GOROD.cn.ua

Марценюк Анатолий Леонтьевич - летчик-пилот

Анатолий Леонтьевич Марценюк      Анатолий Леонтьевич МАРЦЕНЮК - летчик, сначала военный, потом гражданский. В Черниговском авиаотряде проработал 40 лет, и стаж у него - 126 лет.
    
    17 ТЫСЯЧ часов налета!
    - Больше в Чернигове ни у кого нет, - уверенно подытожил Анатолий Леонтьевич свои трудовые свершения.
    - А это получается, я подсчитывал, 500 часов в год! В среднем, по полтора часа каждый день, включая выходные и праздники.
    Ну как послужной список?
    В свои 72 Анатолий Леонтьевич излучал такую энергию, которой позавидовали б и молодые.
    - А я не пью и не курю, веду активный образ жизни, - раскрыл секрет. - Ну, разве что на праздник стопочку или на природе с сослуживцами под шашлычок.
    Слов нет, впечатляет. А как все-таки со стажем, откуда такая цифра взялась? Год - за два, год - за три?
    - Нет, здесь другая система применялась, - уточняет Анатолий Леонтьевич.
    - Часы налета делятся на 12, потом еще определяется коэффициент, который и соответствует уже определенному количеству лет.
    Технической стороны этой проблемы мы не касались - это. больше интересует Пенсионный фонд и собес. А вот все ли время так было, вопрос.
    - Нет, что вы! После развала Союза денежное обеспечение не только уходящих на пенсию, но и работающих стало вмиг ничтожно малым. Уже при Кучме мы, черниговские летчики гражданской авиации, как к земляку, через коллег-летчиков, которые его возили, обращались, просили, чтоб о нашем брате там, в верхах, вспомнили. Ни гу-гу! Только при Юле-премьере вопрос решился. У меня получилось 116 лет налета в гражданской авиации и 10 - в военной.
    
    В космонавты тогда еще не набирали
    Анатолий Леонтьевич Марценюк свой путь в небо начинал в Ворошиловграде (Луганске). Там заканчивал в середине пятидесятых летную школу, что-то наподобие теперешнего лицея. А дальше - Чернигов, ЧВВАУЛ. 1956-57 годы - Городня, ЯК-11 (винтовой), МИГ-15 бис (реактивный). Будущий космонавт Андриан Николаев учился здесь чуть позже, и в отряд космонавтов первую партию летчиков набирали позже. Не повезло. После окончания служил в Прибалтике. Но недолго. Попал под хрущевское сокращение. Из армии ушел.
    А куда? Вернулся в Чернигов. Жена Надежда из Смолина. Пристроился на капроновом заводе работать, который только вот-вот запустили. Но это ведь не в тему.
    - Как увижу в небе самолеты, сердце сжимается, - признается Анатолий Леонтьевич. - Так летать хотелось!
    И вот новость - создается в Чернигове авиаотряд. Из таких, как Марценюк, бывших летчиков. Их ведь учить не надо. В Количевке аэродром. Шел 1962 год. Семь лет летал на ЯК-12, а потом на АН-2 ("Аннушка", "кукурузник").
    
    Нефтегазгеоло-горазведка и никакого автопилота
    В Бортничах под Киевом базировалась экспедиция, которая занималась воздушной разведкой полезных ископаемых. Так вот, в этом киевском отряде Анатолий Марценюк честно, как он сам подчеркивает, проработал 10 лет - с 1975 по 1985-ый...
    - Летали с нарушениями всяких санитарных норм, - рассказывает Анатолий Леонтьевич. - Вручную. Никакого автопилота. Всю Украину, как свою квартиру, знаю. Садимся в АН-2. Я, второй пилот, штурман, командир и четыре геологоразведчика. Идем на высоте 90 метров, спустив магнитный датчик на 40 метров. Изучаем местность, отыскиваем аномалии, радиацию меряем. К примеру, Винница, Ровно - фон большой: Южный
    Буг ведь в гранитах течет. А Кировоград с его урановыми рудниками? А что касается радиации, то кто-кто, а летчики ее нанюхались, будь здоров. Еще когда на военных МИГах летал, садимся, бывало, на аэродром, замеряют в кабине - в 300 раз выше нормы!
    Вспышка. Набрался самолет в полете космической радиации. Но ничего, живы.
    
    На АНе разбиться невозможно
    Интересно было узнать, а за столь продолжительный летный стаж аварии случались?
    - Не без них, - признается Анатолий Леонтьевич.
    - Бывало, поршень прогорел, ничего, спланировал и вернулся на аэродром. В семидесятых годах проблемы в основном возникали из-за румынского бензина - высокосмолистый он. Происходило часто зависание клапанов, прилипание. Мотор начинает фыркать и глохнет. Идешь тогда на вынужденную.
    
    1968 год. Война!
    1968 год помнится прежде всего чехословацкими событиями, когда Советский Союз ввел войска в Чехословакию. Мир в мире опять стал хрупким.
    - Я это почувствовал на себе, - говорит Анатолий Марценюк. - Приключилась такая история. Надо на работу лететь, медиков я тогда возил на самолете с красными крестами. А тут жену надо срочно в Смолин отправить. Транспорт под рукой, подкинем. И вот захожу над селом на посадку, сажусь на луг. Надежда Си-доровна, жена моя, вышла и домой пошла, а мы дальше полетели. Вечером сажусь опять, забрать, значит. А она взволнованно рассказывает, что село переполошилось, народ в магазин сразу рванул, соль, спички, макароны вмиг размели...
    
    Виталий ДДРУГ
    
    (По материалам еженедельника "Весть")

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.