22 июня с рабочим визитом Черниговщину посетила и.о. министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун. Пообщалась с властью, главврачами медицинских заведений города, а также с журналистами. К сожалению, на последних у и. о. министра времени осталось мало, поэтому большинство каверзных, но очень актуальных вопросов так и остались незаданными. Что же нового поведала журналистам Ульяна Супрун? Да в принципе — ничего. Медицинская реформа в Украине идет вперед, и достаточно интенсивно.
— 9,5 миллионов украинцев подписали декларации с педиатрами и семейными врачами. Это каждый пятый житель страны. В Черниговской области это сделали 250 тысяч человек (25% населения), в Чернигове — около 73 тысяч. Уже с 1 июля 149 заведений первичной медицинской помощи, которые подписали договор с Национальной службой здоровья, будут финансировать по-новому (в нашей области такое заведение пока только одно — Корюковский центр медико-санитарной помощи. — Авт.). А это в первую очередь — повышение зарплат врачам и медсестрам в первичном звене, — зачитала обнадеживающую статистику Ульяна Супрун.
Звучит и в самом деле радужно, но... Проблем, которые возникнут не только у пациентов, но и у тех же врачей после полного реформирования, масса, а над их решением реформаторы еще только думают (да и думают ли вообще?). В частности, медийщиков интересовало, почему в системе первичной медицины пациенты разделены только по возрастному принципу и никоим образом не учитывается наличие у них тяжелых хронических болезней, инвалидность, потребность в паллиативном лечении, ведь с такими пациентами декларации врачи подписывают не очень охотно. На это и.о. министра ответила лишь, что разнообразие пациентов обеспечит врачам приблизительно одинаковый «набор». Хоть ясно, что люди с определенными заболеваниями, скорее всего, массово пойдут к одним и тем же семейным врачам, которые хотя бы более-менее разбираются в специфике их болезни. А что касается отказов в подписании деклараций...
— Врач не имеет права отказать ни одному пациенту. Это противозаконно, — категорически ответила и.о. министра. — Если имеет место такой случай, пациент должен обратиться к главному врачу учреждения. Если проблема не решится — в местный департамент здравоохранения, затем — в министерство.
Ого, сколько тогда таких жалоб уже должно быть во всех этих инстанциях! Ведь ни для кого не секрет, что каждый семейный врач в первую очередь хочет подписать декларации с пациентами со своего бывшего участка, а уже потом со всеми другими. В то же время кому же хочется идти к врачу, который, мягко говоря, малокомпетентен в медицинских вопросах (а у нас таких, к сожалению, хватает) и залечит тебя до критического состояния. Кстати, тут уже Ульяна Супрун порадовала — некоторая ответственность за неправильное лечение новой реформой предусмотрена. Правда, как всегда, это все только в будущем, потому что соответствующие изменения в законе еще не утверждены.
— Уже выставлен на обсуждение проект нового закона о профессиональном лицензировании врачей. Там имеются требования к каждой специальности. Лицензия будет показывать, что врач имеет достаточное образование и практику; постоянно учится, а следовательно, может оказывать помощь. Также в службе здоровья есть целая система отслеживания качества предоставленных услуг — через компьютерную систему; по результатам лечения, индикаторам врача. Такая система поможет выявить врачей, которые оказывают услуги не на должном уровне. Важно, что будет и обратная связь - система, в которой пациент сможет подать жалобу на врача напрямую в Национальную службу здоровья. Тогда лицензионная комиссия рассмотрит, была ли правильной диагностика и лечение. При неправильном лечении врач или получит штраф, или будет обязан дополнительно учиться, или же потеряет лицензию, — объяснила Ульяна Супрун.
На бумаге все красиво и правильно, но перед тем как воплощать реформу в жизнь, ее творцы почему-то не учли главного — нехватки кадров. Уже сейчас врачей не хватает даже в областных и городских учреждениях, не говоря уже о селах.
— Я думаю, что с 1 июля, когда будет четко видно, сколько денег выделяется на первичное звено, мнение относительно врачей, которые могут и хотят работать в сельской местности, изменится, потому что их доход повысится. Если же где-то не хватает врачей, предоставляйте нам список, на сайте министерства мы создадим реестр вакансий. Хоть кадровый вопрос -это, вообще-то, ответственность местной власти, — подытожила и.о. министра.
Хотелось бы, конечно, спросить еще о многом: выездах «скорой» в селах, оформленни болшичных листов, наличии вакцин, перечне платных и бесплатных, медицинских услуг и,тому пододабное, но... вряд ли и на эти вопросы мы услышали бы какой-то новый ответ. Поэтому остается только ждать, когда хотя бы сами врачи разберутся со всеми нововведениями и смогут их разъяснить «на пальцах» своим пациентам.
Екатерина Дроздова, "ГАРТ" №26 (2882) от 28 июня 2018
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.