GOROD.cn.ua

Кинотеатр имени Щорса: созываем консилиум

 
Ранее мы представили читателю собственные впечатления от визита в кинотеатр, отзывы читателей и мнение руководства на местах. Осталась нам на память и фотосессия: трещины, прилавки, толпы посетителей ярмарки и пустые залы...

Разговоры о реконструкции, покупке оборудования, поиске инвестора и грандиозных переменах идут не первый год. А кинотеатр приходит в упадок – да, собственно говоря, кинотеатром-то быть перестает. Зрители не ходят, предприятие зарабатывает за счет бесконечных ярмарок. Изменить что-то – нет денег, желания, сил?

Ситуация, в которой оказался сегодня кинотеатр им. Щорса, непростая, но мы уверены, не безвыходная. Прекрасное здание на Красной площади было – и снова должно стать местом притяжения, общения, культурным, а не торговым, центром. Оно этого заслуживает.

Критикуя – предлагай! Мы всегда были сторонниками этого правила. И задача нашей публикации – вовсе не очернить ответственные за деятельность кинотеатра лица, а помочь (им или тем, кто имеет рычаги влияния на ситуацию) выбраться из тупика. Людей, готовых дать конкретные рекомендации, долго искать не пришлось.

РЕЦЕПТ №1. ТЕАТРАЛЬНЫЙ

Черниговец Владимир Демиденко – предприниматель и общественный деятель, судьбой кинотеатра им. Щорса интересуется с 2012 года. И у него тоже есть собственный вариант реанимации: путем превращения пустующего кинотеатра в театрально-культурный центр.

Владимир Юрьевич предлагает переселить на Красную площадь… Молодежный театр! И не только его.




– Молодежный театр – это, прежде всего, прекрасный, творческий и вдохновенный коллектив, который сейчас творит в ограниченных и недостойных его уровня условиях.

Они давно заслуживают «большой сцены» и всех необходимых для его обслуживания нормальных помещений: костюмерных, гримерных, реквизитных мастерских, репетиционных залов. Сейчас всего этого либо мало, либо нет вовсе.

Кроме того, нынешнее размещение театра в приспособленном помещении, в котором невозможно придерживаться норм безопасности, в том числе и противопожарной, создает неоправданные риски и для зрителей, и для актеров.

Учитывая вышесказанное, с целью предотвратить разрушение архитектурного памятника в центре города, предлагаю провести реконструкцию кинотеатра им. Щорса и создать на его базе областной театрально-художественный центр, в котором:

• в Красном зале создать полноценный театральный зал и сцену для коллектива Молодежного театра, обеспечив безусловное соблюдение требований безопасности актеров и зрителей;

• в подвальных помещениях кинотеатра разместить костюмерные, гримерные, реквизитные мастерские, репетиционные залы, а также современную звукозаписывающую студию, которой на сегодня в области нет;

• в Голубом зале создать многофункциональный зал, приспособленный для проведения рок-концертов, показов мод, массовых шоу и т. п.;

• в фойе театрально-художественного центра предусмотреть размещение постоянно действующей выставки произведений изобразительного искусства (картины, фото, макраме и т. д.);

• на втором этаже, в так называемом Круглом зале, создать конференц-зал с возможностью просмотра элитарных и любительских кинолент.

Реализация этой идеи, считает Владимир Демиденко, позволит сохранить и наполнить жизнью памятник архитектуры.

У черниговцев, уверен Владимир Юрьевич, значительно расширятся возможности посещения спектаклей, шоу, массовых мероприятий, участия в творческих выставках. В городе появится общедоступная база для проведения конференций, диспутов, семинаров, заседаний киноклуба и т. д.

Кроме того, такое преобразование позволит оптимизировать структуру и расходы областного бюджета на содержание объектов культуры области.

– По экспертным оценкам, предварительная стоимость строительно-восстановительных работ, – указывает в письме в редакцию Владимир Демиденко, – составляет около 4 миллионов гривен. Однако если это предложение реализовать, у нас появятся все основания для того, чтобы переименовать центральную черниговскую Красную судебную площадь в площадь Красную – театральную!

Безусловно, я не считаю свои предложения лучшими из всех возможных, но проблему разрушения здания кинотеатра, его состояния и направления использования – необходимо решать уже сейчас.

И начать нужно с принятия областным советом соответствующего решения и проведения проектных работ. Иначе лет через пять главную площадь города будут «украшать» развалины когда-то архитектурного памятника…

РЕЦЕПТ №2 РАДИКАЛЬНЫЙ

Антон Пугач, председатель наблюдательного совета компании «Мультиплекс-Холдинг», по-прежнему ездит через Чернигов на дачу – мимо кинотеатра, который – если бы несколько лет назад кто-то не сказал «не надо» – сегодня входил бы во всеукраинскую прокатную сеть, со всеми сопутствующими плюсами.



Остро переживающий за отрасль, Антон Пугач уже не видит смысла убеждать местных бюрократов, а смотрит шире: в ближайшее время он намерен предложить депутатам Верховной Рады идею полной приватизации всех оставшихся в коммунальной собственности кинотеатров. Выпустить птичек из клетки.

– Кино прибыльно во всем мире. Оно может быть прибыльно и у нас, если мы уберем сдерживающий фактор в виде лености, пассивности, тупости чиновников, – считает Антон Пугач.

– Если же обязать областные советы приватизировать свои коммунальные предприятия, региональный бизнес достаточно быстро восстановит кинопоказы на достойном уровне.

Предприимчивые, активные люди есть везде, я думаю, и в Чернигове найдутся представители деловых кругов, которые оценят возможности этого бизнеса и захотят вложить деньги в кинотеатр.

РЕЦЕПТ №3. РАЗВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ

В качестве экспертного приведем также мнение известного теоретика и практика киноиндустрии Михаила Бублевского. Участник кинорынка с 1991 года, руководитель ООО «Континент фильм» (компании по приобретению и дистрибуции аудиовизуальных произведений на территории стран СНГ) считает вот что.



- Очевидно, что в последнее время кинотеатры стали проигрывать конкуренцию Интернету, и, как бы в ответ, стали появляться мультиплексы, мегаплексы – не просто как кинотеатры, а как комплексные развлекательные центры.

Я считаю, что переход на цифру… только помешал: у нас отток зрителей увеличился из-за роста цены на билет. Переход на цифру не решил главных проблем привлечения публики. А решение проблем – это организация именно места для отдыха зрителей независимо от репертуара.

Тот, кто придумает такую концепцию удачно, тот и соберет зрителей. Люди-то как раз хотят отдыхать, просто они не хотят платить так дорого и не хотят быть привязаны к репертуару.

...Люди должны приходить в кинотеатр независимо от того, что идет на экране. Естественно, если там демонстрируется блокбастер, то зрителей будет больше, но если даже такового нет, всё равно люди должны приходить в кинотеатр именно для того, чтобы прекрасно провести время.

Это должен быть демократичный, доступный вид отдыха. У нас же – качели: есть блокбастер – аншлаги, нет блокбастера – в залах пусто, –пишет киновед в своем блоге.

РЕЦЕПТ №4. ЗАТРАТНЫЙ

Александр Рудаков руководит одной из самых крупных в Украине киносетей «ЛИНИЯ КИНО». На его взгляд, возможности по развитию есть, вопрос лишь в больших разовых инвестициях. Установка цифрового оборудования – критический момент, без которого в принципе невозможно развитие.



– Большая часть производителей фильмов с 2015 года прекращает выпуск релизов на пленочных носителях, – напоминает Александр Геннадиевич.

– В такой ситуации кинотеатр, не оборудованный цифровыми проекторами, просто не сможет получать новые фильмы (до 70 релизов в год) и будет вынужден докатывать фильмы на пленке, до полного морального и физического износа (пленочный носитель выдерживает до 200 показов, после чего начинает «сыпаться»).

Срок показа фильма ограничен соглашением дистрибьютора с производителем кино и не превышает одного года.

– То есть, без «цифры» в следующем году можно кинотеатр закрывать?

– Уже можно начинать закрываться. Можно какое-то время показывать фильмы предыдущих периодов, но долго так не продержишься.

Расчеты, которые приводит генеральный директор ООО «ЛИНИЯ КИНО», похоже, разбивают мечты черниговских радетелей кинотеатра.

– Необходимое оборудование стоит около 200 тысяч долларов – проекторы, кинопроекционное оборудование, медиасерверы, экран... Это при условии, что имеется соответствующего качества звуковое оборудование. Если его нет, надо добавить еще около 100 тысяч.

Общий бюджет стоимости оборудования одного зала, с учетом замены кресел, звукоизоляции, обеспечения современной системой вентиляции, – 600 тысяч долларов.

Современный кинотеатр – это достаточно дорогое удовольствие. И реально можно говорить о том, что необходимо около миллиона долларов для того, чтобы обеспечить современный уровень предоставления услуг, энергоэффективность, минимизацию затрат на отопление за счет утепления самого здания.

Александр Рудаков опирается на собственный опыт: в сеть «ЛИНИЯ КИНО» входит когда-то коммунальный ивано-франковский двухзальный кинотеатр «Космос» (на 505 и 131 посадочное место). Зал на 505 посадочных мест – самый большой на Западной Украине.

С учетом повышающихся тарифов на отопление, особую значимость приобретает обеспечение энергоэффективности кинотеатра, установка собственной котельной, оборудование теплоизоляцией и переоборудование системы вентиляции.

Подсказка. Покупать новое – очень дорого, но есть ведь кинотеатры, которые закрываются; есть кинотеатры, которые вывозят оборудование из зоны АТО; есть сети, которые уходят из Украины. Можно купить бывшее в употреблении оборудование хорошего качества – это в разы сократит затраты.

– Миллион долларов по нынешнему курсу – это около 25 миллионов гривен. Не уверен, – говорит Александр Рудаков, – что бюджет города или области будет готов на такие затраты…

И еще подсказка. Что, если подумать не о покупке двух дорогущих проекторов, а об изменении носителя в принципе? Из двух больших залов сделать несколько меньших, приобрести оборудование другого уровня и попробовать в принципе пересмотреть политику этого кинотеатра.

Вариант №5. ВЫВОДЯЩИЙ ЗА РАМКИ

– Вы знаете головоломку о том, как тремя линиями соединить четыре центра сторон квадрата? – Александр Рудаков протягивает ручку и листок бумаги в клеточку. – Эта задача не имеет решения, если не выйти за пределы фигуры. С вашим кинотеатром – то же самое.

Помимо территории самого кинотеатра, есть и дополнительные возможности, например прилегающая территория, которую возможно использовать. Выделение даже полумиллиона долларов из бюджета на реконструкцию кинотеатра в существующих условиях – абсолютно нереально. А создать кинотеатр в чистом виде без громадных инвестиций просто невозможно.

Прежде всего, областное руководство должно отдавать себе отчет, что оно не в состоянии самостоятельно решить эту проблему. И должен встать вопрос, за счет каких ресурсов это можно сделать. Самый простой вариант – привлечение частного инвестора, но надо понимать, что ему нужно предложить и что ему будет интересно.

У нас есть подобный опыт, когда государство обращается к инвестору с предложением: «Мы выделяем вам территорию под жилую или коммерческую застройку, а вы строите за свой счет некий объект социального значения – детский сад, поликлинику или бассейн – в согласованном с нами месте, по согласованному проекту и бюджету, и передаете нам на баланс».

Это может быть коммерческая, жилая недвижимость, парк развлечений или торговый центр… Успешный, прибыльный объект, который будет тянуть за собой и кинотеатр.

Таким образом, выстраивается понятная система взаимоотношений и есть возможность привлечь инвестора, даже несмотря на кризис. Привлечь инвестора на той же или на соседней территории: красиво ее оборудовать, облагородить, а за счет этого повысить уровень самого кинотеатра и повысить уровень комфорта.

Можно сделать там супермодное место – проводить молодежные вечеринки, кафе, парк развлечений семейного типа – куда можно прийти всей семьей и провести выходной день.

Вопрос в том, насколько партнерские отношения будут выстроены с самого начала и какой именно объект выберут для строительства. Если там автомойку поставят, то все понятно…

РЕЦЕПТ №6. ТУРИСТИЧЕСКИЙ

Анна Романова – бывший «гуманитарный» зам черниговского городского головы, сегодня – народный депутат. И на старом, и на новом месте – энтузиаст развития туристической отрасли.

Как эксперт в сферах повышения конкурентоспособности территорий, Анна Анатольевна не исключает использования здания для кинопоказов, но при этом советует существенно расширить его функционал.




– Кинотеатр Щорса необходимо использовать эффективно и с пользой для развития и имиджа всего города. Пока это запущенное здание в самом центре только портит имидж Чернигова.

Необходимо системно подойти к созданию новой концепции использования здания. Это должен быть современный центр проведения досуга и MICE-индустрии (индустрии делового туризма. – Ред.).

Дело в том, что сейчас наблюдается тенденция роста сегмента именно конференц-туризма. Это шанс для городов привлечь деньги в экономику от проведения крупных симпозиумов, конференций, форумов. Также не стоит забывать, что деловой туризм приносит в среднем в три раза больше денег, чем остальные виды туризма.

Сейчас в секторе MICE-индустрии больше всех преуспел Львов. Хуже всех – ситуация в Чернигове. Причина проста: у нас нет мест для проведения конференц-мероприятий.

С учетом того, что сейчас в мире популярным трендом становится проведение конференций в уникальных местах (исторических зданиях, музеях, замках, ратушах и даже соборах), концепция качественного конференц-сервиса именно в этом здании была бы выигрышной.

Главное – сделать все качественно, концептуально и сделать хорошее промо. А для этого нужно сменить менеджмент. Да, и название тоже нужно сменить.

Пример: во Львове историческое здание ратуши переделали в место для проведения конференций, тренингов, семинаров. Кроме того, там же создали современный ресторан. Фактически это здание городского совета, которое просто стали более эффективно использовать.

Поэтому все можно сделать – была бы политическая воля и стратегическое видение развития города.

Что делать? Кого искать?

Всё, в общем, сводится к одному: нужно уйти от узкой направленности работы на чистый прокат. Не цепляться за фразу «Хотим сохранить кинотеатр как кинотеатр» (тем более что все равно не получается). Попытаться превратить кинотеатр в среду, в место общения, отдыха, тусовки.

Не надеяться на миллионы из бюджета – их не будет. Понять, что для эффективного управления такой структурой необходим опыт и профессиональный подход. А значит, нужно объявить открытый конкурс на право долгосрочной аренды – с обязательствами реконструкции и четко оговоренными условиями. Вы согласны? Или вам есть что возразить?

Мы по-прежнему не заканчиваем разговор и ждем ваших писем, звонков и комментариев.

Цитата



Людмила Горделадзе, директор легендарного киевского «Жовтня»:

– В Париже и Лондоне довоенные аутентичные кинотеатры сохраняют, но оборудуют дополнительными кинозалами, что позволяет им быть прибыльными.

Кинотеатры, подобные черниговскому им. Щорса, в странах ЕС входят в сеть «Европа-Синема» и поддерживаются грантами по 30–50 тысяч евро в год, а также своими муниципалитетами.

В Лондоне я видела табличку на одном из старых кинотеатров: «Поддерживается принцем Чарльзом». Продолжать?

Вера Едемская, 0462.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: Кинотеатр имени Щорса, Вера Едемская