«Я и не заметила, как столько прожила!» - говорит 105-летняя Александра Анякина
Вторник, 20 Апреля 2010 16:09 | Просмотров: 2527
Александра Анякина
— Спасибо, деточка, что пришла меня поздравить! — обрадовалась черниговка Александра Анякина моему приходу. —
И откуда столько лет взялось? Сама себе думаю: «Не ошиблась ли я?» Да нет, Александра Петровна, 1
0 апреля Вам действительно исполнилось 105 лет. И мы искренне поздравляем Вас с таким почтенным юбилеем!
Теплые воспоминания
За
Александрой Анякиной ухаживают знакомая
Валентина Медведь и соседка, 70-летняя Ольга Семирозум.
— В свои годы Петровна все помнит. А как интересно рассказывает — поневоле заслушаешься. О минувших временах, о своей жизни. Она знает множество песен, на каждый случай у нее есть поговорка или притча. Меня просто поражает, что, как бы ей не было тяжело, бабушка никогда не падает духом, — говорит
Ольга Ивановна.
Трудно представить, сколько всего Александра Петровна пережила более чем за столетие! Больше всего она любит вспоминать детство и юность:
— Родилась я
в селе Засулье Сумской области. Нас, детей, в семье было десять — четверо парней и шесть девушек. У родителей было немного земли, они держали пару коней, корову. Мы всей семьей трудились, словно пчелки, поэтому жилось нам неплохо.
Александра Петровна с теплом вспоминает, как родители к каждому из детей ласково обращались «Сашенька», «Ромочка», «Марусечка», как все жалели ее, самую младшую. И до сих пор помнит, как радостно обнимал ее папа и называл
«Моя ж ты умняшечка!», когда она одна из всего класса решила сложную задачу. Окончила Александра Петровна лишь 3 класса, учиться дальше было некогда — надо было помогать маме.
Самое приятное ее воспоминание —
знакомство с мужем, Антоном Данииловичем.
— Когда-то были такие вечеринки — «досвітки», на которые собиралась молодежь. Мы там пели, танцевали, вышивали, вязали. Летом гуляли на улице, а когда наступали холода, снимали дом. Однажды собрались мы у одной женщины, гуляем в фанты. Как раз когда вытащили мой фант, в дом вошли два новых парня. И мне загадали поцеловать того из них, который в серой шапке (это был Антон). Ну вы видели такую комедию?! Если бы хоть нашего поцеловать, а то чужого — стыдно! В конце концов я осмелилась, подхожу: «Молодой человек, разрешите вас поцеловать».
А он с улыбкой: «Пожалуйста». Ну слава богу, не отказал! Закончилась игра, мы еще попели, потанцевали и уже стали расходиться. Антон подходит: «А теперь разрешите с вами познакомиться и проводить вас домой». Тут уже я ответила: «Пожалуйста». Проводил. И после этого как повадился ко мне! Да и мне он понравился, потому что был такой красивый, приятный...
Муж всю жизнь меня жалел! Не пустил ни дня на работу.
Все говорил: «Ты мне детей береги, дети — это самое дорогое!» Но я без дела никогда не сидела, все помогала людям, сроду никому не отказала. Где какая свадьба, похороны или проводы в армию, обязательно меня звали стряпать.
Сколько пережито...
Сначала Анякины жили в Ромнах. Через некоторое
время Антона Данииловича перевели в Чернигов (он занимал одну из руководящих должностей в военкомате). Мужчина всю жизнь оберегал семью от всяческих невзгод.
- В
1932-33-м голод был ужасный! Но мы, слава Богу, его не испытали, потому что мужу на работе давали паек. А люди вымирали целыми семьями! Так если бы урожая не было, а то ведь такой был урожай! Но весь хлеб у людей выгребли. Просто искусственно создали такую голодовку. Правда, кто — я не знаю.
Когда началась война, муж ушел на фронт, а нас с сыном и дочерью (Коле тогда было 16 лет, Вале — 13) отправил на Урал, в Чкаловскую область (в настоящее время Оренбургская — Авт.), поэтому войны мы не видели. Зато трудились день и ночь! Немец забрал весь хлеб на Украине, а Сталин в газете призвал: «Жены, пожалуйста, работайте не покладая рук! Ваши мужья на фронте, их нужно кормить». И мы, женщины, убирали хлеб, вязали, складывали, молотили. А дети, бедняжки, носили чайником воду и поили рабочих, чтобы те не отрывались отдела.
С Урала Александра Петровна с детьми вернулась в Ромны. Пока не вернулся с фронта муж, жила со свекровью. А когда он пришел, супруги построили добротный дом. Вскоре дети разъехались. Николай выучился на летчика. Отдал воинской
службе 35 лет. Сейчас он подполковник в отставке.
Валентина работала инженером. Ее вторым мужем был летчик, Г
ерой Советского Союза Константин Давиденко. Жили супруги в Чернигове.
Когда умер Антон Даниилович, Валентина с Константином забрали Александру Петровну из Ромнов к себе. 20 лет прожила она с детьми, горя не знала. И надо же так сложиться судьбе, что несколько лет назад умерла Валентина, а через полгода — и Константин. Александра Петровна осталась одна. Ее сын с женой живут в Минске (Беларусь), сами недомогают (правда, невестка, пока была в силах, целых 4 года ухаживала за Александрой Петровной). Внуки и правнуки тоже часто ездить к бабушке не имеют возможности. Хорошо, что рядом есть такая хорошая соседка, как
Ольга Ивановна.
— Сколько я пережила революций, голодовок, войн, но тяжелее всего мне вот теперь, что я осталась одна, еще и такая немощная, — вздыхает бабушка. — Никогда не ленилась, а вот уже четвертый год лежу днями и ночами (с тех пор, как сломала бедро). У меня уже все косточки болят.
Но Александра Петровна, действительно, не падает духом.
— Я горжусь, что столько прожила! «Мои года — мое богатство», — говорит. И напоследок мне спела: «Чом ти не прийшов, як місяць зійшов? Я ж тебе чекала...»
Алина Долинец, еженедельник «ГАРТ» №16 (2456)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.