GOROD.cn.ua

Бабушку назвали победителем, а теперь требуют 2679 гривен

Александра Коваль

Неожиданно в 2007 году пенсионерке Александре Коваль из села Чижовка Репкинского района пришло письмо из ООО «Издательство «Ридерз дайджест», в котором ее назвали победителем розыгрыша 125 тысяч гривен. «Откуда они обо мне знают? — подумала тогда женщина. — Я же никуда не писала, была одна фирмочка, которая предлагала товары по почте, но уже год она ничего не шлет». Но азарт взял свое..
.
«Спасайте бабу Шуру! После получения письма с угрозой суда у меня началась бессонница, поднялось давление разболелись ноги», — написала в письме Александра Коваль.
Поэтому мы решили разобраться, за что с человека требуют достаточно большую сумму.
—   Я  ответила   на   первое письмо  «Ридерз   дайджест», потому что фирма очень убедительно писала, что я уже победитель, — вспоминает Александра Коваль. — Да и книжка, которую   нужно   было   купить для участия в розыгрыше («Домашний доктор» за 89 гривен), показалась очень нужной. Эту посылку я оплатила, а они опять присылают: вы выиграли золотые часы, или круиз, или машину.
Но для того чтобы получить приз, нужно срочно ответить. И опять нужно обязательно купить еще книжку или видеокассеты. И так многократно. Приз не выплачивали, заверяли, что розыгрыш состоится в конце года.
—  Книжки я заказывала, но когда они приходили,  на посылке цена не была указана, было написано «б/ц», то есть без цены, — объясняет Александра Ивановна. — Почта у нас далеко, в Добрянке, за 12 километров, добираться туда мне трудно, поэтому все посылки, которые приходили, наша покойная уже почтальонка несла сразу мне домой. Может быть, на почте я могла распаковать посылку, прочитать цену и отказаться. А так было неудобно.

Продукция фирмы была не из дешевых. Так, «Сказки Пушкина» на рынке стоят 60 гривен, а «Ридерз дайджест» предлагал такие же за 140 гривен. За набор из трех видеокассет в торговых точках просят 60 гривен, а фирма требует 180. Таким образом, я выплатила им за товары около 1300 гривен. Чтобы расплатиться, таясь от мужа, брала деньги из семейного бюджета.
Женщина рассчитываться не успевала, а бандероли все поступали. Александра Ивановна писала «Ридерз дайджест», чтобы больше ничего не присылали. Фирма год о долгах не напоминала. А на днях другая фирма, уже юридическая, написала: «Ваш долг составляет 2678 гривен 74 копейки. В случае неуплаты долга в установленные сроки наступают правовые последствия, которые предусмотрены ст. 611 и п.2 ст. 612 Гражданского кодекса Украины. Долг будет истребован в судебном порядке, а все последующие расходы должны быть возмещены Вами», — отмечали в своем письме юристы. И добавляли, что вернуть продукцию можно было только на протяжении 14 дней.
— Я осталась им должна 1400 гривен. Но эти юристы почему-то прибавили к задолженной оплаченную сумму и выставили мне счет почти на две тысячи семьсот гривен.

«Ридерз дайджест» умело использует психологию человека. Сразу заверяет, что он выиграл кучу денег. Зачем? «Не вдаваясь в подробности, скажем лишь, что отбор проходил по определенным  критериям, и ваши адресные данные отвечали им на все 100 процентов», — заверяют фирмачи «Ридерз дайджест».
В конвертах присылают разные наклейки, проспекты, которые заставляют человека поверить, что он победитель. Например, из «разыгрываемых» автомобилей «Тойота» предлагалось выбрать марку и цвет. Для выбора автомобиля нужно было сверить номер на позолоченном картонном ключике с вроде бы выигрышным номером автомобиля (эти номера всегда совпадают — на ключе всегда СК 77 и под одним из нарисованных авто тоже). Предлагают также стереть защитный слой над якобы индивидуальным номером участника розыгрыша суммы со многими нулями и сверить его с номером победителя. Эти номера тоже всегда соответствуют друг другу.
В свое везенье поверила и соседка Александры Коваль Лидия Дорошенко.
— Как же им не поверить, когда они такую кучу денег рисовали! — Лидия Борисовна разворачивает цветной плакат с изображенными купонами на получение денежных призов по 10 и 20 тысяч гривен. — А еще прислали плакат, на котором написано, что я езжу на машине.

Женщина показывает этот плакат, где большими буквами написано: «Приятная новость для подписчиков из Украины. Дорошенко Лидия Борисовна ездит на новой "Тойота Королла"! А кто же после такого, станет читать дальше, да еще и значительно более мелкими буквами: «Именно такой текст вы можете (выделено автором) увидеть в ближайшее время в газете».
А затем Лидии Борисовне пришло письмо с требованием заплатить 728 гривен за книжки и видеодиски плюс пеню.
— Платить я не буду, — решительно говорит Лидия Дорошенко. — Пусть меня судят, у меня пенсия всего 600 гривен. Александра Коваль планирует отослать обратно на абонентский ящик 777 в киевском почтовом отделении 02302 неоплаченные кассеты и книжки. Но не знает, дойдут ли, ведь почтового адреса, где бы отмечались улица и номер здания, фирма не имеет.

Не за что укусить

—Деятельность таких фирм имеет отдаленные признаки мошенничества, доказать которое достаточно  сложно, —   говорит старший  оперуполномоченный Управления  уголовного розыска УМВД Украины в Черниговской области Сергей Мамчур. — Ведь тексты «писем счастья» составляются опытными юристами, и с правовой точки зрения вы покупаете книжки, зная заранее их цену. Чтобы не  давать   приз,   розыгрыш фирмачи  обещают провести в конце года, правда, «забывают» указать, какого именно —  2007, 2008 или через сто лет. Письмо с заверениями о выигрыше имеет подпись, но фамилии там не указаны, и поэтому его сложно расценить как договор. Есть множество и других уловок, которыми фирма ограждает себя от разгневанных покупателей.
Если же вы набрали книги в долг, скорее всего, придется платить.
Лучший способ борьбы с такими предложениями — просто не обращать на них внимания. А письма с массой красивых цветных бумажек использовать в качестве макулатуры.
Украинское ООО «Издательство Ридерз дайджест» является филиалом российской фирмы с таким же названием. Эта сеть безадресных фирм выпускает книжки, видеокассеты, видео- и компакт-диски, другую продукцию и агрессивно ее распространяет.
Российские и украинские «Ридерз дайджест» являются ответвлениями американской фирмы.
На предложения этих торговцев отвечает около трех процентов адресатов. Но и этого фирме хватает на хлеб не только с маслом, но и с икрой... толстым слоем.

Геннадий Гнып, еженедельник «ГАРТ» №29 (2417)

 

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: обман, деньги, Геннадий Гнып