GOROD.cn.ua

«Мне первой пересадили почку с места на место»

- До 30 лет я даже не зна -ла, с какой стороны сердце. А теперь мне легче назвать, что не болит, — говорит 65-летняя Любовь Муталинова из Прилук. - Болит все, начиная с ног и заканчивая головой. И с головой такое творится... У меня раньше была идеальная память, особенно на цифры. А тут слово сказала, повернулась - уже забыла.



Однако тот июньский день 1983 года Любовь Алексеевна помнит, будто он был вчера.

- Потому что тогда меня с того света вытащили.

Соглашаясь на пересадку почки, Любовь Алексеевна и не знала, что она первая в Украине, кому делают такую операцию.

«ЖИТЬ ОСТАЛСЯ ОДИН ПРОЦЕНТ»

- Тогда, в конце апреля 83-го, у меня вдруг подскочило давление. Я работала главным бухгалтером на Прилук-ском промышленном предприятии железнодорожного транспорта (ППЖТ). Там у нас была медик, пошла к ней: «Ира, что-то так мне плохо!» Она измерила мне давление - 250! Сделала укол. Вроде отпустило.

Еще 1 мая мы поехали в лес гулять, а уже 2-го я была в больнице в Прилуках. Месяц пролежала в терапии. Таблеток напьюсь - и сплю. А давление как жарило, так и жарит. Тогда покойный Доренко - хороший был специалист! - забрал меня к себе в урологию. После обследования направил в Киевский институт урологии и нефрологии. Я поехала с сестрой. Там сказали: «Госпитализируем либо прямо сейчас, либо уже ближе к зиме». Я - ни в какую, а сестра настояла: «Ложишься сейчас!»

Сделали мне аортографию: пробивается артерия, под почку подводится катетер, вводится рентгеноконтрастное вещество и делаются рентгеновские снимки. «О-о-о, - говорят, - наш клиент!» Оказалось, бляшка забила сосуд, который питал почку кровью. Почка стала сморщиваться и усыхать. Из-за этого зашкаливало давление. Меня дважды парализо-вывало, когда верхнее давление было за 290. Впервые - в Прилуках, поэтому меня срочно в Киев и направили, а второй раз уже там, в Институте.

Припоминаю, пришел профессор Переверзев и говорит: «Жить тебе остался один процент». А у меня ребенку 3 года, да и самой всего 30. Спрашивает: «Согласна на операцию?» - «Конечно согласна!» Назначили ее через неделю, на 20 июня.

Операция длилась семь с половиной часов! Оперировали меня Алексей Сергеевич Переверзев и Александр Юрьевич Щербак. Мне пересалили почку с места на место. Это называется аутотрансплантация. Со спины слева забрали, а вперед в малый таз пересадили, - показывает рукой на низ живота Любовь Алексеевна.

- Когда меня уже зашивали, начал отходить наркоз. Шили почти по живому. Помню, еще думала на врача: «Я тебя сейчас укушу, что ты мне так больно делаешь!» Слышала, как профессор Переверзев говорил Щербаку: «Вот вам и готовая диссертация». Потом анестезиолог закричал: «Глаза, глаза...» И я снова отключилась. Наверное, увидели, что я просыпаюсь, и дали еще наркоз.

Пять дней я лежала в реанимации, потом еще примерно неделю в палате. И стала проситься: «Отпускайте домой, мне так уже все надоело». Выписали меня из Института, а потом началось... Кинулись собирать документацию по моей операции. Потому что это была первая экспериментальная операиия. таких в Украине еше не делали. Говорили, там такое паломничество было! Меня вызывали из дома, возили на разные обследования, приводили ко мне целые делегации...

С ПЕРЕСАЖЕННОЙ ПОЧТИ РОДИЛА СЫНА


Сведений о самой операции Любови Муталино-вой в Интернете не нашлось. Вероятно, она описывается, или по крайней мере упоминается, в русскоязычной монографии 1989 года авторства ее спасителей: «А. С. Переверзев; А. Ю. Щербак «Аутотрансплантация почки в клинической урологии»» (найти ее текст, к сожалению, не удалось). Как оказалось, оба врача — известные в медицине люди. Оба — профессора, доктора медицинских наук. Правда, Александр Щербак защитил диссертацию намного позже, чем делал операцию нашей землячке, — в 2001-м. Алексей Переверзев — основатель первого в Украине отделения сосудистой урологии. Разработал операции при гидронефрозе, почечной гипертонии, опухолях почек. Лауреат Государственной премии за разработку проблемы хирургического лечения заболеваний предстательной железы.

- Если они еще живы, дай бог им обоим здоровья! Меня могло бы уже не быть, осиротила бы ребенка. А прожила после операции, спасибо им, вот уже 36 лет. Уже с пересаженной почкой, в 1990-м, даже родила второго сына. Между ними 10 лет разницы. Они очень любят друг друга, живут дружно, в добрый час сказать! У старшего, Богдана, своя семья. У меня есть внучка Машенька, ей 17. А когда женится младший, Сафар, я, наверное, и не дождусь!

Кстати, такое имя сына, как и фамилия у Любови Алексеевны, — от мужа-азербайд-жанца.

- Мы с ним давно разошлись. Они с детьми общаются, а я с ним не хочу.

«ГДЕ Б ТО ЗДОРОВЬЕ БЫЛО!..»

- Когда я приехала из Института домой, заметила: стою в нескольких метрах от телевизора - он не работает. Столько во мне было химии и радиации! И где б то здоровье было?!

При выписке мне назначили диеты-передиеты. Но я ничего не соблюдала, ела все понемногу, Сам профессор мне тогда сказал: «Можно по

50 граммов вина каждый день и есть все, только не свиными дозами». Я так и делала. И сколько времени все благополучно. Почти никаких изменений в организме после пересадки не почувствовала. Разве что первые месяцы казалось, будто пересаженная почка замерзает. Потом привыкла.

До недавнего времени и давление не тревожило. А потом как началось... В позапро-_ шлом году лежала в больнице и здесь, и в Чернигове. Сдавала анализы, так почки вроде бы функционируют нормально. А откуда опять такое высокое давление - то 260, то 270 на 60? С сердцем проблемы -перенесла инфаркт. И желчные камни в печени. Еще и сахар приключился. Ой!.. Получу пенсию - всю на лекарства и коммунальные трачу.

- Как Вы думаете, почему у Вас столько болячек?

- У меня было очень трудное детство, — немного подумав, отвечает Любовь Алексеевна. - Ну-ка пережить - среди ночи в окна выскакивать, на улицу убегать. Отец страшно пил. Дрался. Мать, бедная, сама все тянула. В доме страшное творилось! Он за год по 25 раз в вытрезвителе был. Когда его на два с половиной года посадили в тюрьму, только тогда мы немного очухались. Вот, скорее всего, мои болячки оттуда - последствия расшатанной нервной системы.

Детства у нас с сестрой-не было. Мы не знали, как это, когда родители заботятся о детях. Как вот теперь и я, и сестра о своих детях и внуках. Мы с ней ласки не видели.

С 6 лет все домашние хлопоты были на нас. Пока мать на работе, надо было печь выбрать, дров занести, перегар пересеять, воды наносить. Всё помогали.

А работа у меня какая нервная была?! Сколько тех проверок пережила, ночных командировок! А одной двух детей поднять, выучить? Ох, — тяжело вздыхает, — сколько всего было. Но все пережила. Одно прошу у Господа: пусть даст мне здоровья, чтобы хоть не лежать и не быть родным обузой.

СПРАВКА

Аутотрансплантация (от греч. autos — сам), или аутологичная трансплантация — пересадка человеку органа или ткани от него же самого. То есть когда пациент является донором для самого себя. Например, аутотрансплантация кожи с неповрежденных участков на обожженные широко применяется при тяжелых ожогах, аутотрансплантация костного мозга или стволовых клеток после высоко-дозовой противоопухолевой химиотерапии — при лейкозах, лимфомах и чувствительных к химии злокачественных опухолях. При аутотрансплантации почки этот орган перемещают 8 подвздошную область (место между ребрами и животом); проводится, например, при стенозе почечной артерии, при большом дефекте мочеточника.

Алина Ковалева, «Гарт» №21 (2929) от 23 мая 2019

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Любовь Алексеевна Муталинова, Прилуки, пересадку почки, Алина Ковалева, «Гарт»