5 тысяч 750 гривен... Когда супруги Хропатые из Старого Белоуса Черниговского района увидели такой счет за газ, у них просто отобрало речь. Откуда взялась эта космическая сумма, ни 69-летняя Александра Аввакумовна, ни 70-летний Федор Иларионович понять не могли. Предполагали: виноват счетчик, который в октябре этого года внезапно остановился. Однако они сами указали на это контролеру и попросили вызвать газовщика. Неужели за это к ним применили штрафные санкции? До последнего пенсионеры надеялись, что произошла какая-то ошибка. Однако напрасно...
Отдав сыну свою черниговскую квартиру, в 2003-м Александра Аввакумовна и Федор Иларионович переехали в дом невестки в Старый Белоус, где она была зарегистрирована вместе с двумя детьми. В тот же год там появился новенький роторный газовый счетчик «Новатор». До октября 2016-го у супругов не было никаких сетований на его работу.
— В первых числах октября я, как и ежемесячно, передала в газовую службу показания счетчика, — вспоминает Александра Аввакумовна. — За сентябрь у нас накрутило 5 кубометров газа. Показания стандартные - когда пользуемся лишь газовой плитой, то обычно и нагорает от 3 до 6 кубометров (в прошлом году лишь однажды было 9, когда я в плите сушку делала). Больше на счетчик я не смотрела - висит он у нас на кухне под самым потолком, еле раз в месяц туда взбираюсь, чтобы показания снять. 21 октября, как раз перед тем как должен был прийти газовщик, чтобы запустить котел (сами мы это делать не рискуем), к нам наведалась контролер, сняла показания, попросила расписаться, а когда озвучила цифры, я удивилась - точно такие же показания я передала в газовую службу в начале месяца.
— Сказала об этом контролеру, вместе сверили ее показания с теми, что записаны в абонентской книжке, - они действительно совпали. Тогда мы включили горелку - счетчик не крутился. Контролер составила акт о нарушении внештатного режима работы счетчика газа и сказала, что после снятия прибора на поверку мы должны прийти на комиссию. 24 октября счетчик сняли. 26-го пришел газовщик, который запустил нам котел. Ясно было, что за октябрь мы будем платить по норме. Это нас не очень обеспокоило - в прошлом году даже в сильные морозы у нас не нагорало и 300 кубометров. Думали, выставят счет по прошлогодним показаниям. В определенную дату заседание комиссии в «Черниговгазе» не состоялось — наш счетчик еще не прошел поверку. А затем... я неожиданно попала в больницу с отеком легких. Врачи еле вытащили меня с того света. Было не до счетчика.
Пока Александра Аввакумовна лечилась, их с мужем опять пригласили на комиссию. Конечно, пошел Федор Иларио-нович. Что происходило на заседании, он в деталях жене не рассказал, лишь предупредил, что ничего хорошего ожидать им не стоит.
— По словам Федора, нас обвинили в хищении газа, - вздыхает женщина. — Мол, специально замолчали, что счетчик остановился, а сами и топили в доме, и воду грели. Вот только странно - зачем бы мы тогда газовщика для запуска котла вызывали, если он уже был включен? К тому же вызывали еще до прихода контролера. Да и что касается нагрева воды. Да, у нас нет централизованного горячего водоснабжения, однако и холодной воды мы много не используем — за месяц менее кубометра. Так сколько мы там могли нагреть? Если нужно искупаться, здесь баню не устраиваем - едем к детям в Чернигов. Но что уже теперь доказывать... После того заседания мы лишь ждали решения «Черниговгаза». Пришло оно 2 декабря. И хоть готовили себя ко всему, были шокированы — в 15-дневныи срок мы должны оплатить 5 тысяч 750 гривен — стоимость 809 кубометров газа. Вы только подумайте - 809 кубометров! Да такого количества газа нам хватило бы почти на весь отопительный сезон! Откуда эти кубы взялись? И почему мы должны платить за то, чего не использовали?
Как ни досадно это признавать, но, как оказалось, выставленный счет вписывается в законные нормы.
- При снятии контрольных показаний счетчика было обнаружено нарушение его внештатного режима работы. Это нарушение зафиксировали в акте и квалифицировали как «не по вине потребителя», впрочем, даже при таких обстоятельствах Кодекс ГРС требует провести пересчет употребленного газа начиная с даты последнего зафиксированного контрольного показания счетчика, а такая по этому адресу - 24 мая этого года, — объяснила пресс-секретарь ПАО «Черниговгаз» Наталия Свириденко. — Согласно Кодексу, пересчет был проведен так: за межотопительный сезон с 24 мая по 15 октября было доначислено 30% от предельной нормы потребления газа на отопление -по 3,3 кубометра, умноженные на 52,3 м2 отапливаемой площади. За период с 15 по 20 октября применялась полная предельная норма -11 кубометров газа на квадратный метр отапливаемой площади. До этого за весь период с 24 мая по 20 октября добавилось еще и 70% от предельного объема потребления при наличии газовой плиты и отсутствии централизованного горячего водоснабжения и водонагревателя без учета объемов, фактически оплаченных на протяжении периода нарушения, — 18,3 кубометров газа, умноженные на количество зарегистрированных в доме лиц (их там трое). В итоге потребителю и было начислено 809 кубометров газа. Контролер зафиксировал, что счетчик не работает. Если бы потребитель сам сообщил об этом факте и написал соответствующее заявление в Центр обслуживания клиентов, этот вопрос рассматривался бы на комиссии и доначисления не было бы. Не только контролер, но и потребитель также должен самостоятельно следить за работой своего счетчика.
Почему потребитель не сообщил о поломке в Центр обслуживания клиентов, все мы прекрасно понимаем: положа руку на сердце — неужели каждый из нас ежедневно смотрит, как там крутится газовый счетчик? Да и странно, почему сообщение контролеру о неисправной работе счетчика на месте не считается официальным. Если бы Александра Хропатая не указала на неправильные показания, контролер преспокойно ушла бы, даже не догадываясь о том нарушении. Выходит, своей честностью женщина заработала «плюсик» для контролера и штраф для себя.
— А самое обидное в этой ситуации то, что «Черниговгаз», обвиняя нас в недосмотре за счетчиком, за 13 лет ни разуего не поверял. И здесь нарушения нет, — только и разводит руками женщина.
Однако, подняв бумаги, в «Черниговгазе» обнаруживают, что пресловутый счетчик таки поверяли.
— Последняя очередная поверка проводилась в 2014 году. Это подтверждено нарядом на снятие и установку бытовых счетчиков газа сервисным центром. Там стоит личная подпись потребителя, — заверила Наталия Свириденко.
Это стало для Хропатых еще одним ударом. Как реагировать на такое заявление, семья не знает.
— Да не снимали этот счетчик ни разу! Амнезией я не страдаю, так неужели такого не запомнила бы? - возмущается Александра Аввакумовна. — Да и газ тогда должен бы в месяц поверки учитываться по норме, а у нас во всех квитанциях учет по показаниям. И записи в абонентской книжке ни о снятии, ни об установке нет, хоть она у меня постоянно в одном месте лежит - когда приходят работники газовой службы, всегда ее достаю. Переспросила у сына с невесткой, но и они никакой поверки, тем более два года назад, не помнят. Наш счетчик пломбировали, но на поверку не снимали точно.
— Иногда потребитель просто не может найти свою абонк-нижку, в таких случаях «Черниговгаз» не обязывает ее предъявлять. Отсутствие записи не подтверждает того, что поверка не проводилась, — в свою очередь объясняет Наталия Свириденко.
Ясно, что одна из сторон говорит неправду. Однако разбираться в этом будут уже законодатели. Чтобы решить свою проблему, супруги Хропатые обратились к юристу. В «Черниговгазе» признают за потребителями право подать заявление в суд, но предупреждают:«Если потребители не оплатят убытки, «Черниговгаз» имеет право отключить им газоснабжение».
Р.S. Когда материал готовился к печати, Александра Хропатая сообщила, что завод-производитель вернул им счетчик после ремонта. В заключении экспертов указано, что состояние счетчика было удовлетворительное — пломба не нарушена, корпус не поврежден. Причина же поломки — засорение подшипников и втулок осей счетного механизма из-за несоответствия газа ГОСТу, а также использование неочищенных труб газопровода.
Екатерина Дроздова, "ГАРТ" № 52 (2804) от 22 декабря 2016
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.