GOROD.cn.ua

Татьяна Конюхова была влюблена в Леонида Быкова

Татьяна Конюхова
Мы уже писали, что в прошлом месяце в Чернигов приезжали звезды советского кино, среди которых была и Татьяна Конюхова. Их концерт проходил в Областном филармоническом центре, и там, на филармонической сцене, я впервые увидела Татьяну Георгиевну живьем, не на экране. Она была в простенькой красной блузе и черной юбке. Артистка пела романс. Хотя вход был бесплатный, людей было мало: то ли плохо сработала реклама, то ли просто люди разучились ходить на культурные мероприятия. Татьяну Конюхову это смущало, она пела — как в последний раз. Я встретилась с ней за кулисами.

— Я не стал ни лучше и ни хуже.
Под ногами тот же прах земной,
Только расстоянье стало уже
Между вечной музыкой и мной.
Жду, когда исчезнет
расстоянье,
Жду, когда исчезнут все слова,
И душа провалится в сиянье
Катастрофы или торжества...


— начала декламировать стихи артистка. — Это слова известного российского эмигранта — поэта Георгия Иванова, а я их присвоила, — улыбнулась она. — Вы не обращайте внимания. Я люблю поэзию, а больше всего это стихотворение. В следующем году я буду праздновать свое 80-летие, поэтому имею право... пофилософствовать.
Татьяна Георгиевна родилась 12 ноября 1931 года в Ташкенте. Зная, что эта известная артистка была связана с Украиной, я повернула наш разговор в другое русло.

— Я слышала, что у Вас украинские корни...
— Да, это правда. Мой дед работал главным агрономом в хозяйстве сахарозаводчиков Терещенко. Да и родители мои родом с Украины, просто мой отец был военным, и его отправили служить в Узбекистан. Моя мама — настоящая украинка, веселая, волевая, шумная, на ней держалось все хозяйство. А отец — полная противоположность ей — молчаливый, суровый. В моем характере тоже есть много украинского, например любовь к земле, которая передалась мне «по наследству». Я очень люблю цветы, а на моем дачном участке под Москвой растет огромный сибирский кедр, который я украла маленьким побегом. А теперь на нем шишки. И я ем маленькие орешки из них. И все, что ни брошу в землю, у меня принимается.

Артистка-второгодница

Сейчас немногие помнят Татьяну Конюхову, но в свое время она снялась во многих картинах: в 1952 году актриса дебютировала в киноленте «Майская ночь, или Утопленница», снятой по произведению Николая Гоголя, в следующем году снялась в «Судьбе Марины», где сыграла Галю, потом были «Гори, моя звезда», «Крутой горизонт», «Запасной игрок», «Разные доли», «Свадьба Бальзаминова»... Артистка даже сыграла саму себя в фильме «Москва слезам не верит»...

— Расскажите, пожалуйста, о Вашем дебюте в «Майской ночи»...

— Я тогда была студенткой, и когда сыграла роль, выяснилось, что я еще не владею таким умением, как дубляж. Сейчас как? Берут цифровую технику и нарезают, а затем соединяют из одного дубля одно слово, из второго — другое. А тогда все было серьезно... Нужно было сказать слова с первого раза. У меня не получалось, и я расплакалась. Тогда режиссер этого фильма Александр Роу мне сказал: «Танюша, ты еще маленькая и у тебя все впереди». Сразу же после выхода фильма на экраны в самом центре Москвы, на площади Революции, повесили три портрета: Левка, Гали, то есть меня, и нашего героя Досенко. Все смотрели на меня с завистью.

Хотя, надо сказать, «звездностью» я никогда не страдала, считая, что слава — это продукт быстропортящийся. И многие им отравились... Например, я была единственной за всю историю ВГИКа, кто попросил руководство оставить себя на второй год. Я тогда так и написала: «Оставьте меня, потому что я недоучка». Это заявление было судьбоносным, ведь я попала в мастерскую Василия Ванина, на курс, где учились Руфина Нифонтова, Майя Булгакова, Надежда Румянцева, Изольда Извицкая, Маргарита Криницына, Вячеслав Тихонов. Кстати, Риту мы называли второй Фаиной Раневской. Но она вместо карьеры выбрала любовь. Ее муж был талантливым сценаристом. А у меня была любовь к артисту. Я влюбилась в Леонида Быкова, который был удивительным человеком. Его удивительность заключалась в его таланте. Он был человечным, а еще очень честным, очень деликатным, очень нежным, очень порядочным мужчиной. Я неплохо пела (моя семья была очень певучей), а Леонид Федорович имел роскошный голос, и нам вместе пришлось петь украинские песни. Тогда я в него и влюбилась. Мы общались, дружили. А через какое-то время я узнала, что его жена беременна. Весь мир перевернулся для меня. И с того момента — никаких отношений, платонических, неплатонических — никаких. Скажу больше: после того я его никогда не видела... А из «Майской ночи» у меня еще одно воспоминание осталось. Мое начальство всегда спрашивало меня: «Что это за фамилия для артистки — КонЮхова?» Я рассказала об этом мужу, и с того времени он года два постоянно подъеживал меня, говоря: «КонЮхова, ты где?»

Немногие знают, что если бы Конюховой не передалось упрямство мамы — Анастасии Денисовны, она бы никогда не стала артисткой.
— Я всегда говорила родителям, что буду только артисткой, — говорит Татьяна Георгиевна. — Мама смеялась над моим желанием и говорила, что с моим лицом только в бубличный ряд! Но я не послушала ее и, чтобы доказать, что она не права, сдала все экзамены на «отлично».

Старому платью - новый фасон


— Не обошлось в моей жизни без пластических операций, — рассказывает актриса. — В 1986 году от рака умер мой муж Владимир Кузнецов (спортсмен - копьеметатель, который в 21 год стал мастером спорта, участник трех олимпиад. — Авт.). В это время гениальный режиссер Константин Воинов для 13 актрис написал пьеску а-ля концерт Райкина, которая состояла из маленьких миниатюр, и одну из ролей предложил мне. И вот в мае начинаются съемки, а я в таком состоянии. Жить не хочется. Константин Наумович, у которого я уже играла центральные роли в двух картинах, обнимает меня и говорит: «Танечка, нужно немного подправить мордашку. Вы очень поплохели». Я ответила: «Еще бы! Я вообще жить не хочу». А он мне: «Вот еще, только попробуй!» Режиссер дал мне координаты актрис, которые уже пользовались услугами пластического хирурга, и они мне посоветовали хорошего специалиста. «Знаете, мне это совсем не нужно, — говорю врачу с порога, — но режиссер требует. Только, пожалуйста, не делайте из старого платья новый фасон». Уже после операции, довольный своей работой, он подвел меня к зеркалу: «Ну что?» А я ему: «Ну что: на гладкой и блестящей попе мертвые глазки». На что он ответил: «Боже мой, ей нужно было отрезать язык!» Больше я не пользовалась услугами хирургов и не делала никаких подтяжек лица. Правда, часто на различных концертах ко мне подходили люди, и каждый второй считал необходимым подчеркнуть, какая я красавица! На что я отвечала: «Ну, может, я еще что-то и умею?» А теперь... просыпаюсь утром, подхожу к зеркалу и обращаюсь к себе словами Вишневского: «Мадам! По телефону вы выглядите лучше...»

Что же касается других артистов, то я не считаю пластические операции чем-то зазорным и никогда не осуждаю человека, если он осмелился на этот шаг, тем более, если он это сделал ради своей профессии. Считаю, что пластические операции — это как чистка кастрюль: чтобы блестели, каждая хорошая хозяйка их драит. За рубежом никто из этого не делает сенсации. Мы же приводим в порядок руки, делаем маникюр, педикюр, а ведь лицо тем более заслуживает внимания.

— Вы о чем-то в своей жизни сожалеете? Например, что чего-то недоделали?

— Я очень люблю театр. Но часто отказывалась от ролей в спектаклях, потому что была задействована в съемках какого-то кинофильма, и сейчас, размышляя, могла ли бы я поступить иначе, — сомневаюсь, ведь, еще не закончив институт, была «втянута» в кино. Нельзя сказать, что я перечеркиваю свои кинороли, но характерные роли в театре мне больше по душе. Из-за съемок редко бывала с сыном Сергеем. И хотя я отдала ему лучшие годы своей жизни, он считает, что я мало уделяла ему внимания. Вспоминаю один случай: я пришла домой, а он не подходит ко мне, прячется за бабушкиной юбкой. Я к нему: «Я твоя мама!», а он показывает на мою фотографию и говорит: «Вон моя мама, а ты кто?» Теперь я пытаюсь реабилитироваться... (смеется) на внученьке Оленьке... Хотя она уже взрослая.

...Арлекин из меня неплохой. Все думают, что я оптимистка. А я просто притворяюсь. Вообще-то, я — «беспечный пессимист». Мне не стыдно сказать, что я сама себя создала. А еще я благодарна Богу, что во мне есть такая черта, как ощущение восторга людьми, чьим-то талантом. Восхищаюсь чьими-то успехами и никогда не завидую. Например, когда я вижу прекрасную игру, я могу только сожалеть, что у меня так не получится. Когда же человек завидует, то начинает ржаветь от этого, покрываться плесенью.

Время позаботиться о душе

Не могла я не спросить у артистки, чем она занимается сейчас.
— Я преподаю режиссуру в Университете культуры и искусств. Выпустила целый класс в прошлом, 2009, году. Все отличники. Я поставила несколько спектаклей, в том числе «Чайку» Антона Чехова, «Каменного ангела» по произведению Марины Цветаевой и «Восемь женщин» по Роберу Тома. А в этом году отказалась быть художественным руководителем — уже трудно выполнять такой объем работы, молодые меня не поймут. Время уже и о душе позаботиться...

— Продолжите, пожалуйста, фразу «Я не состоялась бы, если бы...»
— ...не было той страны — СССР!

Прощалась Татьяна Георгиевна тоже стихотворением, в этот раз — Бориса Пастернака:

Во всем мне хочется дойти
до самой сути:
В работе, в поисках пути,
в сердечной смуте,
До сущности протекших
дней, до их причины,
До оснований, до корней,
до сердцевины,
Все время схватывая
нить судеб, событий,
Жить, думать,
чувствовать, любить,
свершать открытья...


Ольга Мусий, еженедельник «ГАРТ» №51 (2491)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Татьяна Конюхова, актриса, «ГАРТ», Ольга Мусий