GOROD.cn.ua

Мачеха смогла стать для детей самым родным в мире человеком

Степанида Тихоновна с дочерью Татьяной
Мама. Именно ее мы вспоминаем в минуты горя и радости, к ней бежим за советом, ей рассказываем о своих достижениях и доверяем душевные тайны. А как же тем, у кого нет мамы?.. Дети Ивана Аникиенко из Слободки Новгород-Северского района знают, что такое потерять маму. Но вместе с тем благодарны судьбе за то, что она подарила их отцу жену, которая смогла стать для них самым родным в мире человеком.

Вдовец с четырьмя детьми

15 октября 1960 года в семью Аникиенко пришло горе. Умерла мама Настя. 47-летний Иван хорошо понимал, что одному вырастить детей будет трудно. Хотя по хозяйству ему помогал 15-летний Миша, но нужно было заботиться и о 8-летнем Пете, 5-летней Танюшке и полуторагодовалом Алешеньке. Но кто согласится пойти за инвалида войны с четырьмя детьми? Заглушая горечь утраты, сразу же стал искать жену. Спрашивал и в родном селе, и в соседних, не догадываясь, что его судьба — 30-летняя красавица Степанида — рядом.

- Степанида жила с нами по соседству, - вспоминает дочь Ивана Васильевича, 55-летняя Татьяна Шелег. - Она разошлась с мужем и вернулась в родительский дом, который был через огород от нашего. Помню, как мы с Петей постоянно бегали в ее двор и просили: «Степанида, дай нам меда!» Молодая соседка всегда заводила нас в дом, угощала белым хлебом с медом и яблоками. Какими же вкусными были тот хлеб и те яблоки!

Иван всегда нравился Степаниде, но только не смела она симпатизировать мужу своей подруги. В свое время Настя Аникиенко часто забегала к ней в гости, помогала и советом, и делом. Когда жена Ивана умерла, Степанида не могла без слез смотреть на маленьких деток, которые остались без матери. Ну как было не угостить их медом, не поиграть с малышней, не прижать к себе?

«Дети, я вам маму привел»


- Жили мы втроем - мама, сестра Катя и я, - рассказывает Степанида Тихоновна. - Я работала в лесничестве. Мужчин не хватало, вот и приходилось женщинам браться за тяжелую работу. Мне досталась рубка дров. Бывало, едва ноги волокла с работы, а дома нужно делать то же, ведь мужчины в доме не было. Однажды так устала, что, зайдя в дом, не смогла сдержать слез, а тут неожиданно на пороге вырос Иван, подошел ко мне и спрашивает: «Степанида, а что это ты так крепко грустишь?» - «Ну как не плакать, когда хозяина в доме нет. Все сама и сама». - «А я сокрушаюсь, что в доме нет хозяйки, а у детей - матери. Сегодня Настины сороковины, пойдем в гости, помянем», - вздохнул он.
Степанида одела красное платье, взяла булку, миску меда и вместе с сестрой Катей пошла к Ивану. В доме уже было немало людей. Дети, увидев Степаниду, побежали ей навстречу. Угостила их булкой, медом, а затем села за стол поминать Настю. Когда люди начали расходиться, тетя Ивана сказала: «Ваня, племянник, не отпускай ее. Пусть переночует, а утром - вон там твои вилки и кочерги. Как печь затопить, знает».

-А я и не была против, - улыбается Степанида Тихоновна. - Сестра моя только плечами пожала: «Делай как хочешь, но потом не жалуйся». Не скажу, что она не одобряла мой выбор, но относилась к Ивану как-то настороженно. Как-никак, а инвалид, да еще и с четырьмя детьми. Катя ушла домой, а я осталась у Ивана. Дети заснули на печи, не было только Миши (он еще гулял на улице). А его я почему-то боялась больше всего. Как он меня примет, ведь не маленький?
Когда Миша зашел в дом, первым к нему обратился отец: «Миша, сынок, а я вам маму привел». - «Так где же она?» - «А здесь». Миша взглянул на красавицу соседку и сказал: «Так давайте, мама, мне ужинать».

Степанида засуетилась возле стола. Поужинав, парень полез на печь: «Слава Богу, теперь у нас есть мама и мне уже не надо корову доить».
Утром Степанида уже хлопотала по хозяйству. В доме была лишь одна комната, поэтому все, кто шел по улице, могли увидеть в окне Аникиенкового дома женщину в красном платье, которая исправно готовила завтрак. «Иван молодую себе привел», - только и перешептывались соседи.
- Когда мы проснулись, отец сказал нам: «Ну-ка вставайте, теперь мы заживем хорошо, у нас мама есть», - вспоминает Татьяна Ивановна. - Петя выглянул из-за дымохода: «Степанида? Папа, но она же молодая мама, можно мы будем называть ее просто Степанидой?» - «Нет, не Степанидой, а мамой. Она же нам будет и суп варить, и стирать, и шить». С того времени мы ее мамой и называли.

Вскоре в дом Ивана зашла Катя. «Ну как тебе в новой семье?» - спросила сестру. Степанида только улыбнулась. «Ну если все хорошо, то живите счастливо», - пожелала сестра. И действительно, с того времени для Степаниды, Ивана и их детей началась новая счастливая семейная жизнь.

В новой семье

- Жили мы и в самом деле прекрасно, - мечтательно вспоминает Татьяна Ивановна. - Помню, как всей семьей ходили в лес за ягодами, а затем лепили вареники с ними. А какой борщ варила мама, а какую кашу! Бывало, поставит две миски посреди стола, а мы вокруг них с ложками. Какими вкусненными были те блюда! Сколько варю сама, и как будто все так же, как в детстве, а вкус все равно не тот. А какую одежду она нам шила! Когда я одевала рубашку с вышитыми рукавами или платье кружевное, все девчата завидовали: «Ой, какая у тебя хорошая мама, вот бы и наш папа такую привел» (смеется).
В декабре 1961 года семья Аникиенко пополнилась маленькой доченькой Верой, а через три года - сыном Василием. Степаниде пришлось тянуть на себе всю многодетную семью. Муж помогал как мог, но выполнять тяжелую работу мешали давние фронтовые раны.

- Иван с войны пришел с подробленной ногой, - говорит Степанида Тихоновна. - Кроме того, в ней еще и три пули сидело. Рассказывал как-то, что врач в госпитале будто напророчил, что он до 60 лет будет нормально ходить и работать, а вот после 60 будет чувствовать себя плохо. Так и случилось. Как только Ивану исполнилось 60, он начал болеть, ходил плохо. У него настолько болели ноги, что, когда кто-то ходил по дому, мужу казалось, что ему наступают на ноги. Предлагали ему получить машину, но я настояла, чтобы он ее не брал, все боялась, что разобьется. Но никогда, несмотря на все эти неурядицы, не жаловалась на него - муж он был хороший С13 лет назад Иван Васильевич умер). Да и вообще, пошла бы я за него, если бы не любила?

Прошли годы...

Дети выучились и пошли в самостоятельную жизнь. Михаил - председатель профкома Черниговского камвольно-суконного комбината, Петр - работник Южноукраинской АЭС, Татьяна сейчас на пенсии, раньше работала продавцом, Алексей - военный летчик, подполковник запаса, работает инженером по охране труда ЗАО «Черниговрыба», Вера - частный предприниматель, живет в России, Василий - военный летчик, майор запаса, работает государственным инспектором по охране труда.
Все шестеро детей часто навещают маму, не деля себя на «родных» и «неродных».

- Всякое в жизни бывает, иногда даже родная мать отказывается от своих детей, но такие мачехи, как наша, случаются редко, - убеждена Татьяна Ивановна. - Родной мамы я почти не помню, но то, что мама Степанида любит всех нас - это точно. Я к ней хожу дважды в неделю (Татьяна Ивановна живет в соседней Лоске. - Авт.). Когда получается прийти только один раз — как магнитом тянет к ее двору.
4 августа Степаниде Тихоновне исполнилось 80 лет. Но, несмотря на достаточно почтенный возраст, женщина не сидит без работы - сама хозяйничает (а хозяйство у нее немаленькое - свиньи, гуси, утки, куры), еще и наделяет чем может всех своих детей.

- Не успела оглянуться, а уже и 80, - смеется Степанида Тихоновна. - А я все равно чувствую себя молодой. Когда набегаюсь, наработаюсь, могу упасть и через секунду заснуть, хоть и на камне, еще и ни разу за ночь не перевернусь.
Смотрела на эту неутомимую, жизнерадостную женщину с сияющими глазами, и сразу же вспомнились строки из известной песни Анатолия Горчинского:

«Живе старенька мати
у господі -
Невтомні руки,
серце золоте.
Щодня і дітям,
і онукам годить,
Хоч рідко хто з них
дякує за те...»


Дети Степаниды Тихоновны умеют быть благодарными маме за то добро, которое она для них сделала. И неродные по крови делают это так, как мало кто из родных детей. Желаем, чтобы эта семья как можно дольше и как можно чаще встречалась в материнском доме!

Екатерина Дроздова, еженедельник «ГАРТ» №32 (2472)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: мачеха, судьба, Екатерина Дроздова