Первые осенние похолодания напомнили о приближающейся зиме и предстоящем увеличении сумм в счетах за коммунальные услуги. Естественно, в нынешней ситуации многим помогут выжить только субсидии, назначаемые государством. Показательным есть то, что при общем официальном росте минимальных зарплат, а, следовательно, и доходов граждан, в Черниговской области выросло количество семей, получающих субсидии. Об этом парадоксе нам сообщили в Департаменте социальной защиты населения Черниговской областной администрации.
Уже традиционно, в преддверии отопительного сезона, читатели интересуются изменениями, которые произошли в законодательной и нормативной базе по начислению субсидий за коммунальные услуги. А поскольку в Черниговской области все о субсидиях знают там, где их назначают, вопросы от читателей мы переадресовали начальнику Департамента социзащиты населения Черниговской ОГА Олегу РУСИНУ.
Получателей субсидий меньше не стало
Отметим, что, когда Правительство объявило об увеличении минимальной з/п, высказывались предположения о том, что произойдет сокращение количества домохозяйств, получающих субсидию. Пока, на практике, дела в Черниговской области обстоят по-другому.
– Да, мы тоже предполагали, что произойдет сокращение количества семей, получающих субсидии. Но цифры – упрямая вещь и с ними не поспоришь! На конец отопительного сезона 2016-2017 годов в области получало субсидию 248,4 тыс. домохозяйств. В мае 2017 года эта цифра сократилась примерно до 230 тыс. А вот по состоянию на 22.09.2017 субсидию уже получает 251,8 тыс. семей, – прокомментировал ситуацию директор Департамента.
А все дело в том, что по состоянию на май 2017 года учитывались прошлогодние з/п получателей субсидий. Уже этой осенью ситуация изменится…
Суммы начисленных субсидий могут сократиться
К выводу о том, что уже этой осенью количество получателей и суммы начисленных субсидий могут сократиться, мы пришли после того, как узнали об изменении периода, за который учитываются доходы при назначении субсидий. Если раньше для начисления субсидии брали финансовую историю семьи за предыдущий год, то теперь все по-другому.
– Расчет субсидии на отопительный сезон в октябре проводится на основании доходов за первое полугодие текущего года. А при осуществлении расчета субсидии на следующий период в мае, для домохозяйств, уже получавших субсидию в предыдущем периоде, учитываются доходы за третий – четвертый кварталы прошлого года, – сообщил Олег Русин. – Но, при начислении субсидий для возмещения расходов на приобретение твердого топлива и сжиженного газа, как и раньше, учитываются доходы за весь предыдущий год.
Нормы потребления сокращают
Еще одним параметром, который повлияет на суммы начисленных субсидий, являются нормы потребления. Вернее, их постоянное сокращение.
По мнению Олега Русина, именно завышенные нормы потребления коммунальных услуг влияют на то, что после каждого завершения отопительного периода приходится делать перерасчеты и возвращать уже начисленные субсидии. Хотя, в 2017 году суммы возвратов субсидий были существенно меньше, чем в 2016 году, все равно цифры остаются внушительными.
Начиная с 19 августа 2017 года изменены социальные нормативы потребления газа для приготовления пищи и для подогрева воды уменьшены:
– при наличии газовой плиты и централизованного горячего водоснабжения норма, на которую насчитывается субсидия, норма составляет 3,3 метра куб. на одного человека в месяц;
– при наличии газовой плиты при отсутствии централизованного горячего водоснабжения и газового водонагревателя – 5,4 метра куб. на одного человека в месяц;
– при наличии газовой плиты и газового водонагревателя – 10,5 метров куб. на одного человека в месяц.
Кроме того, социальные нормативы пользования жилищно-коммунальными услугами, по оплате которых государство предоставляет субсидии для централизованного и индивидуального отопления составляют:
– в случае использования тепловой энергии для централизованного отопления (теплоснабжения) абонентами, жилые дома которых оборудованы домовыми и/или квартирными приборами учета – 0,0431 Гкал на 1 кв. метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период;
– в случае использования природного газа для индивидуального отопления – 5,0 куб. метра природного газа на 1 кв. метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период;
– в случае использования электрической энергии для индивидуального отопления – 51 кВт* ч на 1 кв. метр отапливаемой площади в месяц в отопительный период.
При этом действуют корректирующие коэффициенты для расчета размера расходов электрической энергии, природного газа и других видов топлива на нужды отопления:
– 1-2-этажные здания – 1,134;
– здания на 3 и более этажей – 0,826.
Корректирующие коэффициенты для расчета размера расходов тепловой энергии на нужды централизованного отопления:
– 1-4-этажные здания – 0,661;
– здания на 5 и более этажей – 0,446.
Расчет субсидий проведут в октябре
Как заявил Олег Русин, с началом отопительного сезона жилищные субсидии будут перечислены управлениями социальной защиты населения всем получателям автоматически без их дополнительного обращения. С этой целью были разосланы запросы в подразделения фискальной службы и по результатам будет определено, кому и в каком объеме будет начислена субсидия от государства.
Показательным есть то, что расчет субсидий полностью автоматизирован и позволяет произвести оформление в кратчайшие сроки. Суммы доходов граждан из баз фискальной службы автоматически подгружаются в программы, установленные в управлениях соцзащиты и результат не заставит себя ждать. Кстати, в Черниговской области работа с программой налажена на высоком уровне – весной 2017 года Черниговщина первой отчиталась за проведенные перерасчеты по субсидиям.
Назначение субсидии при наличии задолженности по оплате услуг
Еще весной 2017 года предприятия коммунального сектора начали практиковать приостановку субсидий должникам – такая норма была введена законодательно. В Чернигове от этого нововведения пострадало не мало людей, поскольку, например, при долгах за услугу водоснабжения (субсидия по которой незначительная), прекращалась субсидия на газ, который использовался для отопления дома. А это – несколько тысяч гривен! Сегодня нормативы несколько изменились, но, допускать существенную задолженность все равно не получится.
– В случае получения информации о просроченной более двух месяцев задолженности по оплате услуг, общая сумма которой превышает двадцать необлагаемых минимумов доходов граждан (340 грн.), субсидия на следующий срок не назначается, о чем структурное подразделение по вопросам социальной защиты населения информирует получателя субсидий. Если в течение двух месяцев с даты информирования о не назначении субсидии на следующий срок, гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключение договора о ее реструктуризации, субсидия назначается с даты окончания действия предыдущей субсидии, в противном случае – с месяца, в котором гражданин документально подтвердил уплату задолженности или заключения договора, – пояснил норму законодательства Олег Русин.
В случае, если из-за неуплаты гражданином стоимости фактически потребленной услуги с учетом размера назначенной субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг прекращено, гражданин приобретает право на ее назначение на следующий период после представления документов, подтверждающих погашение задолженности, возникшей в период получение субсидии.
Не забудьте сообщить об изменении доходов
Еще одним немаловажным моментом при назначении субсидий является информирование подразделений соцзащиты об изменении доходов граждан.
– Получатель субсидии в месячный срок обязан сообщать в управления соцзащиты о любых переменах, будь то изменения в составе семьи, социального статуса, источника доходов, перечня получаемых коммунальных услуг или условий их предоставления, а также о приобретении товара или оплате услуг на сумму свыше 50 000 гривен, – напомнил Олег Русин.
В то же время, по словам директора Департамента соцзащиты, есть и исключения из правил. Законодатель предоставил право комиссиям при органе местного самоуправления, в Чернигове это комиссии при районных в городе советах, рассматривать обращения граждан и назначать субсидию даже при том, что у граждан были продажи или покупки на сумму более 50 тыс. грн.,
Например, если гражданин продал свое жилье и купил себе новое, большей площади, улучшив жилищные условия, комиссия изучает ситуацию и, зачастую, принимает положительное решение.
По вопросам оформления субсидий в Чернигове следует обращаться в:
1. Департамент социальной защиты населения Черниговской ОГА – проспект Мира,
116-а, Чернигов, 14028 (04622) 5-60-97 [email protected].
2. Управление труда и социальной защиты населения Деснянского районного в г. Чернигове совета ул. Шевченко, 44, Чернигов, 14013 (0462) 67-03-28, 67-16-09, [email protected]
3. Управление труда и социальной защиты населения Новозаводского районного в. Чернигове совета ул. Ивана Мазепы, 19, Чернигов, 14017 (04622) 4-00-64, 4-03-75, (0462) 64-20-84, [email protected]
Для информации:
«Наступного року видатки на соціальні допомоги, пільги і субсидії загалом складуть 122,7 млрд грн проти 117,6 млрд грн у цьому році. Це передбачено проектом Державного бюджету України на 2018 рік.
Зокрема, 55,1 млрд грн з державного бюджету будуть спрямовані на адресні субсидії на оплату житлово-комунальних послуг, 7 млрд грн з місцевих бюджетів – на пільги на оплату житлово-комунальних послуг. 2,7 млрд грн передбачено у бюджеті на надання пільг та субсидій на придбання твердого палива і скрапленого газу. 57,9 млрд грн закладено в проекті Державного бюджету на 2018 р. на виплату малозабезпеченим сім'ям та іншим отримувачам соціальної допомоги. При цьому соціальні стандарти зростатимуть швидше за інфляцію». Урядовий портал, 25.09.2017.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.