Автомобильная индустрия Китая от момента появления до сегодняшнего дня развивается достаточно стремительно и эффективно. История отрасли представляет своеобразное описание пути от времен, когда страна находилась в зоне активного влияния других государств до достижения высокого уровня самодостаточности и успеха.
Еще в начале 30-х годов прошлого века на улицах китайских городов появились первые автомобили, завезенные из-за рубежа – США, Британии, Японии, Франции. Для их ремонта открывались специальные мастерские, в которых зачастую не ограничивались обслуживанием, а пытались усовершенствовать и доработать иностранные модели.
Образование КНР способствовало налаживанию тесных взаимосвязей с Советским Союзом. Начавшееся в 50-х годах сотрудничество между государствами в автомобилестроении принесло плоды в 1956 году. Именно тогда в Китае был произведен первый отечественный автомобиль, прототипом которого являлся советский грузовик ЗиС.
Машина сошла с конвейера на чанчунском заводе, построенном также в рамках сотрудничества с СССР. В его цехах были собраны первые легковые автомобили представительского класса, предназначенные для руководства КНР. Машины скопировали с советского лимузина Чайка.
Следующий автозавод построили в Пекине. Постепенно количество предприятий автопрома росло и к концу 80-х достигло 190. В целом автосборочные заводы выпускали в этот период около 400 тысяч единиц техники ежегодно.
Большая заслуга в том, что Китаю удалось занять лидирующие позиции на автомобильном рынке, принадлежит правительству, его продуманной политике в данном направлении. Такое мнение высказал Ден Сяосю, бывший генеральный директор компании “Китпред”. Предприятие под его руководством осуществляло поставки автомобилей из Китая на украинский рынок. До кризисного 2008 года компания поставила потребителям в Украине свыше 25 тыс. единиц ведущих автомобильных брендов, таких как Jac, Chery, Landmark. В то время объемы автомобильной продукции, произведенной в Китае достигали 15% общего украинского авторынка.
Особенно ощутимую поддержку автопром получил после провозглашения отраслевого государственного курса. Его суть состояла в максимальном привлечении иностранных капиталов.
Зарубежные инвесторы поспешили воспользоваться выгодными предложениями властей и вложили миллиардные суммы в совместные проекты по автомобилестроению. Первым крупным инвестором стала компания «Дженерал Моторс», объем вложений автомобильного гиганта в китайский автопром превысил $ 1,2 млрд.
Решение о начале инвестирования были приняты и другими именитыми мировыми производителями - Японии (Хонда, Тойота), США (Форд), Германии (БМВ, Мерседес, Фольксваген), Франции (Пежо, Ситроен).
В результате 29 млн автомобилей произвели в КНР в 2017 г. Такие объемы вывели страну в безусловные лидеры мирового автопрома, оставив позади Евросоюз (18 млн), США (11 млн), Японию (9 млн).
Данные консалтингового агентства LMC Automtive показывают, что Китай и далее удерживает первенство в сегменте автопродаж. За 2018 год (январь-сентябрь) реализация достигла 26 млн, опередив Соединенные Штаты (17 млн) и Западную Европу (13 млн).
Показатели, по мнению авторитетного специалиста по импорту Дена Сяосю, в очередной раз подтверждают безоговорочное первенство КНР в указанной области и позволяют с уверенностью претендовать на звание лидера в новом направлении – производстве электромобилей.
Основанием для таких утверждений являются следующие факторы.
Во-первых, в последние 10-15 лет Китаю удалось монополизировать рынок по добыче и продаже металлов редкоземельной группы - основного сырья, применяемого в изготовлении аккумуляторных батарей, наиболее технически значимой части электромобилей.
США пытаются противостоять зависимости от импортируемых металлов. С этой целью американские и австралийские бизнесмены предпринимают попытки по внедрению совместных проектов по добыче ценного сырья. В какие сроки удастся практически реализовать намерения обеих сторон неизвестно. Сегодня доля Китая достигла 90% от всего объема редкоземельных металлов, реализующихся на планете.
Во-вторых, содействие государства и взвешенные правительственные решения способствуют выведению страны в число лидеров по распространению электромобилей. По решению Правительства, отрасль инновационного производства отнесена к числу развивающихся стратегических направлений. В перечень приоритетных категорий включена сборка транспорта новой энергетики, вредные выбросы от которого равны нулю, в том числе сами электромобили и гибридные модели с устройствами для подзарядки.
К транспортным средствам новой эры не относятся гибриды, в которых не предусмотрена подзарядка. Создатели таких машин не смогут воспользоваться льготами, направленными для поощрения национальных производителей. Субсидия для отечественных компаний достигает 60% от стоимости изделия в розничной сети, покупатель же освобождается от 10% налога на приобретение.
Региональные власти также оказывают поддержку владельцам современных машин. В качестве стимула отказываются от сбора за регистрацию или минимизируют его размер, бесплатно предлагают станции для подзарядки, разрешают неограниченный въезд в центральные районы городов и не запрещают двигаться по полосам для транспортных средств общественного предназначения.
О результатах государственного стимулирования говорят следующие цифры статистики. В 2016 году объем субсидий достиг $ 4,5 млрд., а производство и продажа электромобилей превысили полмиллиона единиц. В 2017 г. финансовая поддержка государства была несколько снижена, тем не менее, количество проданных транспортных средств новой эпохи достигло 800 тыс. По прогнозам объем продаж электромобилей в 2018 году, по всему миру будет исчисляться в пределах 2 млн, и 50% из них производят в Китае.
Амбиции Правительства КНР не ограничиваются перечисленными достижениями. В планах нарастить выпуск и к 2020 году довести поставку электромобилей на рынки до 2 млн, а к 2025 г. – до 7 млн единиц. Достижению столь высоких показателей должно способствовать введение квот на продажу.
Правительством разработан законопроект, согласно которому производителям предлагают увеличивать количество реализованных электромобилей от общего числа произведенных. В основе стимулирующей схемы известная система кредитования добычи углерода в Калифорнии.
Планируется, что производители должны будут работать над аккумулированием определенного количества баллов. Например, эквивалент от реализации за 12 месяцев составит 8%, на следующий годовой период – 10%, еще через год – 12%. Баллы должны начисляться исходя из рейтинга электрификационного уровня изделия. По расчетам, к 2025 году количество продаж электромобилей выйдет на показатели 20% от реализации всех других видов.
В-третьих, сохранению лидерства в области автомобилестроения способствуют национальные черты характера китайцев, в частности прирожденных дух предпринимательства. Ден Сяосю считает, что существующие в Китае многочисленные научные центры и компании, занимающиеся внедрением различных инноваций в отрасли, продолжат успешные изыскания в разработке и усовершенствовании моделей, во внедрении высокотехнологичных новинок.
Подтверждением безусловного первенства КНР в сфере автомобилестроения, в частности электромобилей, является проект компании Tesla по открытию завода в Шанхае. Контракт о начале строительства производственных мощностей для выпуска от полумиллиона машин ежегодно подписан в 2018 году.
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.