Информация о том, что в Чернигове открыто уголовное производство и ведется досудебное расследованию деятельности еще одного коммунального предприятия, предоставляющего услуги жителям областного центра, довольно активно обсуждается в городе после видеосюжета одного из городских телеканалов. Правда, в сообщениях пресс-службы прокуратуры мы так и не нашли подтверждения информации о том, что Александру Шкиню объявлено подозрение в совершении каких-либо преступлений, о которых заявлял телеканал. Открытие уголовных производств и досудебное расследование – это, фактически, проверка, которая проводится правоохранителями. Если будут позитивные результаты – будет объявлено подозрение и дело пойдет в суд. Но факты могут и не подтвердиться, тогда уголовное производство будет закрыто.
Уголовный процессуальный кодекс Украины определяет досудебное расследование как стадию уголовного производства, которая начинается с момента внесения сведений об уголовном правонарушении в Единый реестр досудебных расследований и заканчивается закрытием уголовного производства или направлением в суд обвинительного акта, ходатайство о применении принудительных мер медицинского или воспитательного характера, ходатайство о освобождение от уголовной ответственности.
Совсем недавно СМИ информировали о судебном заседании, на котором мэра Чернигова Александра Соколова хотели отстранить от занимаемой должности. В городе ни для кого не секрет, что директор КП «Черниговводоканал» Александр Шкинь – «человек Соколова». Поэтому и ведутся активные разговоры о том, что в преддверии очередных выборов кто-то хочет убрать действующего мэра Чернигова с политической арены и для этого – все методы хороши. Не знаем, как на счет политики, но по имеющейся у нас информации «дело «Водоканала» построено на вполне материальных аргументах и касается хозяйственной деятельности предприятия. Еще осенью 2014 года прокуратурой Черниговской области было сделано громкое заявление о хищении 64(!) миллионов гривен.
Но, поскольку тогда дело как-то затихло, да и сам прокурор, сделавший громкое заявление, попал под люстрацию, многие связали уголовные дела с проходившими в то время выборами.
Сегодня, пока ведется следствие, рассчитывать на информацию об уголовных производствах от прокуратуры не приходится. Чтобы узнать о происходящем в коммунальном предприятии, мы обратились за комментариями к директору КП «Черниговодоканал» Александру Шкиню.
Дело по «канализационному коллектору»
– Одно из уголовных дел завели по напорному коллектору. Вот передо мной лежат материалы, которые мы подбирали следователю. Мы давно стали строить вторую «нитку» этого коллектора и вложили туда более 20 млн. грн. – сообщил Александр Шкинь
По словам директора "Водоканала", в 2011 году на коллекторе начались массовые аварии. Порывы были то в одном, то в другом, то в третьем месте. Возникала реальная опасность экологической катастрофы. И Чернигов мог остаться без воды. Было заключение МЧС о 380 млн. грн. убытка в случае прорыва коллектора.
Поскольку дело было зимой, для работы котельных воду все равно нужно было подавать. Следовательно, канализационный сброс пошел бы в Стрижень. А из Стрижня – в Десну. На завершение строительства второй «нитки» коллектора было необходимо 12 млн. грн. и этих денег на то время не было.
– Хорошо, что у нас были трубы. Попросили у города: помогите чем-нибудь. Город выделяет 300 тыс. грн. из бюджета УКСу – стройте. Но УКС так работы и не начал. Ситуация усложняется и нужно что-то делать. Мы проводим тендер. Поскольку реальных денег нет, никто участвовать не захотел – один участник. Приехала киевская компания – «Инвестэкс Украина» и берется делать. Фактически, в мае 2012 года мы начали, а в октябре – уже закончили, потому что нужно было срочно. Чтобы избежать катастрофы, мы решили замкнуть недостроенный коллектор с тем, который находился в эксплуатации и запустить 2-ю «нитку», – заявил Александр Шкинь, демонстрируя нам подборку документов по строительству коллектора.
Через два года, в 2014 году на «Водоканал» пришла проверка Госфининспекции. Александр Шкинь считает, что проверяющих просто заставили найти какие-то нарушения.
– В акте написали, что прокладка перемычки длинной в 60 метров на сумму 250 тыс. грн. не подтверждена, поскольку в связи с погодными условиями (а дело было зимой) не смогли раскопать и посмотреть наличие труб. А раз не подтверждена – может их там и нет! – вспоминает о ситуации с проверкой директор КП «Черниговводоканал». – Поскольку предположили, что есть вероятность того, что труб на участке не прокладывали, были насчитаны убытки в сумме 250 тыс. грн. Мы заказываем экспертизу и через месяц привозим в КРУ заключение. Они пишут: извините, мы ошиблись. Тем не менее, уголовное дело было уже возбуждено. Я думаю, мы попали под заказ.
По словам Александра Шкиня, в рамках уголовного производства был проведен целый ряд экспертиз. В конечном итоге было установлено, что акт выполнения работ на 250 тыс. грн. подписан 18-м октября, а по журналам и другим документам работы выполнены 30-го октября. Счет передан в Казначейство 1-го ноября, а оплата прошла в декабре. Поскольку акт выполненных работ был составлен раньше, чем выполнены сами работы, опять был начислен ущерб в сумме 250 тыс. грн.
– Никто не возражает, что работы выполнялись, что оплата прошла после их выполнения. Есть подписи о выполнении работ, подписи технадзора. Институт судебных экспертиз, который проводил проверку, говорит, что никакого ущерба нет. Проводили раскопки, проверяли наличие труб. Заключение экспертизы мы передали следователю. Но дело в том, что когда готовили документацию, на акте не изменили дату и он так и пошел с «18-м октября». Сейчас новый прокурор забирает дело и назначает новую «милицейскую экспертизу в Киеве. И опять дело продолжается. Как это можно назвать? – задает риторический вопрос Александр Шкинь. – На строительство участка коллектора протяженностью 500 метров и строительство камеры в месте стыка коллекторов мы потратили более 6 млн. грн. собственных средств. Но «камнем преткновения» стал участок протяженностью в 60 метров, на который были выделены 300 тыс. грн. из городского бюджета…
Дело «про чулок»
Второе досудебное расследование связано с использованием кредитных средств от Всемирного банка для санации городских водопроводов с использованием новых технологий. Еще в марте 2010 года мы писали о применении новой технологии, так называемого «чулка» для ремонта магистральных водопроводов. Потом был еще ряд публикаций в 2011 году которые были ответами на вопросы наших читателей.
– Второе уголовное дело тоже тянется несколько лет, и было открыто по вопросам санации труб водопровода, которую за кредитные средства Всемирного банка проводило предприятие «Рамбер Украина». В 2010 году у одного из подрядчиков «Рамбера» были проблемы с налоговой. Львовская налоговая написала Черниговской о проблемах с уплатой налогов на сумму 500 тыс. грн. Мол, проверьте, проводились ли эти работы. Налоговая выдвигает требование «Черниговводоканалу»: заплатите налоги за предприятие, которое оказывало вам услуги. Мы подаем в суд, и он отменяет требование налоговиков. В апелляции было поддержано решение суда первой инстанции: требования налоговой – не правомочны. Пока мы разбирались и судились – появилось уголовное дело. Повод был – по уплате налогов подрядчиком, но в результате начали проверять, действительно ли выполнялись сами работы. Было выдвинуто предположение, что мы сами выполняли работы, а деньги заплатили «Рамберу», а они в свою очередь поделились этими деньгами, – рассказывает Александр Шкинь о втором уголовном производстве. – Я спрашиваю: а как такое может быть? Ведь есть авторский надзор, технический надзор. У нас нет соответствующего специального оборудования. Кроме того, есть документы на получение «чулка» через таможню. А мне говорят: «А вдруг? Вот, мы проверим, на всякий случай!».
По словам директора КП «Черниговводоканал» заявление прокуратуры области о том, что водоканалом украдено 64 млн. грн. вообще непонятно откуда взялось, поскольку объем работ был сокращен и работы по санации выполнялись всего на 16 млн. грн.
Вот такой комментарий по поводу открыия двух уголовных производств и начале досудебного расследования в отношении КП "Черниговводоканал" разместила еще в сентябре 2014 года прокуратура Черниговской области:
– В рамках уголовного производства повторно (в который раз) инспектор КРУ пересмотрел всю арматуру, все колодцы, всю документацию. Месяц потратили. В результате каких-то серьезных нарушений так и не нашли. Инспектор КРУ едет во Львов и проверяет подрядчика. В акте пишут: «КРУ ничего не выявило». Все совпадает, все объемы есть, расценки правильные, есть даже видеофиксация всех процессов. КРУ передает акт следователю. Следствие заказывает экспертизу в Институте судебных экспертиз. Нас хотели заставить раскопать водопровод, показать, где этот «чулок» лежит. То есть история по коллектору повторялась, – считает Александр Шкинь.
Вскрытие водопроводов – это серьезные затраты, такие же, как подготовка к санации, которые предприятие не могло взять на себя. Помогло то, что перед санацией и после нее проводилась телеинспекция восстановленных участков водопроводов. Институт судебных экспертиз дал добро на принятие видеозаписи телеинспекции труб и документации, как доказательства выполнения работ. Решили только раскопать отдельные колодцы и посмотреть наличие «чулка» в трубах.
– Следователь в феврале заказал экспертизу, и она вот-вот должна была начаться. Но новый прокурор забирает все документы и отправляет на Киев, на «милицейскую экспертизу». Если будет суд, то мы тоже закажем независимую экспертизу по этому вопросу. Я надеюсь, что здравого смысла хватит на то, чтобы не перекапывать весь город. Вот такие у нас уголовные производства, – сокрушается директор КП «Черниговводоканал» Александр Шкинь.
Есть и третье дело
Мы уже собрались уходить, но тут Александр Шкинь заявил: «Есть еще третье дело. По системе автоматизации!». Об этом деле мы услышали впервые и решили послушать, где же нашли нарушение правоохранители. Об автоматизации процесса водоснабжения в Чернигове мы писали в сентябре прошлого года и, в принципе раньше нам уже много рассказывали о том, что было сделано на предприятии в этом направлении. Тем более было интересно услышать, где же "зарыты" деньги.
– Я, честно говоря, не знаю, откуда это дело взялось. Все началось перед выборами в прошлом году. Следователь говорит: «У нас возникло подозрение, что вы проложили кабельные линии на сумму 800 тыс. грн. сами, а через литовскую фирму «Элсис» только получили деньги. Но это нормальная фирма, которая занимается в Литве автоматизацией газовых магистралей. У них есть представительство в Украине. Они выиграли тендер. Когда они проводили нам работы, на «Элсис» были серьезные «наезды» налоговиков – в те времена это было в порядке вещей. Там были и «маски-шоу» и налоговые проверки. Но в то время нарушений не нашли. Теперь открывают уголовное производство: якобы у нас не проложено 10 км кабельных линий. Я толком даже не знаю, откуда такая информация пошла. У нас есть все журналы надзора, документы по прокладке кабельных линий, накладные, все-все. Это все расписано, промерено до метра, мы даже сопротивление линий измеряли, чтобы определить, сколько же там кабеля лежит. Следователь планирует заказывать экспертизу. Я думаю, что кабель можно будет и раскопать, хотя бы местами. Это менее проблематично, чем вскрывать трубы. Я уверен – кабель есть, – заявляет Александр Шкинь.
По словам директора предприятия, все эти проверки дестабилизируют работу КП «Черниговводоканал». На допросах у следователя перебывали все: от членов тендерного комитета до экскаваторщиков и трактористов.
– На прошлой неделе мы выделили кабинет, поставили компьютер и попросили проводить допросы прямо здесь, на предприятии. Ну, что поделаешь: «милиция – с народом». Я думаю, что следователь все понимает, но процедуру должен пройти. Я уверен: все происходящее от того, что прокуратура защищает «честь мундира». Первый заместитель прокурора Александр Шморгун заявил о том, что на Водоканале украли 64 млн. грн., а теперь хоть что-то нужно найти, – предполагает директор КП «Черниговводоканал» Александр Шкинь.
Мы будем и дальше отслеживать ситуацию на коммунальном предприятии «Черниговводоканал», но, учитывая тот факт, что все проверки связаны с проведением технических экспертиз, на скорое завершение проведения расследований надеяться не стоит.
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.