Николай Лукьяненко – от курсанта до генерала
Вторник, 11 Мая 2010 16:04 | Просмотров: 4702
Николай Лукьяненко с женой Аленой. 9 мая 1945 год, Германия, город Росток
Судьба этого человека удивительна.
Черниговец Николай Федорович Лукьяненко - участник Великой Отечественной войны с 22 июня 1941 до 9 мая 1945 года, и все время на переднем крае. Пять раз был ранен, из них трижды -тяжело. В первый бой на Лужском оборонном рубеже под Ленинградом вступил курсантом-первокурсником, а победу встретил в немецком Ростоке командиром батальона. 27 января этого года ветерану
исполнилось 90 лет.
«Мерседес» убегает от погони
Весной 1945-го, после форсирования Одера,
батальон Лукьяненко был в авангарде.
Николай Федорович, разговаривая с командиром разведбата, отстал от главной походной заставы. В то время он ездил на трофейном, недавно захваченном «мерседес-бенц». Даже номера на авто еще не успели заменить.
На перекрестке повернули налево, уже должны были догнать своих, но их не было, будто в воду канули. Дорога проходила через большое село. И тут Николай Федорович заметил, что между домами стоит немецкая техника. Фашисты выкатывают пушки, разгружают машины, занимают оборону.
«Быстро снимай пилотку!» - приказал водителю комбат.
Немцы, озабоченные своими делами, на «мерседес» не обратили внимания. Номера немецкие, авто едет с небольшой скоростью, к тому же в тыл. За селом остановились. Лукьяненко принял решение:
- Вася, - обратился к солдату, - впереди вражеский тыл - не прорвемся. Разворачивай машину и максимально быстро гони назад.
В этот раз немцы заподозрили что-то неладное. Начали стрелять, пытались остановить авто. Но спас фактор неожиданности, лишь несколько пуль попали в «мерседес».
Так, неправильный поворот на перекрестке едва не стоил жизни Николаю Федоровичу.
Боевое крещение
Родом Николай Федорович из Могилевской области Беларуси.
В 1939 году он окончил педагогическое училище и курсы планеристов. Работал учителем недолго. Через год был призван в армию. Служил в 402-м стрелецком полку Ленинградского военного округа. А
в январе 1941-го был зачислен курсантом Ленинградского пехотного училища. Тогда юношей с высшим образованием в военные училища принимали без экзаменов, они лишь проходили медицинское обследование. Николай планировал, что по окончании училища вернется к своей мирной профессии. Но сложилось по-другому.
22 июня курсанты и офицеры пехотного училища приняли свой первый бой на Лужском оборонном рубеже Ленинградского фронта. Старшекурсникам впервые в истории Красной армии досрочно были присвоены звания старших лейтенантов.
Немцы планировали с ходу
захватить Ленинград. Бросили на выполнение этого задания большие силы. В некоторых местах им удалось прорвать оборону. В августе курсанты попали в окружение. Выбирались из него лесами. Продукты закончились. Питались ежевикой и другими ягодами. Но на такой пище долго не протянешь.
Командир вызвал Николая и сказал:
- Даю тебе телегу, прорвись в ближайшее село и раздобудь каких-нибудь продуктов.
До села надо было ехать через поляну, которая хорошо простреливалась. Немцы прорвали оборону и пошли дальше. Фактически, это уже был их тыл. Но остались группы, которые, разыскивая окруженцев, рыскали вокруг лесов.
Лукьяненко в село добрался без приключений. Подошел к крайнему дому. Постучал в окно. Вышла женщина. Увидела, что он в военной форме, и говорит:
- Сдавайся в плен. Немцы всех, кто сдался, хорошо накормили, офицеров держат отдельно от солдат.
В первые месяцы войны оккупанты действительно относились к пленным по-человечески. Но хорошо известно, что с ними делали позже.
Николай был шокирован таким советом:
- В плен я не собираюсь, дайте какой-нибудь еды, а то уже третьи сутки я и мои товарищи ничего не ели.
Женщина еще немного поуговаривала его сдаться в плен, но все же вынесла несколько буханок хлеба, сумку картошки, кусок сала и крынку молока.
По дороге назад над головой Николая засвистели пули. Он соскочил с телеги и бросился в кусты — это его спасло. Конь сам побрел по знакомой дороге и довез еду курсантам. А Николай вернулся к товарищам позже. Они его расцеловали от радости, так как думали, что погиб.
Вскоре уцелевшие курсанты пехотного училища вышли из окружения.
Николай Лукьяненко стал лейтенантом и получил в подчинение стрелецкий взвод.
Фотография из музея
Перед началом наступления под Москвой с пехотинцами встретился Михаил Калинин.
После речи он шел мимо строя, пожимая руки бойцам. Его внимание привлек молодой, невысокого роста, как и он сам, лейтенант в белом полушубке. Это был Николай Лукьяненко. Калинин подошел к нему и спросил:
- Как вам служится, хорошо ли вас обеспечивают?
- Все у нас прекрасно, единственное, что не нравится, так это то, что у нас на завтрак гороховая каша, на обед гороховый суп, а на ужин опять каша.
Калинин сказал, что стране сейчас очень трудно и что она своим защитникам дает все, что только может.
Через много лет сын Николая Федоровича, Владимир, был на экскурсии в Музее Великой Отечественной войны в Москве. Среди фотографий фронтовых военкоров одна привлекла его внимание. На фото М.Калинин пожимал руку молодому лейтенанту - его отцу. Все видят это фото, подумал Владимир, но никто не знает, о чем именно они говорили.
Разведка боем
В ходе наступления под Москвой, часть, в которой служил Николай Лукьяненко, выбила немцев из Пермилова, взяла город Яхремо. После боя уставшие бойцы легли отдохнуть. Но командир роты разбудил Николая, дал ему схему (не во всех подразделениях тогда еще были карты) и приказал произвести разведку.
Николай на задание пошел с 18 солдатами своего взвода. Дозорные первыми подошли к селу. Ничего подозрительного не заметили. Все собрались в доме на околице. Лукьяненко написал докладную записку командиру и отправил ее со связным.
И только хотели выйти из дома, как в окна и двери полетели пули. Немец стрелял с дерева прицельным огнем и не давал никому выйти из дому. Лукьяненко подумал: сейчас командир получит мое сообщение, что врага в селе нет, а здесь немцы. Позвал лучшего стрелка, сказал ему:
- Я сейчас отвлеку внимание снайпера - выбегу на улицу, а ты хорошо целься и стреляй в него.
К счастью, боец не подвел, попал. Немецкий взвод окружил дом, завязался бой.
Вскоре подошла подмога — связной услышал выстрелы и все понял. Немцев выбили из села, нескольких взяли в плен. Оказалось, что это была тыловая часть, отставшая от главных сил. А снайпер, сидевший на дереве, наверное, задремал, когда разведчики входили в село, и проснулся лишь тогда, когда они хотели выйти из дома.
Первый орден
Шел
1942 год. Лейтенант Николай Лукьяненко тогда уже был командиром стрелецкого батальона на Калининском фронте. Целую неделю солдаты по два раза надень поднимались в атаку, чтобы взять населенный пункт. Но немцы отвечали бешеным огнем. Штурм не удавался. Как правило, атаки начинались в семь утра. Фашисты уже привыкли к этому распорядку.
Целью атак была попытка оттянуть на себя как можно больше сил противника, чтобы он не смог перебросить дополнительные части на другие участки фронта.
У Николая возник план захвата села, где окопались немцы. Он отобрал семьдесят человек и договорился с начальником штаба, что, как только подаст сигнал - красную ракету, батальон открывает огонь, имитируя атаку.
Лукьяненко с солдатами ночью подползли к противотанковому рву, по нему обошли село и очутились в тылу у врага.
По сигналу началась имитация атаки. В это время группа Лукьяненко подошла почти впритык к врагу и открыла огонь. Немцы были настолько шокированы, что большинство бросило оружие и подняло руки. В плен попало 60 человек.
Николай доложил командиру полка:
- Населенный пункт взял. Как действовать дальше?
- Закрепляйся, держись. Какая тебе нужная помощь? - спросил командир.
- Артиллерийская поддержка.
Через пять дней началось наступление. В одном из боев молодой комбат был тяжело ранен. Уже в госпитале из письма товарищей Николай Лукьяненко узнал, что награжден орденом Боевого Красного Знамени и что ему присвоено звание старшего лейтенанта.
Опасный блиндаж
Были и курьезные случаи на войне. Однажды Николай Лукьяненко со своим начальником штаба батальона проводил рекогносцировку. Заметили на нейтральной полосе два подбитых английских танка, а под ними блиндаж. Решили подползти к нему и оттуда продолжить разведку. От блиндажа до немецких окопов рукой подать - легче взять «языка».
Лукьяненко подполз первым, соскочил в траншею и заглянул в блиндаж. А там 12 вооруженных немцев. Николай остолбенел, и они тоже будто замерли. У лейтенанта с собой ни гранаты, ни автомата, лишь табельный ТТ. Откуда силы взялись, он и сейчас не знает — немцы окопы рыли глубокие, а он, маленького роста, взлетел на бруствер будто его подбросили. Едва с начальником штаба спаслись, еще немножко — и сами бы стали «языками».
И на войне есть место любви
Со своей будущей женой Николай познакомился
в 1943 году на Нарвском плацдарме. Красивая россиянка Елена работала заведующей передвижным фронтовым военно-торговым пунктом. Командир полка приказал лейтенанту оказать девушке помощь при развертывании военторга. Николай за это дело взялся сам. Так и познакомились, возникла любовь. Обратились к командованию, и Елену назначили радисткой-телефонисткой при штабе полка.
Встречались влюбленные далеко не каждый день. Николай - на передовой, Елена - в тылу. И все же случаи выпадали. Однажды мотострелки батальона захватили новенький «опель-адмирал». В салоне нашли генеральскую фуражку и портупею, сам немец убежал. Лукьяненко прибыл в штаб полка, доложил о трофее. Командир позволил ему на этом авто навестить невесту. Вместе с Еленой Николай попал под огонь немецких бомбардировщиков. Но влюбленным повезло, ни один осколок не попал в «опель», наверное, Бог оберегал.
День Победы
супруги Лукьяненко встретили в немецком Ростоке. Именно здесь 9 мая был сделан памятный снимок
Николая и Елены, который и сегодня хранится в семейном альбоме. На фото - счастливые молодые люди, у которых радость победного окончания войны объединилась со страстной любовью. Счастливой супружеской жизнью Лукьяненко живут уже 67 лет. Вырастили троих детей. Их единственный сын стал офицером, взяв пример с отца. Самые желанные гости Николая Федоровича - трое внуков.
Кавалер ордена Александра Невского
В январе 1945 года отдельный мотострелковый батальон Лукьяненко, действовавший в передовом отряде бригады, был контратакован. Мотострелки атаку отбили и с ходу форсировали реку Вкра. Во встречном бою батальон разгромил колонну противника в составе двух пехотных рот, усиленных артиллерией, и захватил в плен большую ее часть. Таким образом, мотострелки обеспечили развертывание танковой бригады на выгодном рубеже. Потери батальона были минимальными.
За умелое руководство батальоном, личную храбрость, инициативу и мужество майор Лукьяненко был награжден орденом Александра Невского.
В целом за годы войны и военной службы
Николай Федорович был награжден десятью орденами: тремя — Боевого Красного Знамени, двумя — Отечественной войны I степени, двумя Красной Звезды, орденами
Александра Невского и ГДР. Его грудь также украшает 25 медалей, а в архиве — 20 благодарностей Верховного главнокомандующего военного времени.
Николай Лукьяненко начинал воинскую службу курсантом, а завершил ее генерал-майором, заместителем командующего 1-й гвардейской армии. Два года назад президент Украины присвоил ему звание генерал-лейтенанта.
Офицеры Черниговского гарнизона поздравили Николая Федоровича с 90-летием и подарили ему букет цветов и пейзаж милой его сердцу Черниговщины, чтобы у него всегда было хорошее весеннее настроение, жизнерадостность и неисчерпаемые силы.
Александр Парий, еженедельник «ГАРТ» №19 (2459)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.