Представьте мир, в котором нет тюрем. Что по вашему мнению должно быть вместо них? Сегодня государство обладает монополией на управление «нежелательными явлениями» с помощью насилия. Такой инструмент как «насилие» больше не должен использоваться считает украинское сообщество заключенных и освобожденных «FREE ZONE».
В 2017 году лидерами сообщества заключенных и освобожденных в большинстве регионов Украины были созданы инициативные группы, а 2 августа 2018 года в Киеве Министерство юстиции Украины подписало меморандум о сотрудничестве с всеукраинской организацией под названием «FREE ZONE», главой которой является сумчанин Алексей Загребельный. Украина поделена на 6 пенитенциарных регионов. Координатор киевского региона - киевлянка Инна Негода. В Чернигове, также, волонтерами была создана инициативная группа. Амбиция сообщества ни много ни мало - изменить мир.
Известно, что люди, вышедшие на свободу, всегда помогали тем, кто находится в местах заключения. Только это было неофициально. Сейчас же помощь в различных направлениях в лице «FREE ZONE», будет организована на уровне государства.
Общеизвестно, что ни одна тюрьма никого не воспитала. Сегодня мы знаем только единичные случаи, когда вопреки системе люди получают то относительно хорошее из опыта пребывания в местах лишения свободы. Вся же система, ее алгоритм работы, отношение к человеку пропитаны насилием: и в местах заключения, и после выхода из оных - к человеку относятся в большинстве случаев негативно.
Результат один – система не работает: 84% вышедших на свободу возвращаются назад.
Поэтому, главной целью деятельности FREE ZONE является обеспечение стабильной работы и устойчивого развития системы ресоциализации осужденных (приспособление человека к жизни в новом сообществе) на уровне лучших международных практик путем внедрения инновационных подходов, практик и моделей на основе сотрудничества с Министерством юстиции Украины в таких сферах, как образование, работа, здравоохранение. И речь идет о применении современных подходов в этих направлениях, как во время пребывания в учреждениях исполнения наказаний, так и после освобождения.
1. Образование. Внедрение современных подходов к образованию осужденных, которые позволят получать новые знания и навыки в местах лишения свободы, в частности, прохождение онлайн-вебинаров и дистанционных курсов (Prometeus, онлайн подготовка к ВНО и другие интернет-ресурсы).
2. Работа. Распространение практики трудоустройства осужденных, находящихся в учреждениях исполнения наказаний, к неправительственным организациям и бизнес-структурам.
Создание Всеукраинской виртуальной биржи труда, где осужденные, имеющие различные профессиональные знания и навыки смогут разместить свое резюме, а потенциальные работодатели - выбирать потенциальных исполнителей работ или поставщиков услуг. Для тех, кто вообще не имеет образования и профессиональных навыков – создать возможность обучения и овладения профессией.
3. Здравоохранение. Обеспечение доступа осужденных к качественным социально-медицинских услугам (с акцентом на социально опасные заболевания, такие как ВИЧ/СПИД, туберкулез, вирусные гепатиты, наркотическая зависимость и т.д.).
Создать прецедент обеспечения непрерывности заместительной поддерживающей терапии на всех этапах УЗ-ИТТ-СИЗО-УВП-УЗ.
4. Юридическая помощь.
Обеспечение возможности осужденным получить юридическую консультацию в месте отбывания срока.
В состав Черниговской инициативной группы FREE ZONE входит пока 7 волонтеров. Координатором является Валерия Кудинова.
Чтобы подробнее узнать о целях сообщества и дальнейших планах, наш корреспондент встретился с двумя бывшими заключенными.
39-летний Максим Белан два раза в течении 9-ти лет находился в местах лишения свободы за кражи, грабежи, разбои. Разведен. Дочери Илоне 9 лет. Работает разнорабочим там, где придется.
- Как правило, осужденных людей в нашем обществе считают отбросами общества независимо от вида преступления, возраста, условий жизни и причин, по которым человек был осужден. Это клеймо прилипает к нему навечно. Но почему-то многие забывают, что мы живем в стране, где даже правительство является преступниками, причем в гораздо больших масштабах, чем обычные граждане Украины. Только с них какой спрос? Вот выбрали самого главного "вора" всей страны, 4 года подряд ругают его, а самое страшное, что выберут и на следующий срок. Не Порошенко, так Тимошенко, кстати, тоже бывшую осужденную. Не Тимошенко, так очередного «Януковича».
- А к нам, смертным, отношение, вообще скотское. Как правило, у людей, вышедших на свободу, подорвано здоровье. Они не могут ни устроиться на хорошую работу, ни обзавестись семьей, ни восстановить свое здоровье. Ведь многие, действительно хотят «завязать» с прошлым и начать новую жизнь. А как, если на тебе висит клеймо «отброс общества»? Поэтому, вслед за организациями FREE ZONE в городах Украины, мы создали группу в Чернигове. Нашей целью является оказание помощи осужденным, которые находятся либо под следствием, либо в местах лишения свободы в соответствии с приговором, либо вышедшим на свободу.
Мы хотим изменить отношение к осужденным внутри системы, и извне. Чтобы, выйдя на свободу бывшие заключенные могли социализироваться, почувствовать себя нормальными людьми, найти хорошую работу, создать семью и т.д.
Буквально вчера мы побывали в службе пробации по ул. Ремесленная, 4, и предложили сотрудничество старшему инспектору Алле Голец, которая по-настоящему была рада созданию нашей группы. Теперь в наших интересах составить план действий и объединить наши усилия.
- За 3 месяца до выхода на свободу в службу пробации поступают документы об осужденном, на основании которых сотрудники уже знают в какой области они могут помочь человеку (здоровье, трудоустройство, обеспечение временным жильем и т.п.).
- На примере тех регионов, где уже составлен четкий план действий, мы будем развиваться дальше. Сейчас, кстати, члены нашей группы находятся на семинаре в Одессе, где проходят обучение в юридической сфере. Хотелось бы, чтобы в каждой колонии работал социальный сотрудник от FREE ZONE, который своим примером мог бы показать осужденным, что изменения к лучшему возможны, доносить любую интересующую информацию относительно дальнейшей жизнедеятельности на свободе.
- Пенитенциарная (уголовно-исполнительная) система работает по старинке. С постсоветского времени ничего не изменилось. Все внутренние законы в исправительных колониях (ИК), следственных изоляторах (СИЗО) и т.д., остались прежними, и на наш взгляд нуждаются в реформе.
Необходимо соблюдение прав осужденных внутри мест лишения свободы, так как администрация колонии, как правило, их нарушает. В каждой колонии есть внутренний распорядок и свои негласные правила, исходящие от начальника, а не от законодательства.
Примеров хоть отбавляй.
- Далеко не каждому нужна утренняя зарядка. Больной ты, здоровый ли – никого это не интересует.
- Не дай Бог заболеть. Если у тебя болит одновременно голова и живот, тебе дадут таблетку ацетилсалициловой кислоты, разломают напополам и скажут: «Одна половина от головы, вторая – от боли в животе». Если заболит зуб – вырвут без анестезии.
- Что касается формы одежды, то несмотря, например, на жару 38 градусов, по распорядку необходимо носить черную робу и ботинки. Хотя в соответствии с УИК Украиныо ст. 115 п. 2: Осужденным предоставляется индивидуальное спальное место и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой, бельем и обувью по сезону с учетом пола и климатических условий, а в лечебных учреждениях - специальной одеждой и обувью.
- Во время выезда в суд в автозаки набивают такое количество людей, что некоторые падают в обморок.
- За малейшее непослушание – бьют и отправляют в ШИЗО. Не били только в период, когда у власти был Ющенко.
- Питание раскрадывают полностью, несмотря на то, что для больных туберкулезом или ВИЧ-инфицированным положено диетическое. В случае, если у осужденного открытая форма туберкулеза – ему приходится ждать этапирования в больницу месяц и более.
36-летний Андрей Куприенко был осужден 5 раз за мошенничество и кражи. В общей сложности провел в тюрьме 9 лет. Освободился 30 ноября 2009 года. В настоящее время не работает, имеет группу инвалидности. Разведен. Сыну Ярославу 7 лет.
- Я вышел после первой отсидки в возрасте 21 год. Естественно, тюрьма меня ничему не научила. И через 7 месяцев поехал на новый срок. А после 9-ти лет отсидки я понял одно: если бы система внутри колоний работала хотя бы в том формате, в котором существует закон, и администрация его выполняла, то с вероятностью 70%, не было бы ни второго, ни тем более последующих сроков.
- Можно сказать, колония – миниобразец государства. Все зависит от Президента. Как он на свободе управляет страной, такая же ситуация будет и в колонии со стороны начальника тюрьмы.
- Но, увы, на сегодня в местах лишения свободы творятся просто ужасные вещи.
- Однажды, находясь в Харьковской колонии №43, у меня прихватило живот, поднялась температура до 39,7, не мог ничего есть. В медсанчасти дали таблетку парацетамола, и дело с концом. Больше того меня отправили на работу в промзону. Через 3 дня перед работой я пришел в санчасть, лег на кушетку и сказал, что никуда не пойду. За это, якобы нарушение режима, меня чуть не посадили в ШИЗО (штрафной изолятор), где как известно, бетонный пол и больше ничего. Мне пришлось написать объяснение о том, что я не отказываюсь работать – я не могу работать по состоянию своего здоровья.
Начальник санчасти Георгий Владиславович Романов тогда сказал: «Мне легче тебя «списать», чем лечить». Как правило, санчасть дает медзаключение типа «умер в следствие сердечно-сосудистой недостаточности» или вследствие «закупорки клапана» или «вирусного гепатита С» и др. Никакого расследования никогда не проводилось.
- Но в какой-то мере он испугался, что моя мать станет расследовать что случилось с ее 25-летним сыном. К тому же, в то время периодически к ним приезжала социальная служба с проверкой. И мне просто повезло. Они решили перестраховаться и отвезли меня межобластную Харьковскую больницу при Темновской колонии №100, где выяснилось, что у меня острый аппендицит, который буквально через пару часов мог бы перерасти в перитонит.
- Когда у меня было обострение бронхита, я попросил таблетку бисептола. Мне ответили: «Если мы дадим тебе, то придется дать и другим».
В колонии находится от 2300 до 2500 человек. То есть можете себе представить, сколько денег уходит в карман администрации тюрем.
- Сделаю вставку. Мы и хотим добиться, чтобы в дальнейшем не было такого произвола. Чтобы медперсонал в тюрьмах делал правдивое заключение, и производилось официальное вскрытие, как это делается на свободе.
- Позже я узнал, что в санчасти Романова иногда даже отсутствовал банальный анальгин, зато за территорией колонии у его было 8 аптек. То есть, существует государственное финансирование, гуманитарная помощь и др. Но эти деньги просто-напросто администрация тюрем делит между собой, открывает аптеки и другой бизнес.
- В колонии, как правило, находятся такие осужденные, которые готовы доносить руководству, которое в свою очередь их всячески поощряет. Другой разговор, что на свободе их за это могут убить. В итоге они берут на себя обязанности инспекторов, которые почувствовав в своих руках власть, поощряют низость, подлость, предательство, избиение ему подобного и т.п.
- Со стороны сотрудников колонии и подавно нормального отношения нет. Закономерно, что и в условиях пенитенциарного учреждения, где объектом карательно-воспитательного воздействия являются преступники (т.е. люди, нарушившие закон и зачастую имеющие выраженные человеческие пороки), к ним проявляются жестокие действия. Действует своеобразный психологический механизм «дегуманизации противника» – по отношению к преступнику можно применять любые средства.
- Ни о какой помощи в перевоспитании, особенно, если тебе 20-25 лет и вся твоя жизнь еще впереди, открыть в тебе какие-то положительные качества – и речи быть не может. Хотя из 2400 человек - только человек 20 – «конченые твари», которые сидят за убийство, педофилию, насилие и т.п. А большая часть сидит не от хорошей, скажем так, жизни – в основном за кражи, грабеж и т.п. И у этих 2380 человек нет возможности изменить свою жизнь ни в колонии, ни на свободе. Вот в чем беда нашего общества!
- Есть лагеря, где осужденные не работают вообще, а есть, где работают за 10-11 гривен в месяц или вообще, бесплатно. Даже, если вы и заработали, например, 500 гривен, то сотрудники колонии из этой суммы высчитают за робу, за питание, за воду и тепло и т.п. И останется 10 гривен.
- Хотя по данным Минюста, в прошлом году минимальный размер зарплаты осужденным увеличился с 666,8 грн. до 1397 грн. Опять же, вы понимаете куда и сколько денег уходит на содержание 2500 человек заключенных. И это только в одной колонии. А ведь, все кто прочитает вашу статью, обвиняют нас и только нас во всех грехах. А вы только подумайте, что творится на уровне всего государства!
- При освобождении согласно УИК Украины ст. 157 п.2: «В случае отсутствия необходимого по сезону одежды, обуви и средств на их приобретение лица, освобожденные от отбывания наказания, обеспечиваются одеждой и обувью бесплатно. Единовременное пособие предоставляется за счет средств Государственного бюджета Украины в порядке, установленном Министерством юстиции Украины.
Я перед освобождением узнал, что мне в качестве единовременного пособия положено три минимальных зарплаты осужденного. Зашел за месяц к начальнику Рыженко Эдуарду Петровичу и сообщил о своих правах. На что тот ответил, что даст мне денег на дорогу и что-то еще лично от себя. Я сказал: «Мне не нужно от вас, мне нужно то, что положено мне по закону».
- В итоге, перед выходом бухгалтер мне выдала около 400 гривен. На мое недоумение спокойно ответила: «Ничего сделать не могу. Вы даже не представляете какие деньги здесь крутятся!», имея ввиду две огромных промзоны: деревообрабатывающее производство и металлообработку.
- Помню, перед приездом Ющенко, которого реально боялись, лес ночью «Камазами» вывозили с территории колонии. Тогда 51-летний начальник колонии Лесной Сергей Николаевич неожиданно умер. Поговаривают, что его «ушатали» свои же. Все хотели, чтобы к власти пришел Янукович.
- Во время выборов в 2004 году я и еще 200 человек находились в локальном секторе. Мы тогда голосовали за Ющенко. Если бы тогда победил Янукович – нас бы закатали в асфальт. Если бы Ющенко остался при власти – был бы хоть какой-то, но порядок.
- Соответственно, когда к власти пришел Янукович – человек-мразь - радости у администрации колоний не было предела – беспредел в тюрьмах можно было продолжать. То же самое происходит и сейчас при Порошенко. На предстоящих выборах всех осужденных будут заставлять голосовать за него.
- То есть, режим внутри колонии всегда будет поддерживать ту власть, которая дает возможность воровать.
А Харьков – огромная коррупционная дыра.
Можно долго обсуждать эту тему, но смысл нашего рассказа в том, что организация «FREE ZONE» хочет изменить подобное положение дел в тюрьмах и вне их. 11-12 июня этого года во Львове состоялся тренинг «Эффективная защита прав и общих интересов сообщества заключенных и освобожденных».
Итогом тренинга стало выступление на Львовском радио представителя общества «100 відсотків життя» и бывшей заключенной, которые рассказали о создании организации «FREE ZONE» во всех городах Украины.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: «FREE ZONE», Негода, Голец, Кудинова, Белан, Куприенко, осужденные