Письмо от брата пришло с опозданием в 70 лет
Понедельник, 27 Сентября 2010 13:27 | Просмотров: 2434
Письмо от брата пришло с опозданием в 70 лет
В пасхальную субботу 1941 года
18-летнего Федора Колесника из Головенек Борзнянского района забрали в армию. В тот день его родные -
отец Афанасий Семенович, мать Степанида Карповна, сестры Лукерия, Мария, Катя и брат Петр — даже не догадывались, что видят сына и брата в последний раз, а его письмо, которое дойдет до адресата почти
через 70 лет, прочитает только самая младшая сестра Екатерина.
Ушел в армию, а оказался на войне
- Брата я немного помню, хоть мне было всего 6 лет, - говорит
75-летняя Екатерина Вовнянко. - В 18 лет он уже работал, возил зерно в Великую Дочь. Бывало, говорит маме: «Вы, мама, оденьте Катю, я ее с собой возьму». Мама меня оденет, и я еду с братом. Вот счастье! Помню, как пришло несколько писем из армии. Служил Федя в Черновцах, а именно там и произошли первые бои. После начала войны мы не получили от него ни строчки... Как-то мама пошла к нашему односельчанину, который тоже служил в Черновцах, так он рассказал, что в первый день войны, когда начали бомбить город, все начальство убегало на машинах. А когда солдаты спрашивали у старших, что произошло, им отвечали, что это учения. С того дня Федора больше не видели. Но мы все-таки надеялись, что брат жив. Ведь похоронка нам так и не пришла.
-11 мая этого года мы получили письмо, - присоединяется к разговору дочь Екатерины Афанасьевны Галина. -Перед этим в сельсовете сообщили (наверное, напутали), что к нам приедут из программы «Жди меня». Мы очень обрадовались, думали, может, кто живой из детей дяди Федора нас ищет, ведь он мог попасть в плен и выжить. Но нам привезли письмо. Не скажу, что мы разочаровались, но все же...
Когда читала письмо, плакала очень, хоть и обрадовалась весточке, - вздыхает Екатерина Афанасьевна. Теперь, как только вспомню брата - плачу, почитаю письмо - и опять плачу.
Привет от брата
«Письмо пущено 27/VІ-1941 г. від вашого сина Федора Колесника.
Здрастуйте, папаша, мамаша, Марушка, Петя і Катя. Поздоровляю вас із тим днем чи вечором, коли получите моє письмо, желаю всього хорошого в вашій жизні. І передаю вам свій красноармійський привіт. Перш за все я хочу повідомити, що я жив і здоров, чого й вам желаю. І разом сообщаю, що я нахожусь на фронті.
Ну все, папаша й мамаша, більше мені нічого й писати. Тільки, папаша, не турбуйтесь об мені і не беспокойтесь, бо наша Червона армія дасть тепер врагам, які лізуть на нашу квітучу батьківщину. Тепер, папаша, я хочу, щоб ви прописали, як вам живеться і які у вас новості, чи мій кум Серьога дома іще чи може немає, то пропишіть і передайте від мене привіт і сестрі Лукері. Папаша, коли получите моє письмо, то скажіть моєму куму як дома, хай напише мені письмо, може він і не получав від мене, то я не виноват, бо я йому послав уже не одно. Ну все, папаша, пока, бо більше нічого писати. Досвідання, досвідання, досвідання. Ваш син Ф. Колесник.
Папаша, як получите письмо, то зразу дайте і ответ. Передайте привіт усім рідним. Мій адрес: Северна Буковина, г. Чернівці, п/я № 261 «И». Колеснику Ф.П.
Тепер ви, папаша, писали в письмі, чи продавать клуню, то дивіться самі, аби вам лучше прожилось.
Папаша, я з Плаходьком Іваном бачусь койколи, а Савченко, як попав у школу, то тільки письма получав від його, то він мені писав, що від город Черновиць, за 21 км в школі понтонних мостів або сапери.
Опишіть, чи в к-пі кончили всі роботи. Як вам робиться на фермі, чи хорошо? Ну пока. Досвдання. Остаюсь жив здоров. 27/41-41 року».
Письма-трофеи
«Где же письмо было все эти годы?» - спросите вы. Как оказалось, письма бойцов, несмотря на военные действия, все-таки попали на почту, но отправить их адресатам почтальоны не успели. Когда фашисты захватили Каменец-Подольский, в их руках оказалось и почтовое отделение. Возможно, никто больше и не увидел бы писем советских солдат, но один из немцев решил сохранить «письма-трофеи» и вместе с сопроводительной запиской («В этих письмах зафиксированы настроения советского народа в первые дни войны») отправил их в Австрию. Почти 70 лет непрочитанные письма хранили в запасниках венских музеев, и только в этом году их передали в Национальный музей истории Великой Отечественной войны в Киеве и начали искать адресатов. Таким образом родня Федора Колесника услышала последние слова солдата, которые долетели с войны.
Екатерина Вовнянко
Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №39 (2479)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.