30-летний Игорь Хонин из Чернигова известен многим. Он принимал участие в популярных телешоу «X-фактор» и «Голос страны», а недавно стал героем ток-шоу «Говорит Украина». В этот раз передача под названием «Днем ангел, а ночью оборотень» была посвящена не творчеству Игоря, а его... болезни. С шестилетнего возраста он страдает сомнамбулизмом.
Сомнамбулизм (с латинского somnus — «сон» и ambulo — «передвигаюсь») — болезненное состояние, выражающееся в несознательных, со стороны кажущихся упорядоченными действиях, которые совершаются во сне, но не запоминаются. Как правило, страдающие сомнамбулизмом лишь разговаривают во сне, однако иногда могут ходить, двигаться, как наяву, с открытыми глазами. Такое состояние человека врожденное (по последним исследованиям, передается генетически).
— Еще на «Х-факторе» я рассказывал всем, что я лунатик, — говорит Игорь. - Телевизионщики телеканала «Украина» узнали об этом и пригласили меня на проект «Говорит Украина». Я согласился. Принимать участие в этой передаче было интересно. Врачи, психологи, гипнотизер, экстрасенс — все они пытались понять, почему я не могу спать, как все нормальные люди.
— Когда сомнамбулизм у тебя проявился впервые?
— Мама говорит, что разговаривать и ходить во сне я начал в 6 лет, но я этого не помню. Впервые осознал, что лунатик, лет в 10, когда проснулся... стоя по колено в воде. Это произошло, когда я с родителями, двумя братьями и сестрой поехал отдыхать на речку с ночевкой. Ночью я вылез из палатки и во сне зашел в воду. Разбудил меня папа — он звал меня по имени и пытался вывести из воды. Я ужасно испугался! А еще был случай, когда я во сне вылезал из окна 5-го этажа своей квартиры. Тогда меня опять же разбудил отец. Он услышал шум в комнате и вовремя зашел. Не думаю, что я хотел прыгнуть, но все же это было опасно. Я читал много литературы о лунатизме, общался с врачами. Они говорят, что лунатик может пройти по карнизу и не упасть. Было и такое, что я во сне буквально выбивал дверь. Почему-то иногда я не могу ее просто открыть и начинаю бить по ней кулаками. Конечно, это пугает родителей (мы живем вместе). А у меня остаются кровоподтеки, царапины на руках. Страшнее всего, когда я ночью так кричу, что «срываю» голос. А мне же нужно петь (Игорь работает певцом в одном из ресторанов Чернигова. — Авт.).
— Были ли курьезные ситуации из-за хождения во сне?
— Стыдно вспоминать, но лет в 16 я как-то проснулся на улице в одном белье. Тогда я жил в районе Белова (возле нынешнего «Эпицентра»), а проснулся возле городского роддома. Очень было стыдно потом несколько километров идти домой в нижнем белье. Кстати, с тех пор я всегда сплю одетый. А еще иногда во сне я пишу картины. Думаю, это выходит машинально. В комнате у меня всегда есть листы бумаги, карандаши. По-видимому, во сне я просто повторяю те действия, которые делал днем. Я читал, что профессиональные велосипедисты могут «крутить педали» во сне. Бывало, проснувшись, я видел на бумаге или на мольберте половину картины. Потом, уже в сознании, дорисовывал ее.
— Может, кто-то еще в твоей семье страдает сомнамбулизмом?
— Нет, хотя я знаю, что это может передаться моим детям. Я понятия не имею, откуда это. В детстве у меня не было испуга, который бы мог это спровоцировать. Кстати, об испуге меня спрашивал на передаче гипнотизер. Даже в состоянии гипноза я не смог вспомнить таких случаев.
— Как часто с тобой сейчас бывают случаи лунатизма?
— Примерно четыре раза в неделю. Родители утром рассказывают, что я делал ночью.
— Возможно, какие-то события, которые случаются днем, влияют на твое поведение ночью?
— Несколько лет назад я даже вел дневник: учитывал фазы месяца, записывал, что я делал днем, не нервничал ли... Но какой-то закономерности не обнаружил.
Во время передачи у присутствующих врачей и психологов появилась версия о том, что у Игоря эпилепсия. Этим они и объясняли его ночное поведение. Тем более что Игорь даже дважды побывал в Черниговском психоневрологическом диспансере в Халявине.
— Действительно, было такое, - подтверждает Игорь. - В 18 лет мне пришла повестка в армию. Медкомиссию я прошел. «Косить» не собирался, поэтому о своем лунатизме ничего не сказал. Но тут вмешалась моя мама. Она пришла в военкомат и стала кричать: «Куда же вы его забираете? Он же лунатик!» В тот же день меня отправили в психоневрологический диспансер на обследование, которое подтвердило, что у меня сомнамбулизм. Выдали справку о непригодности к воинской службе. В тот раз я был в психушке меньше недели. Второй раз, примерно через два года, мне снова пришлось два или три дня пробыть в больнице, чтобы подтвердить этот диагноз. Что касается эпилепсии, то врачи на ток-шоу действительно рассматривали такую версию. А затем сами же ее опровергли. Полное обследование в Киеве показало, что эпилепсии у меня нет. От этого известия гора с плеч упала. Значит, это действительно сомнамбулизм. Хотел ли бы я избавиться от этого? Думаю, что нет. Я уже привык и переживаю лишь из-за того, что могу доставлять неприятности тем, с кем живу. Друзья знают о моей проблеме и тоже к ней уже привыкли. Девушки у меня нет, я «женат» на музыке...
В ТЕМУ
Сомнамбулизм случается приблизительно у 2% людей на планете. Чаще всего он встречается у детей и со временем проходит.
Известны случаи, когда больных сомнамбулизмом оправдывали в суде за преступления, совершенные во сне. Самой известной является история американца Кеннета Паркса, который 23 мая 1987 года во сне взял машину, проехал 23 километра к дому родителей жены, ворвался к ним,зарезал тещу и пытался задушить тестя. После показаний специалистов в отрасли сна и врачей присяжные оправдали Паркса.
Приобрела огласку и история англичанина Ли Хедвина, который днем работает медбратом, а ночью пишет картины, о чем не помнит.
55-летний Роберт Вуд, бывший шеф-повар, знаменит тем, что готовит во сне.
Наталия Федосенко, "ГАРТ" №37 (2737) от 10 сентября 2015
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: сомнамбулизм, Игорь Хонин, Наталия Федосенко, "ГАРТ"