хороших художников, которые приятны глазу, которые украсят ваш интерьер — и при этом вполне доступны.
Мы стараемся возить часы, выдерживая разумный баланс цены и престижа. Вообще, в Швейцарии зарегистрировано множество часовых марок. Где-то я даже встречал информацию, что когда количество перевалило за тысячу, были введены определенные ограничения на регистрацию новых торговых марок. Только у нас в Украине их представлено более сотни. Обмолвлюсь о некоторых из них.
Первая ассоциация со швейцарскими часами — конечно, Rolex. Хотя они не самые дорогие, не самые престижные и, как по мне — не самые интересные. Но они на слуху: очень хорошо поставлена маркетинговая политика. На сколько мне известно, официально в Украине они не продаются.

Самая статусная марка из тех, что есть в нашем магазине (и вообще, думаю, на часовом рынке Чернигова), — Revue Thommen. Это фирма, основанная в 1853 году, мировой лидер в изготовлении приборов для авиастроения. Самолеты должны быть надежными, приборы должны быть надежными — естественно и часы тоже очень надежные и достаточно престижные.
Все знают автомобили Jaguar, но мало кто знает, что этот же концерн выпускает и хорошие часы. Эта марка так же представлена в нашем магазине, и я также отнес бы ее в разряд достаточно престижных.
Отмечу и всем известные Tissot — часы, которые носили офицеры царской армии, эта фирма была поставщиком императорского двора.
Candino — не очень у нас известная, но очень хорошая швейцарская марка.

Дороже прочих

— Все-таки хочется о самых дорогих часах узнать. Не купить — так хоть послушать…
— Есть целый ряд швейцарских марок, такие как Breguet, Girard-Perregaux, Patek Philippe и т.д. цены на которые достигают нескольких миллионов долларов. Составляющие цены: дорогостоящие материалы, используемые для изготовления данных часов (платина, золото, бриллианты), сложные инновационные механизмы и, конечно же, статусность марки.
Самые дорогие наручные часы в мире на сегодняшний день — золотые Patek Philippe Supercomplication.

— В чем же их уникальность?
— Они были созданы по заказу нью-йоркского банкира и коллекционера дорогих часов Генри Грэйвза-младшего, который хотел иметь самые технически сложные часы в мире. И ценность и прелесть именно этих часов — в большой функциональной насыщенности. Часы показывают не только время, но и число, день недели и месяц — причем календарь запрограммирован на столетия вперед. А ведь это часы механические — представьте, как точно нужно рассчитать систему колес! На втором циферблате, расположенном с тыльной стороны — карта звездного неба, причем звезды перемещаются, и показывают, как будет выглядеть звездное небо именно в это время в определенном месте. Это только не многое, что могут эти часы. Всего у механизма 24 дополнительные функции, изготавливали часы пять лет! Неизвестно, во сколько обошлись эти часы банкиру, но несколько лет назад с аукциона эта модель ушла более чем за 11 миллионов долларов.

— А в вашем магазине сколько стоят самые дорогие часы?
— Шестьдесят три тысячи гривен, это часы французской марки Yonger & Bresson. Они оснащены турбийоном: усложняющим устройством, помогающим компенсировать земное притяжение и соответственно увеличить точность хода (Соответствующая статья в Википедии подсказывает также, что турбийон в дорогих часах — признак элитности. — Авт.).

Кварц против механики

— Кто-то из нас отдает предпочтение механическим часам, кто-то — кварцевым. Отличаются ли эти люди, на ваш взгляд?
— Я думаю, что если выбирать между механикой и кварцевыми часами, нужно смотреть на то, какую цель вы преследуете, приобретая часы. Часы на каждый день, которые будут показывать точное время, не остановятся, если вы забудете их завести — конечно, кварцевые. Современные кварцевые механизмы очень точные, надежные и неприхотливые. И основная масса часов, процентов 80, все-таки на сегодняшний день выпускается кварцевых. А то и все 90.
Если же вы хотите приобрести часы для души — либо для престижа — то конечно, нужно выбирать механику. Какие бы дорогие кварцевые часы вы ни приобрели, все равно механика будет престижнее. Но нужно настраиваться на то, что механика — вещь достаточно капризная, она подвержена влиянию внешних воздействий (давление, температура сказываются на точности хода), механические менее ударопрочные, неосторожным движением можно сбить точность хода, в них много движущихся частей, которые могут поломаться. Но зато они «живые»!

Для души — часы как у Мао Цзэдуна

— Александр Борисович, а вы какие часы носите?
— У меня много часов, не могу сказать, что я их коллекционирую — но вот так получается. Сейчас у меня на руке немецкие кварцевые часы, но вообще я больше люблю механику. И заметил, что механические часы покупают чаще люди постарше. Может быть, их внутреннее состояние подводит к тому, что хочется проснуться утром и вдохнуть жизнь во что-нибудь?! Завести часы, почувствовать, что они работают как живой организм. Кварц — он все-таки какой-то бездушный, что ли…

— А любимые часы у вас есть?
— Есть, и не одни. Конечно, если это интервью будет читать человек, понимающий в часах, он удивится — но чаще всего я ношу часы Orient, которым уже больше десяти лет. Неприхотливые, «неубиваемые», надежные часы — я их надеваю на природу, в поход и просто на каждый день...
А для души у меня есть часы фирмы Tittoni. Почему именно они? Может быть, из-за осознания того, что это маленькая семейная фирма, основанная в начале прошлого века, все свои часы они доводят вручную, каждая деталь проходит человеческие руки — вот тепло этих рук, наверное, и передается. Кстати, у Мао Цзэдуна любимые часы тоже были этой фирмы. Но это я уже потом узнал, а выбирал не поэтому!

Работал и мечтал

— Как вы стали предпринимателем? Кем были «до того как»?

— А до того я был… столяром. Окончил наше шестое училище (сейчас это лицей), потом — институт в Брянске, по специальности «технология деревообработки», написал диплом — и сразу пошел работать в кооператив! Потому что на инженерские сто рублей прожить было практически нереально. В кооперативе поначалу было неплохо, потом дела пошли хуже — и в конце концов пришлось уволится... И как бы для меня это ни было тяжело и стыдно, пришлось выходить на базар. В Чернигове я этого сделать просто не смог бы — уехал в Польшу, жил там полгода… Что-то заработал, но когда вернулся домой, все эти деньги как-то очень быстро разошлись. Зато у меня остался опыт!
И все же я пошел на базар, реализатором. Тяжело было, все думал: не дай бог, кто-то из знакомых увидит… Постоял немного, понял, как это все работает — и пришел к человеку, на которого работал (мы до сих пор с ним хорошие друзья): «Игорь, я хочу заниматься чем-то своим». А он ответил: «Я знал, что рано или поздно ты с этим придешь. Чем помочь?» — «Одолжи двести долларов!». И вот с этих двухсот долларов все и началось.
Кстати, вы спрашивали, почему часы. Во-первых, потому что я их любил, а во-вторых — не мог себе представить, как же это мне через границу с баулами ехать. А часы — товар компактный…

***

— Никто в наше время бизнесу не учился. Это сейчас есть курсы специальные, бизнес-школы, столько литературы новой интересной… А тогда учила жизнь. Я и не знал, что в будущем получится. Что будет свой магазин… Работал — и работал.
Знать — не знал, но мечтал. А многие, наверное, это замечали: если о чем-то мечтаешь и пытаешься хоть что-то в этом направлении делать, то обязательно получится! Главное — что-то делать. Мне очень много помогает жена, она для меня — вдохновляющая и направляющая сила. У нее хорошее деловое чутье, женская интуиция, а я — хороший исполнитель, но иногда подвержен лени. В эти моменты она меня и «будит». Так что вот такой у нас тандем: жена меня подталкивает, а я уже лбом пробиваю стены…

Досье

Мозговенко Александр Борисович, директор магазина «Годинники-Стиль» (просп. Мира, 42).
Родился 24 сентября 1964 года.
Окончил Брянский технологический институт по специальности «Технология деревообработки».
Семья: жена и трое детей. Жена Татьяна — еще и партнер по бизнесу, старшие дети Богдан и Наталия учатся в вузах на экономических специальностях, младшая, Ирина — школьница.
Хобби: часы, книги, холодное оружие, спорт.
Домашние животные: овчарки Арий (суровый, соответственно имени) и Даяна, а также кот породы «дворовой шансон». Кота зовут уважительно, по-отчеству: Кефирович!

Оказывается

Наручные часы — аксессуар относительно молодой. Только в конце 19-го века военные, из-за неудобства пользования в боевых условиях карманными часами, стали носить часы на запястье. Позже моду на «траншейные» часы переняли и штатские.

***

Точность часов часто зависит от пристрастий их владельца. Эксплуатация в жару или холод, при сильном или слабом заводе пружины, в горизонтальном или вертикальном положении, при активном или спокойном образе жизни — все это также влияет на ход механических часов.

***

Отдельная категория часов — хронометры, которые тестируются в швейцарском институте мер и весов COSC (Controle Officiel Suisse des Chronometres) — каждая модель в течение двух недель испытывается в работе при разных температурах, с разным углом наклона — и отклонение в точности хода хронометра не должно превышать 5—7 секунд в сутки. Механизмы, прошедшие такие испытания, получают специальный «именной» сертификат. В магазине «Годинники-Стиль» было несколько экземпляров — и покупатели нашлись.

Беседовала Вера Едемская

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: часы, Александр Мозговенко, Вера Едемская