Виктор Быстров: «Жить нужно по средствам!»
Вторник, 11 Января 2011 11:22 | Просмотров: 3625
Виктор Быстров
«Городской бюджет», «экономика», «финансы». Эти магические слова, к сожалению, понятны не всем. Но все прекрасно понимают, что если в городском кошельке пусто – ничего хорошего из этого не получится. С 2006 года в городском совете города подготовкой проекта бюджета занимается Виктор Быстров. Именно он делит все, хоть и не сильно большие, городские доходы. Но ведь от того, как будет распределен бюджет, зависит развитие медицины, образования, культуры и других не менее важных направлений развития города. Получается, что
Виктор Быстров – один из главных людей в нашем городе. С недавнего времени, кроме своей должности – начальника финансового управления, он стал еще и заместителем мэра. В рамках проекта «Кто они, замы черниговского мэра?» мы встретились с Виктором Эдуардовичем и побеседовали с ним о его работе, перспективах развития города и, конечно же, о новом городском бюджете.
Финансы должны быть независимыми
- Виктор Эдуардович, в то время, как во всей стране началось сокращение управленческого аппарата, в исполкоме Черниговского городского совета добавилась еще одна должность – вы стали заместителем мэра - начальником финансового управления. С чем, на ваш взгляд, связано такое назначение?
- Мое личное мнение: это связано с тем, что финансы должны быть независимыми. Во многих областных центрах Украины, таких, как Николаев, Тернополь, Черновцы, Херсон и другие, начальник финансового управления – он же одновременно и заместитель городского головы. Это сделано для того, чтобы он занимал более или менее равноудаленную и независимую позицию. На территории Черниговской области мы можем это видеть на примере городов Нежин и Прилуки, где начальники финуправлений также и заместители мэров. Во всяком случае, так было до последнего времени. Кроме этого, я просил мэра поручить мне заниматься вопросами предпринимательства. Хотя Александр Соколов поручил этот вопрос другому заместителю – Александру Буцко, мне поручили курировать КП «Парковка и рынок» и Центр адаптации бездомных. Таким было решение мэра – и оно не обсуждается. Как в армии. И я считаю это решение позитивным. Нужно быть независимым, чтобы каждый день говорить «Нет!» И чаще всего это приходится делать начальнику финансового управления. Другие говорят: «Да что там тысяча, пять или даже 300 тысяч гривен в ваших миллионах?» Но если каждому давать тысячу, пять или 300 тысяч грн. (хотя это могут быть затраты важные и очень необходимые), в итоге кто-то не получит зарплату, не будет тепла, электроэнергии, газа и т.д. Хочу добавить, что в истории Чернигова такая должность, как заместитель - начальник финансового управления, уже была…
- Как у вас налажена работа с заместителями мэра, ведь, понятное дело, каждый хочет на «свое» направление больше финансирования?
- Многие из замов говорят: давай перечислим деньги туда и туда, потому что конец года. Я отвечаю: туда перечислим, а туда не будем, поскольку есть первоочередные задачи. И это полностью нормально воспринимается. Хотя окончательное слово всегда за мэром. Его избрали граждане, и он в первую очередь несет ответственность за все исполнительные органы власти, в том числе и за нас. Но, к чести сказать Александру Владимировичу, он прислушивается к специалистам. Если я буду советовать что-то в строительстве и будет другое советовать Александр Сердюк, то тут 99% за то, что мэр прислушается к Сердюку, поскольку он профильный зам. Но, наоборот, в вопросе налогов и расходов большее значение будет иметь мое мнение. Но все равно решение принимает мэр!
- Вы считаете себя членом команды мэра?
- В данный момент я считаю себя членом команды мэра. Что будет дальше – мы не знаем. И в прошлом году, и в этом у нас была интересная ситуация: у нас нет большинства в Черниговском городском совете. Именно устойчивого и конструктивного большинства, которое может принять решение, необходимое городу. Решения иногда принимаются, а иногда, просто ситуативно, – нет. Так у нас было с продажей земли. Земля не продавалась – кровли не ремонтировались. В результате – две упавших крыши, десятки крыш текут. Жители не знают, что в то время не продали землю «Пасссервису», предприятию, которое на этой земле 50 лет, еще со времен Советского Союза и которое эту землю никуда с собой не заберет. Безусловно, все мы – команда мэра, и он первый в этой команде. Но всё зависит от того, как нам удастся сработатьcя с депутатами Черниговского городского совета. А это покажет время.
«Наверху» начали сокращение «с себя». У нас – с райсоветов!
- Президент Украины требует сокращения управленческого аппарата. Будет ли в бюджете на 2011 год это запланировано для Чернигова?
- Мы понимаем, что нам не избежать административной реформы. Сокращение вполне возможно, и мы к этому активно готовимся. И если будет принят тот проект городского бюджета 2011 года, который мы будем подавать, то в нем будет предложено начать сокращение районов города. Первое – это то, что вопросы уборки города, которыми раньше занимались два района, мы поручим управлению ЖКХ города. Ему будут выделены деньги, оно будет проводить тендерные закупки и одновременно всё это контролировать. Для этого в УЖКХ пройдут как структурные, так и кадровые изменения. Кроме того, в дальнейшем, я думаю, моя должность будет переименована в «чистого» зама, поскольку по распределению полномочий мне будет поручено заниматься вопросами социальной защиты населения, которыми сейчас занимаются районы. Социальная защита – это территориальные центры обоих районов, это управление труда и социальной защиты. Переход будет осуществляться постепенно, поскольку только вопросами социальной защиты занимается более 300 человек. Как бы там ни было, полномочия из районов будет перебирать город. А раз так, то районным советам уже сейчас будет предложено сократиться до 30%...
- Поскольку финансирование городского совета планируете вы, насколько верно предположить, что даже при сокращении заместителей будут изысканы «резервы» для финансирования должности «финансового» заместителя мэра?
- Ответить утвердительно на этот вопрос сложно. Во-первых, это будет решать мэр. Во-вторых, мы не видели еще типовых штатов городов. Был проект этого документа, предусматривающий довольно серьезные сокращения. Но он был настолько «сырой», что его отправили на доработку. Если государство говорит, что вы должны сократиться, то оно и будет выделять на зарплату строго ограниченное финансирование. Тем не менее, я думаю, что местное самоуправление, выбирая направление развития города, может более гибко, нежели госслужба, подходить к кадровому вопросу. Поэтому количество замов, управлений, отделов может быть любое. Некоторые города создают департаменты, поскольку у директора департамента зарплата несколько выше. Не в этом дело. Первое: главное – жить по средствам! Второе: правильно выбирать направление развития. Например, у нас было создано управление туризма и инвестиций. Идея была хорошая: есть уже определенные наработки, создан туристический центр, разработаны маршруты. Теперь это направление будет развивать новый зам мэра – Анна Романова. И возможно, на базе управления туризма и инвестиций будет создано новое управление – стратегического развития и инвестиций. Но опять-таки, мы не будем увеличивать количество сотрудников, понимая, что, как в государстве, так и у нас, идет сокращение. И я всегда говорю, что жить нужно по средствам. Надо экономить!
- Ходят слухи, что на должность начальника этого управления планируется Вадим Антошин. Насколько это соответствует действительности?
- Теоретически это оговаривается. Во-первых, потому, что мы знаем: Вадим Леонидович довольно креативный человек. У него много различных и интересных идей. Не хотелось бы ставить туда человека, который будет просто исполнителем. И, во-вторых, это человек, который четыре года проработал в исполнительной власти и имеет определенный опыт. Конечно, если будут предлагаться какие-то должности, то они будут предлагаться внутри системы. Мы, конечно, открыты и рады приходу новых людей. Но тут есть один момент – невысокая зарплата. Если в других городах есть возможность больше платить за «интенсивность», делать больше премии, то у нас такой возможности сейчас нет…
- Нельзя ли за счет сокращения количества повысить качество сотрудников и, соответственно, их заработную плату?
- Конечно, мы попытаемся это сделать, но я боюсь, что пока мы не сможем платить специалистам более высокого класса более высокую зарплату, поскольку бюджет 2011 года предвидится еще более напряженный, чем бюджет 2010 года. Если мы хорошо поработаем над доходной частью и Черниговский городской совет примет новую денежную оценку земли, мы сможем избежать дефицита по зарплате и появятся деньги на новые проекты.
О «дополнительной нагрузке»
- Много нареканий депутаты прошлой каденции высказывали в сторону КП «Парковка и рынок». Теперь вам поручили вести эту тему. Что будете менять в работе предприятия?
- Я хочу сказать: то, что происходит в сессионном зале, имеет в основе больше политики и пиара, чем здравого смысла. Те, кто посещают сессии горсовета регулярно, это видят. Мне интересно знать, что думает, например, Светлана Глущенок о работе КП «Парковка и рынок» сегодня, когда она не депутат горсовета? Я думаю, ее мнение совершенно изменилось. Мое мнение, сугубо личное: каждое коммунальное предприятие, как и медаль, имеет две стороны. С одной стороны, предприятие должно оказывать те услуги, для которых оно создано, должна быть управляемость и надлежащее качество услуг, за которые борются как исполнительная власть, так и жители города. А с другой, оно должно приносить прибыль, за счет которой должно платить налоги в бюджет и развиваться, а не ходить с протянутой рукой.
- В этом свете вполне естественный вопрос: «Планирует ли городская власть повышение тарифов?»
- Пока местное самоуправление не планирует повышения тарифов. Думаю, жители нашего города не будут рады увеличению тарифов на коммунальные услуги, поскольку уровень доходов в городе не столь высокий. С другой стороны, есть какая-то грань, которую переходить нельзя. Мы будем «держать эту грань», за которой коммунальные предприятия не смогут существовать. Если мы зайдем за грань, нужно будет или направлять дотационные деньги из местного бюджета, или повышать тарифы.
- Еще один вопрос по вашему профилю: что вы планируете изменить в работе «подшефного» Центра для бездомных?
- Мы полностью согласны: Центр работает не на 100% эффективно. Менять там можно и нужно очень много. В данный момент (выделение финансирования – авт.) это просто решение проблемы. Это на сессии говорил и я, и мэр. Если мы из общественной организации создадим бюджетное учреждение, сразу идет тарифная сетка по окладам. Тем же сторожам – за ненормируемую часть, за ночные, за вредность, норма продуктов питания, норма медикаментов на человека. Этот Центр будет обходиться на 100% дороже! Но зато это будет эффективно. Потому что тогда можно будет стучать кулаком и спрашивать. В данный момент ни на продукты, ни на медикаменты мы не даем им ни копейки. Зарплата – не по тарифной сетке, минимальная. Мы просто пытаемся решить проблему! С одной стороны – дорого. С другой стороны – это категория людей, которая есть во всем мире. Центр – это серьезная проблема, но я считаю, что у нас больше проблем в сфере охраны здоровья, образовании и ЖКХ. Тем не менее, будем делать все для того, чтобы Центр работал эффективно.
Бюджетный вопрос – всегда на первом месте
- Когда на рассмотрение сессии выносится вопрос принятия городского бюджета, со стороны видно, что не каждый депутат понимает, за что голосует. Может быть, необходимо обучать депутатов, проводить для них какой-то ликбез, прежде чем допускать к принятию таких решений?
- Действительно, вопросы бюджета понимает не каждый депутат. Но, к сожалению, обучением депутатов пока никто не занимается. Те люди, которые хотят учиться, подходят к начальникам управлений, отделов и просят, чтобы им разъяснили какие-то проекты решений, выносимых на сессии, работают в комиссиях, в сессионном зале. И естественно, не сразу, а через год-полтора разбираются во многих вопросах. Но многим это и неинтересно. Может быть, они считают, что им нужно заниматься другими вопросами. Тем не менее, вопрос подготовки депутатов обсуждался, и мэр поставил задачу перед замами и начальниками управлений, чтобы мы подготовили какую-то программу для проведения мини-семинаров хотя бы по «большим» вопросам: финансы, образование, медицина, строительство, архитектура, земля. И я думаю, мы это сделаем.
- На очередную сессию выносится проект бюджета. Будет ли он принят?
- Социально-экономическое развитие города и бюджет – это самые серьезные документы. Они являются основой для работы системы городского самоуправления на протяжении года. В том числе это и план для налоговой инспекции. Поэтому бюджет должен быть принят. (Бюджет был принят 28.12.2010 года – авт.)
- Государственный бюджет, например, предполагает увеличение финансирования медицины. А какие прерогативы нашего бюджета?
- Может быть, на центральном уровне по отдельным отраслям финансирование и увеличится. Но только не нам! Бюджет Чернигова в 2011 году будет более напряженный, чем предыдущий. Пока точно не могу сказать, каким будет дефицит бюджета, но по тем цифрам, которые мы имеем сегодня, – до 50 млн. грн. Фактически дефицит удвоится!
Для сокращения дефицита бюджета, во-первых, нужно минимизировать расходы. Это то, чем мы начали заниматься в 2010 году: программа энергосбережения – с образования ее необходимо расширить и направить на медицину, культуру и спорт. Во-вторых, это админреформа. Тем не менее, наука говорит, что из года в год будем тратить больше. Если в 2009-м мы сократили общие расходы на 30%, а на «канцелярщину» вообще на 70%, то на следующий год такое же сокращение сделать физически невозможно – сокращать нечего. Остается одно – увеличивать доходную часть бюджета. Это означает, что нужно заниматься экономикой. Хорошо работающие предприятия – мелкие, средние, крупные – это наши поступления в бюджет!
О наполнении бюджета
- Могут ли депутаты и мэр как-то повлиять на качество работы предприятий города?
- Первое, что сегодня предлагает мэр – создать совет директоров предприятий, куда руководители будут приходить и с проблемами, и с предложениями, и выслушивать другие предприятия: какие у них есть проблемы, какие видят пути их решения по оплате налогов, по кредитованию, по оптимизации своей работы. Второе – мы открыты. Если у руководителей предприятий есть какие-то проблемы – пусть приходят к нам, приходят лично ко мне, и мы будем пробовать решать проблемы для того, чтобы предприятие работало. С другой стороны, и у меня, и у головы бюджетной комиссии Игоря Москаленко, и у налоговой инспекции возникает вопрос о том, что люди все-таки должны платить налоги. Этот вопрос возникал при обсуждении Налогового кодекса, и мы видели, какое неоднозначное к нему было отношение. Мы понимаем, что есть люди «самозанятые». Которые сами создали себе рабочее место, работают по простой системе налогообложения и платят минимальный налог. Это хорошо. Но этим пользуются, например, большие супермаркеты: «разбились» по физлицам и при огромных оборотах фактически платят минимальные налоги. В Чернигове это вы можете проследить по чекам, которые вам дают на кассах наших супермаркетов. Я считаю, что, во-первых, это недобросовестная конкуренция: один платит налоги, другой нет. Во-вторых, всё это сказывается на состоянии экономики и бюджета нашего города. Если у нас будет поступление налогов и из месяца в месяц они будут увеличиваться, то у нас будет развиваться и медицина, и образование, и культура, будут работать все наши многочисленные проекты, на которые сегодня просто нет денег. Я всегда говорил, что можно купить машину и за 200 тыс. долларов, но потом, заплатив налогов всего 200 грн., ехать по разбитой дороге и угробить ее. Такие случаи у нас были…
- Еще один вопрос по наполнению бюджета: на второй сессии городского совета депутаты все же приняли решение о продаже земли для фирмы «Вена» со 100%-й нормативной денежной оценкой. Для чего выносить на продажу участки с 30- или 60-процентной оценочной стоимостью? Ведь так город денег не заработает...
- Мы только готовим проект решения, но сами решения принимают депутаты. И от них зависит, за сколько будет продана земля и будет ли она продана вообще. Могу сказать одно: у нас сегодня очень низкая нормативная денежная оценка земли. Поэтому даже 100% от оценочной стоимости – это мало. Увеличение нормативной денежной оценки земли – это есть еще одна возможность для наполнения бюджета города.
Прогнозы…
- Какими вы видите ближайшие перспективы?
- Я уверен, что ближайшие 4-5 лет перспективы будут очень интересными. Все мы видим, что четко сформирована государственная вертикаль. Люди идут на непопулярные меры, потому что хорошо понимают, на каком месте находится наша страна. У нас не потому такой плохой Государственный или местный бюджет, что этого хочет Кабинет Министров. Все мы понимаем, что там не собрались люди, которые всем хотят говорить «Нет!» Там большинство профессионалов и здравых людей. Есть люди, которые пришли из бизнеса и хотят чего-то для него добиться. Есть политики, но все они – профессионалы. Сейчас ситуация улучшается, потому что система начала работать. Я думаю, что всё будет развиваться хорошо. Но, прежде всего, должна заработать экономика. Методом «закручивания гаек» мы можем поддержать штаны. Но для того, чтобы сверху надеть рубаху или свитер, в этих штанах должны быть деньги. Пока держимся! А вот сколько продержимся – не знаю…
Досье
Быстров Виктор Эдуардович родился 9 сентября 1974 в Чернигове. В 1999 году окончил Черниговский технологический институт по специальности «Финансы», получил квалификацию «экономист», там же закончил магистратуру по специальности «Государственное управление». С 2006 года работал в должности начальника финансового управления городского совета. В ноябре 2010 года специально для него была создана должность «заместитель городского головы по вопросам деятельности исполнительных органов совета – начальник финансового управления».
Игорь Грищенко, еженедельник «Семь дней» №1 (478)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.