Свободный театр заявляет: «Предела нет!»
Понедельник, 17 Января 2011 16:01 | Просмотров: 2077
Свободный театр заявляет: «Предела нет!»
«На самом деле каждый из нас — образ Великой Чайки, с ее идеей свободы… А все, что нас ограничивает, надо отбросить…» (Ричард Бах)
Действительно, откуда возьмется предел — у свободы с ее безграничностью? Вопрос философский. Вероятно, как и возможные ответы на него. Так же, как и еще тысяча вопросов и ответов, поставленных режиссером и героями спектакля «Чайка по имени Джонатан» по произведению Ричарда Баха (прапрапраправнука музыканта И.-С. Баха).
1 февраля в Чернигов приедет коллектив столичного Свободного театра со своим видением глубокомысленной и в то же время простой притчи-повести Баха «Чайка…». Именно эта пьеса и стала в 1997 году первой постановкой этого киевского коллектива, основатель и вдохновитель которого —
режиссер-постановщик Артур Артименьев.
— Артур, так от чего же свободен Свободный театр?
— Правильнее сказать — не «от чего», а «для чего»! В названии театра нет никакой претензии, провокации. Мы хотим быть свободными для творчества, которое не терпит компромиссов. Хотя в мире многое отвлекает — деньги, стремления к материальным достижениям. И наш путь — это путь к свободе, которая, по большому счету, недостижима. И всю жизнь мы стремимся к этому Неизвестному-Всемогущему-Самому-Себе.
Ведь в нас заложено намного больше, чем мы реализуем. Наш первый спектакль «Чайка по имени Джонатан» я называю манифестом Свободного театра. То, что Ричард Бах в «Джонатане» говорит о смысле и образе жизни, полностью соответствует моим представлениям… Прекрасно, что буквально на своем студенческом выпуске, когда я начал реализовывать проект-постановку, нашлись спонсоры — и спектакль благополучно идет благодаря этому до сих пор. Все сложилось чудесным образом: и поддержка, и хороший материал, и группа актеров-единомышленников, некоторые из которых играли все четырнадцать театральных сезонов.
— С первой постановки идет второй десяток лет. Поменялось ли в ней что-то существенное?
— Сюжет не менялся. Но появлялись некие новые способы существования актеров на сцене, даже новые музыкальные решения, которые подсказывала современная жизнь, которые помогали по-новому раскрыть этот известный сюжет. Ведь современная «стая чаек» каждые несколько лет живет уже под другую музыку. Может, в этом постоянном обновлении этот спектакль всегда так живо воспринимается зрителем, не устаревает, популярен даже в наши тяжелые времена, хотя у нас действительно нет постоянного помещения для репетиций. Свобода дорого стоит!..
— Получается, что актеры собираются каждый раз для проведения очередного спектакля.
— Да, театр не имеет постоянной труппы: ребята играют в других театрах, на телевидении, в разных проектах, но собираются — на репетиции, на спектакль. И что нам очень важно — чтобы никогда в том, что мы делаем, не было халтуры! Пусть иной раз спектакль находится как здание в постоянной стройке — в строительных лесах, но работа над ним всегда очень серьезная, а игра актеров на сцене — предельно живая и искренняя. Новое время, новые актеры в труппе привносят каждый раз что-то свое.
Во многом спектакль изначально был импровизационным. Сейчас я тоже иной раз замечаю импровизации актеров, хотя все равно слежу за материалом на сцене. Все должно складываться естественно — и в жизни, и в творчестве. Спектакль всегда должен быть свежим. В любой партитуре, в сценарии есть простор — для жизненного опыта, обретения свободы на сцене… Стремление к свободе — процесс непрерывный. Для меня это тема вечная. Ведь никогда не достигнешь совершенства, идеальной свободы, но тем не менее к ней стремишься.
— Какие фразы из повести стали для вас, как для постановщика, изначально ключевыми?
— «Предела нет!» Человек живет, словно зашоренный. Он часто не видит, что жизнь и любой человек в ней настолько разнообразны! Человек не должен «уходить из детства». Ведь дети потому и свободны, что у них абсолютно искренний интерес к жизни. А с возрастом мы часто теряем этот интерес — и, возможно, потому рано умираем… Жажда познания всегда стимулирует жизненный процесс.
Фраза «Все наше тело, от одного крыла до другого, — не что иное, как наша МЫСЛЬ!» тоже является для меня ключевой. Ведь большинство времени мы живем неосознанно — как автоматически живем, дышим, едим, идем на работу, занимаемся любовью...
Но ведь мы можем жить осознанно! Каждую секундочку своего существования наполнять смыслом, останавливаясь и отдавая отчет себе: «Как это прекрасно — просто дышать, смотреть, ощущать!» Человек, мне кажется, создал такой странный условный мир, который самому ему чужд, как ни парадоксально. Мир материальных благ, который на самом деле не делает человека счастливым. Мы все стремимся к счастью, забывая при этом, как его приобрести. И стремиться к нему нет необходимости. Счастье всегда с нами. Его нужно просто осознать и начать чувствовать. И тогда все удается легко… Ну, не думайте, что я вот такой умный и все знаю, — и мне далеко не всегда удается так светло жить. Просто возникает прозрение, что это именно так.
— Ваш театр объездил практически всю Украину. Как, например, вас воспринимали во Львове, возникали ли языковые барьеры с русскоязычной постановкой?
— Ну что вы! Конечно, нет. «Джонатан…» во Львовском оперном театре принимали на ура. Дело ведь не в языке, а в том, понимаем мы друг друга или нет. Так странно: человечество сделало язык поводом для конфликта, хотя он создан для общения и понимания…
— Все в мире неслучайно. Обычно пьеса находит вас или вы, как постановщик, — подходящую пьесу?
— Сложно сказать. Конечно, я выбираю, работаю над материалом, который мне близок, у меня есть любимые произведения. Но ведь и они неспроста попадают ко мне в руки.
Мир мы постепенно познаем через себя, создавая свою внутреннюю гармонию, и по капле завоевываем и постигаем эту безграничную свободу.
***
На украинских и международных фестивалях театр «Свободный» получает высшие награды. По иронии судьбы, именно культовый спектакль «Чайка по имени Джонатан» не имеет иных регалий, кроме Любви зрителя.
У театра есть еще несколько постановок, среди которых — «Такие свободные бабочки» Л. Герша, «Диалог самцов» (по произведениям А. Аверченко, В. Распутина, П. Вежинова, П. Бессона). Каждый спектакль ставит перед зрителем выбор: жить или существовать. Наверное, вполне символично, что именно с первой своей пьесой Свободный театр впервые приходит в Чернигов.
Беседовала Наталия Вереснева, еженедельник "Взгляд", №1-2 (187)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.