GOROD.cn.ua

Бездомные тоже люди

На сайте Черниговского горсовета в разделе “Общественный бюджет” размещен проект №80 о мобильном пункте питания для бездомных и малообеспеченных людей. Голосование за него длится до 30 сентября. О проблемах бездомных беседуем с директором Черниговского Центра социальной адаптации бездомных и беспризорных Николаем Романовым.



- Николай Николаевич, бывает, что черниговцы крайне недовольны видом бездомных людей и требуют забрать их куда-нибудь.
- Бывает и такое. Но даже если они нигде не проживают, по нашему законодательству заставить их что-то сделать мы не можем. Зимой, в морозы, когда плохо одетые бездомные находится в стадии алкогольного опьянения, нужно просто спасать их жизни. В такие моменты им очень пригодятся горячая еда и чай, которые мы предлагаем в проекте, предоставленном сейчас на голосование. Ведь они люди обездоленные и потерявшиеся в этой жизни. Иногда в Центр бездомных доставляют полицейские. И, хотя, наша медицина далеко не бесплатная, но в санитарных пунктах при больницах их приводят в порядок. Если необходимо экстренное лечение - предоставляют его, и к нам они поступают уже более-менее здоровыми, с медицинскими рекомендациями. Сейчас у нас 16 постояльцев, и это удивительно много для летнего сезона. Зимой к нашим 22 место-койкам ставим дополнительные, их бывает до 29.



- Почему они не просятся к вам на проживание?

- Пока на дворе лето, они говорят, что им нужна свобода. Зимой, когда отмораживают руки-ноги, приходят к нам. Мы забирали их с улицы, отмывали, но их не привлекает постоянное проживание в Центре. Здесь их будят в 7 часов утра, нужно придерживаться дисциплины, нельзя пить, а они круглые сутки находятся в состоянии опьянения. Кто-то из живущих у нас в какой-то момент удерживают себя в рамках, другим удобнее жить “на свободе” и попрошайничать. Они рассказывали, что первый раз засунуть руку в помойку - грустно, а потом - никаких проблем. Но это - билет в один конец. Один наш постоялец пришел ко мне с улицы и с гордостью показал объедки копченой колбасы, которые нашел в помойке.
У нас с ними налажено некоторое общение. Как-то руководство одной из школ попросило нас поспособствовать освобождению от них территории школы, на которой они устроили свою “базу”. Причем жители близлежащих домов своими силами не могли справиться с ними. Мы встретились, поговорили, оказывается, они все знают о существовании Центра и его порядках. Через два дня они ушли оттуда, да еще веником вымели все, что оставалось.

- Что вы делаете для ваших постояльцев?
- У нас есть протокол их поступления, но нет шаблонного отношения к ним. Система общения с ними индивидуальная, только таким образом можно вернуть их к полноценной жизни, снять зажатость их душ, ведь нахождение вне социума накладывает отпечаток на их менталитет. Мы даем им возможность утвердиться в стремлении к нормальной человеческой жизни. Сотрудники Центра относятся к ним снисходительно и мягко. Для тех, кто остается у нас на некоторое время, центр становится его маленьким домом, с его койкой, в окружении таких же, как он.
Что мы для них делаем? - Для начала беседуем с вновьприбывшим и направляем его в правоохранительные органы для проверки данных, а затем имеем неделю для его регистрации. При этом беремся за их проблемы, которые реально можем решить. Кого-то подлечить, с врачом договориться, многие получают регистрацию по месту нахождения Центра, которое дает возможность для трудоустройства или социальных выплат. Я могу объяснить это на примере машины. Чтоб она работала, надо поменять мотор, поставить колеса, помыть ее, выпустить, да еще знаки поставить - куда идти. В одной организации это не делают. А мы и в порядок приводим, одеваем, паспорт восстанавливаем, работу находим и доводим его до момента, когда он готов к выходу в люди.
И каждый день нужно заниматься становлением их нормальной личности. Приходится разбираться с самыми разными жизненными историями. Сейчас мы столкнулись с ситуацией, когда родственники привезли в Чернигов бывшего киевлянина с инсультом, просят зарегистрировать его в Центре и таким образом ”отжать” его квартиру. Такие ситуации могут быть предотвращены более внимательным отношением социальных работников к пациентам и условиям их проживания.

- Вы уже 10 лет работает в Центре. На ваш взгляд, все ли делается для решения проблемы бездомных?
- Я очень рад, что мы получаем полное понимание городских властей и взаимодействие с городскими структурами, а это и прямой контакт с социальными службами, больницами, телефонное сопровождение нашего постояльца. Благодаря этому он понимает, что о нем заботятся, что он не брошенный, и уже это делает его другим.
Что касается решения этой глобальной проблемы в рамках государства – то делается, на мой взгляд, мало. Если, например, для гериатрической системы разработаны стандарты, то инструкций о том, как вести себя с бездомными, просто не существует. Сейчас мы ожидаем приезда представителей японского фонда, возможно, они помогут с ремонтом еще одного помещения. Но опят -таки, где разместить приют, так, чтоб его постояльцы не тревожили горожан, это проблема размещения юридического лица, и его социальный аспект нигде не оговаривается и не имеет удачных примеров.
Мы делаем все, что в наших силах, но не все, что нужно, по большому счету. Здание Центра в нынешнем его виде и его возможности не позволяют применить к нашим постояльцем другие методы влияния. Если он хочет жить в комнате с 4 - мя соседями, а не 8 - ю, для этого нужно придерживаться определенных требований, подняться самому как личность. Но для этого нужно другое помещение. Не может работать на общественных работах, болят ноги, как некоторые жалуются, - может заняться посильным трудом, например, плести корзины или сети, но для этого нужны мастерские. Им нужно не только помогать, но и включать рычаги влияния на них. Как было в армии? Не можешь - научим, не хочешь - заставим. Ведь Центр - это не общежитие, в котором все бесплатно, и все ему что-то должны.

- Представляю себе, насколько сложно их вытащить...
- Поначалу у меня была вера в то, что мы поборем все трудности. Потом на смену этому пришла мысль, что со всеми их проблемами не справиться, что впереди - тупик. Беседуешь с ним, стараешься показать ему другой путь в жизни, а он через два дня приходит пьяный. Выгнать его? - А на улице зима, куда он пойдет? Сейчас я нахожусь на стадии осознания того, что наш труд бесконечен, нет конца и края этих историй, и точку ставить нельзя.
Среди наших клиентов встречаются прожженные циники, но в большинстве своем жители Центра на добро отвечают добром. Многие из них - “сидельцы” не по одному разу, их не обманешь деланными улыбками, если они чувствуют искреннее участие, то идут на взаимные отношения. В свое время они поставили на себе крест, но живя в Центре, начинают переоценку своей жизни, потом восстанавливается память, просыпается чувство юмора, шутить начинают. Как будто поломанное дерево ростки пустило.
Недавно наш бывший постоялец пролил бальзам на мою душу. В свое время он лечился от алкоголизма до тех пор, пока не смог владеть собой. Мы устроили его на работу, а там произошел какой-то конфликт. Он пришел ко мне, трезвый, спросил - можно я выпью? Мы пообщались, и он так и не выпил. А сейчас его родственники сняли ему однокомнатную квартиру в Киеве, а после его отъезда я обнаружил записку, в которой он благодарил за поддержку. Недавно он позвонил и рассказал, что у него в квартире все есть, но ему там неуютно, в Центре ему было тепло на душе. Когда они сами хотят начать новую жизнь, мы протягивает им руку.

-То есть, вы делаете все, что зависит от вас, но основная роль - его?
- У каждого бездомного есть шанс попасть к нам, но есть такие, что не подходят нам по их жизненной истории. По своим источникам мы стараемся проверить правдивость их слов. Кто-то, оказывается, имеет заболевание, которое делает невозможным проживание в приюте, так как опасно и для наших клиентов, и для персонала. При собеседовании сразу видно, кто хитрит или врет. Он рассказывает, какой он одинокий и несчастный, а оказывается, у него и родственники с жилплощадью есть, но он не находит с ними контакта. Но постоянно ноет, какие все плохие, один он хороший.





- Как вы относитесь к мнению о том, что сам человек виноват в своих невзгодах?

- Одной вины не бывает. Его или неправильно воспитали, или на каком то - этапе родные не заметили, что он начал сильно пить. Или люди не поддержали в трудной ситуации, или были допущены недоработки в следственных делах или в действиях соответствующих служб. И будущий бездомный на каком-то этапе опустил руки, ему не хватило силы воли устоять в трудной ситуации.
Но важно, чтобы они сами принимали правила жизни среди людей, а не попрошайничали в подземных переходах. В Советском союзе боролись с тунеядством, в том числе лишением свободы или исправительными работами. В Белоруссии сейчас действует закон о тунеядстве, по которому полагается платить налог за время без работы. Да, это жестко, но это применятся в тех случаях, когда человек не хочет жить по правилам человеческого общества.

- Как общество относится к бездомным?
- Эмоция, которую большинство населения испытывает к к бездомным - равнодушие. Или снимая с себя груз ответственности за судьбу другого, проходя мимо церкви, где каждый день стоят бездомные, бросают им деньги. Но что в таком случае делает бездомный? - Покупает выпивку. Конечно, по старой традиции в большие праздники возле церквей раздавали гостинцы, но не каждый же день угощаться.
К моему великому сожалению, на наш Центр не обращают внимания филантропы, да и есть ли сейчас такие, делающие добро для людей? Пока больше всех нам помогают люди, которые иногда даже не представляются, молодые люди, бабушки, принося  одежду, кульки с едой, бытовые вещи. Сейчас мы подали заявку в бюджет участия города о зимнем кормлении нуждающихся на вокзале, хотелось бы, чтобы горожане поддержали бездомных.

- Какова ваша цель в работе с бездомными, по большому счету?

- Вы спрашиваете - зачем мы работаем? Я не хочу быть пафосным, но иногда я думаю - если не мы, то кто? Недавно мы хоронили одного нашего постояльца. Он перед смертью сказал: “Я знаю, что умру не под забором и знаю, что у меня есть дом”. Мы в какой-то мере - последняя инстанция перед вокзалом, тюрьмой или моргом. А они выбирают - куда пойти дальше.

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: бездомные, приют, Романов