GOROD.cn.ua

Алексей Быш: «Хочется верить, что все – ещё впереди»

Алексей Быш
Уходящий театральный сезон в нашем городе порадовал двумя «возвращениями» - Андрея Бакирова в качестве художественного руководителя областного академического музыкально-драматического театра и Алексея Быша, актера Молодежного театра. Хотя последний, казалось бы, никуда и не уходил, иногда появляясь в спектаклях. Но лишь иногда. Основным местом работы Алексея после знакового увольнения из «молодежки» в течение почти трех лет был Нежинский театр. А тем временем на сайте Молодежного театра регулярно появлялись сообщения с общим смыслом: «Верните Быша в театр!» Администрация сайта либо отмалчивалась, либо писала нечто невразумительное. Как следствие - поползли слухи. И они удвоились после «камбэка». Упомянутый сайт на какое-то время превратился в здравицы актеру, к тому времени ставшему заслуженным артистом Украины.
Мы попытались выяснить всё из первых уст. Два вечера подряд шла беседа с актером - уставшим и взмокшим (встречи были буквально через пять минут по окончании спектакля), энергичным и сосредоточенным (вопросы были не из «легких»), но всегда - бесконечно открытым и бесконечно преданным СВОЕМУ театру и городу.

- Как ты нашел Молодежный театр? Или это он тебя нашел?
- Любой артист ищет себя. Свой театр. Своего режиссера. Есть мнение, что театр надо менять каждые пять лет. Хотя я по жизни консерватор. Меня готовили к Днепропетровскому театру. А я рванул в Ровенский. Но там меня не устроил репертуар. Попал во Львов - в театр Советской Армии, к замечательным педагогам. Однако время Советского Союза прошло - и русский театр стал не нужен Львову, хотя он и считается европейским городом. Думал уже рвануть на Россию. Но приехал в Чернигов, к Нателле Абелевой, которая предложила сходить на «Реггеди Энн». Помню как сейчас, что мест не было. Но Алла Абелева, светлая ей память, договорилась о стульях - и тут я окунулся в такую атмосферу! Как-будто сцена стала больше, шире, чем где-либо!
Во Львов приехал Геннадий Сергеевич Касьянов с проектом «Театр - дома». Чай на квартире, круглый стол. Пообщались. И вот - в декабре 1993 года я оказался тут. Начал работать, потом оказался в Нежине. Спасибо директору Нежинского украинского драматического театра им. М. Коцюбинского Юрию Муквичу и худруку Алле Соколенко за то, что они меня «выследили» и пригласили к себе в непростой для меня период. Собственно, и звание заслуженного артиста Украины я получил во многом после того, как труппа Нежинского театра проголосовала «единогласно» за такое решение. Хотя разговоры о возможной подаче документов исходили еще до того и из уст мэра Чернигова Александра Соколова, и управлений культуры. А особо хотелось бы поблагодарить за поддержку нашего губернатора Владимира Хоменко. Итак - я вернулся.

- Почему вернулся - понять несложно... Чаще людей интересует - почему ушел из «молодежки»? Существуют разные версии.
- А какие?

- С кем-то не поладил. Или злоупотреблял...
- Так говорить удобнее всего. На самом деле всё гораздо глубже. К примеру (безо всяких сравнений!) Золотухин - пил. Высоцкий - пил. Но они продолжали работать в театре. И в Молодежном театре были те, кто...
Дело в том, что, с уходом таких актеров, как Александр Максяков, Андрей Бакиров, Олег Шпак что-то не заладилось в труппе. Началось формирование нового костяка. В чем были и плюсы, и минусы, но мне с этим было непросто смириться. Ведь все помнят те времена, когда люди чуть ли не с ночи выстраивались за билетами в Молодежный театр. И это время я застал - эпоха «Лолиты» Касьянова, «Служанок» Бакирова и других замечательных спектаклей. А учитывая то, что я - «пришедший», мне стало трудно. Но я продолжал работать! Был инициативен. Придумывал номера. Бывало, что из 20-ти номеров в спектакле 16 оказывалось моими.
И где-то рядом появлялась чья-то зависть, которая часто присутствует у творческих людей. И зависть я трудно принимаю, особенно при всей моей открытости. Вот и пришлось уйти.
Было очень нелегко. Очень.
Но прошло время - и спасибо Геннадию Касьянову, что он со временем снова стал доверять мне, в том числе и постановки.

- Молодежный театр – это «все твое?» Каков он вообще, глядя изнутри?
- Конечно, идеального театра нет. Но стремиться к нему надо. И наиболее близок к этому понятию, по моему мнению, - Молодежный. Просто удивительно, что в нашей НЕтеатральной области есть такое.

- Согласен ли ты с фразой, что «зритель всегда прав»?
- Иногда заболевает звездной болезнью целый театр. От одного актера до коллектива. И начинаются разговоры, что, мол, «зритель не дорос». Но я считаю, что бросить в зрителя камень - последнее дело. Обвинять надо в первую очередь самого себя.

- Что отличает сегодняшнюю «молодую генерацию» театра?
- Наступает зрелость «Молодежного». 25 лет - это очень много. Но - ушел задор, который был на заре театра и на пике его популярности. Сейчас пришли молодые актеры. Они не лучше и не хуже «тех самых». Они - другие.
Следует понимать, что такого рода театр предъявляет высокие требования к культуре. Ведь он - небольшой по количеству актеров. И почти каждый из них имеет хорошие роли, еще будучи совсем молодым в возрастном плане. В другом театре такого может и не быть. С одной стороны, это хорошо. Но это и разбаловывает! Так что есть что ценить!

- Мы живем в «эпоху Гришковца». И популярности моноспектаклей. В нашем театре есть таковые. Тебе они близки?
- Талантливейший человек, к сожалению, ныне покойный, Юрий Третьяк, который ставил мне спектакль «Финита», говаривал, что в профессии актера, как и в обычной жизни, «нужны настоящие мужики».
А Гришковец. Он, скорее, «золотой мальчик». Мне ближе моноспектакли Петра Мамонова, который босиком идет по земле, с открытым забралом.

- Сейчас тебе 38 лет. Ты - сформировавшийся актер. Личность. Меняешься ли в этом возрасте?
- Да. Многое пришлось пересмотреть. Оглянуться и понять, какие делал ошибки. Потому что слышал: «Что ж ты, Леша, проповедуешь идеалы, а сам.»
Работа прощает всё. За ошибки накажет сцена.
Да, я меняюсь. И смотрю свежими глазами на Молодежный театр и на себя.

Следующие вопросы были заданы Алексею Бышу в режиме блийнтервью. Времени на раздумывание не давалось...

- Кто для тебя авторитет?
- Режиссер.

- На какую просьбу режиссера ты бы никогда не согласился (применительно к сцене)?
- Если такая просьба унизит мое профессиональное и человеческое достоинство.

- Недавно прочитанные книги?
- «Фиеста» Хемингуэя. Марк Захаров, «Воспоминания о театре».

- Что тебя больше всего беспокоит сейчас?
- Не люблю ложь. Не могу ее переносить! Это - больное.

- У тебя есть враги?
- Да. Но я им - не враг.

- Кто твои друзья?
- Игорь Салимонов (Севастополь), Владимир Тадор, ученик С. Юрского (Львов) и, конечно, мой товарищ, партнер, брат - Любовь Веселова.

- С кем из известных актеров ты бы хотел:
а) отужинать;
б) сыграть роль;
в) встретиться на дуэли?

- А) - с Леонидом Филатовым; Б) - с Юрием Третьяком; В) - с Никитой Джигурдой – ох уж мне эти его подражания Высоцкому!..

- Роль, которую ты бы хотел сыграть?
- Дон Кихот.

- Во что ты веришь?

- В священнодействие театра.

Досье:

Дата рождения: 28 апреля 1972 г. Малая родина: г. Никополь.
Образование: Днепропетровское государственное театральное училище.
Семейное положение: Женат. Есть сын.
Жизненное кредо: «Надо жить!»
Самое большое разочарование: Скорее, потеря. Ранняя. Я рано утратил родителей. ПОдежда: Свободный стиль.
Причёска: Лучший парикмахер - гример в театре.
Квартира: 2-хкомнатная «хрущёвка».
Любимые:
- блюдо: жареная картошка с салом на водяном пару.
- книга: «Роман о девочках» Владимира Высоцкого.
- фильм: самый любимый - "Калина красная" Шукшина. А еще «Большая прогулка» с Луи де Фюнесом и Бурвиллем.
- музыка: «Битлз».

Андрей Терещенко, еженедельник «Семь дней» №26 (451)

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Алексей Быш, актер, театр, Андрей Терещенко