Не так давно читатели сообщили нам, что одно из крупнейших предприятий Чернигова – Камвольно-суконная компания «Чексил» готовится к продаже. Для того чтобы узнать, что же реально происходит на одном из крупнейших в Европе текстильных предприятий, мы связались с руководством компании. Нам сообщили, что Виктор Попов, много лет возглавлявший коллектив, вышел на пенсию, и теперь, правда, с приставкой «и.о.», «Чексилом» руководит настоящий итальянец – Мирко Ванджи, с которым мы и договорились о встрече...
– Виктор Попов – это целая эпоха для КСК «Чексил». Что изменилось на предприятии с его уходом?
– В последние восемь лет я работал вместе с Виктором Петровичем. Я – один из тех, кто в последние годы перенимал его многолетний ценный опыт производственника и руководителя. Сегодня на комбинате по разным направлениям работают высококвалифицированные специалисты. Система управления перестраивалась насколько лет, и теперь каждый специалист на комбинате понимает свою функцию. Комбинат – это не одна личность. Это – тысяча человек! Это все, кто участвует в структуре «Чексила». Есть организационные разделения на фирмы, которые обслуживают производство, транспортные фирмы, склады. Есть те, кто занимается закупкой. Мы просто разделили структуру, но все равно это все – КСК.
– Мирко, а как вы попали в Чернигов?
– Я в Чернигове уже девять лет. В 2006-м году в текстильной промышленности Китай очень сильно начал давить конкуренцией, и в Италии предприятия просто были вынуждены перераспределить производство. Они оставили выпуск средних и элитных видов тканей, и многие предприятия просто закрылись. Поскольку на этих предприятиях было оборудование хорошего качества и в технически исправном состоянии, его начал закупать «Чексил». Это было рациональное решение руководства предприятия, поскольку нет смысла вкладывать миллионы в новое оборудование, если такую же продукцию можно выпускать и на «бэушной» технике. В то время меня и пригласили на «Чексил» для запуска нового вида продукции.
– Расскажите немного о себе. Как вам живется в Украине? Какой вы видите нашу страну?
– Как уже сказал, я в Украине девять лет. У меня здесь жена, дочка. Моя жена – из Чернигова. Сам я итальянец и живу в 30 км к северо-западу от Флоренции в городе Прато. Это большой город с развитой текстильной промышленностью. Флоренция – это история. В 30 минутах – море, а в 10 минутах – горы высотой в тысячу метров. Там совсем другие панорамы, нежели здесь, в Украине. Климат – совершенно другой. Зимой -50 – это самая низкая температура. А здесь бывает и -300.
В Украине я не могу жить без «зеленого воздуха». Поэтому в кабинете вокруг меня – зеленые цветы. Это для меня – необходимость. Но люди в Италии и Украине – одинаковые. Жить в Украине комфортно, и если бы мне не нравилось, я бы здесь не был. В Италии тоже есть кризисные моменты. Но посмотрите, как за последние годы в лучшую сторону изменилась Украина. Различие между Европой и Украиной сокращается. Если в Италии были магазины, они там и остались. Здесь магазинов не было – их открыли. Появилось много видов продукции, которую раньше в Украине вообще нельзя было купить. Уровень ресторанов, которого здесь не было – сделали. А там, какой уровень был, такой и остался. В Украине заметно увеличилось количество автомобилей на дорогах, вырос уровень жизни населения. Изменения есть, я, конечно, ожидал, что они будут идти намного быстрее. Но в этом виновата не только Украина. Мы знаем, что идет мировой кризис. Таким странам, как Китай, повезло, конечно, больше, потому что они начали перестраиваться лет двадцать назад и стремительно пошли вверх. Но и у них развитие сейчас приостанавливается. Украина развивается медленнее, но я уверен, что это развитие будет идти вперед.
– В последний раз мы были на предприятии в декабре 2012 года, когда коллектив отмечал свое 50-летие. Что изменилось на «Чексиле» за это время?
– Главное, на предприятии появилось много нового оборудования. С июня прошлого года мы начали очередной этап модернизации, автоматически обеспечивая более высокое качество продукции. Ведь какие бы хорошие специалисты не работали, 70% качества продукции зависит именно от оборудования. Чтобы поднять уровень производства, мы начнем готовить новые коллекции. Будем выпускать продукцию, которую до этого никогда не выпускали. Начинаем производство пряжи для изготовления носков, перчаток, шапок. В Европе шерстяные ткани сегодня используется гораздо реже. И если раньше мы выпускали исключительно шерстяные и полушерстяные ткани, то теперь планируем производство смешанных тканей, в которых будет полиэстер, вискоза, нитрон. Потребителю важен и вес ткани: если раньше она весила 600 гр, то теперь – 400 гр. Такая продукция востребована рынком. Если сегодня Европа, Украина, Россия покупает такие ткани, то почему их тоже не выпускать? Кроме того, если раньше пальто носили 10 лет, то теперь – 1-2 года. Меняется мода, меняются модели. Планируем открывать новые направления и рынки.
– А не тяжело ли открывать рынки в сложившейся экономической ситуации, ведь говорят, что производственным предприятиям нелегко выживать в Украине?
– Действительно, сегодня в Украине просто «добиваются» предприятия, которые могут зарабатывать деньги. Государство не помогает экспортерам, усложнив бюрократическую процедуру даже при обмене валюты. Например, получая оплату за поставленную на экспорт продукцию, мы обязаны сразу же конвертировать 75% полученной валюты. Из миллиона полученных долларов/евро у нас остается только 250 тысяч. В то же время 50-60% валютной выручки мы должны перенаправлять на импорт сырья из-за границы. Мы продаем валюту за гривны, а потом на эти гривны опять покупаем валюту! Только при обмене валюты предприятие теряет более 10% средств за счет курсовой разницы. Мало того, на этот обмен уходит около двух недель. А за это время цена сырья, которое мы должны купить – может существенно измениться. Предприятие не может эффективно работать, потому что не может закупить сырье за свои же деньги! В результате мы несем потери и не можем своевременно реагировать на повышение уровня инфляции и скачки курса валют, пропорционально повышая уровень заработной платы. Скажу честно: сегодня средняя зарплата на уровне 2600-2800 грн. При сегодняшней ситуации – это низкий уровень зарплаты. Уже в середине этого года мы планируем увеличить заработную плату. Причем основное увеличение зарплаты произойдет не у административных служб предприятия, а у производственных.
– Вы производите модернизацию предприятия без увеличения зарплаты. Как к этому относится коллектив предприятия?
– Я уверен, что люди понимают: если «Чексил» не будет вкладывать деньги в оборудование, то через 2-3 года все умрет. Если будет новое оборудование, будет и работа. А будет работа, будет и зарплата. Спорный вопрос, что лучше: сегодня – 10 тыс. грн. или 30 лет по две-три тысячи гривен каждый месяц? Люди понимают, что жить нужно каждый день. Не спорю, народ хочет больше зарплаты. И я хочу больше! Но я уверен, что люди все понимают.
Что касается людей, то по сравнению с началом прошлого года мы не потеряли ни одного человека. Заменив оборудование на более эффективное, мы сможем выпускать больше продукции при том же количестве людей. И как только мы начнем выпускать больше продукции – сможем автоматически поднять зарплату на предприятии.
Мы постоянно ищем возможность привлечения молодых кадров. Мало это или много, но «Чексил» тратит ежемесячно 150 тыс. грн. на обучение специалистов. Понимаем: когда меняется оборудование, проще обучить новых людей, чем тех, которые проработали по 30 лет на других машинах.
Думаю, что недавнее изменение законодательства, по которому работающий на предприятии пенсионер теряет 15% пенсии, также негативно повлияет на кадровую политику «Чексила». Я уверен: есть риски – народ будет уходить. И к этому нужно быть готовым. Примерно полгода назад мы взяли на работу 60 молодых специалистов – выпускников института. У них не было опыта работы и нам пришлось учить их работе на новом оборудовании. Мы начали подготовку специалистов ремонтной службы: новому оборудованию тоже нужен новый подход.
За последние шесть месяцев для проведения обучения мы приглашали очень много специалистов из Италии. Только пару дней назад от нас уехал итальянский дизайнер. В Италии дизайнер на производстве – это не только человек, который рисует. Он обеспечивает контроль качества продукции на всех этапах производства и отвечает за подготовку производства и соблюдение технологического процесса при выпуске тканей. Две недели назад здесь были специалисты по камвольному, а неделю назад – по суконному производству. В этом году мы планируем продолжать приглашать специалистов из Италии по каждому виду продукции.
– Как решаются языковые барьеры при общении со специалистами из Европы?
– У нас много сотрудников разговаривает на английском языке: в технической службе предприятия есть специалисты, которые говорят на английском, в маркетинговой службе – и на английском, и на немецком, и на других языках. На предприятии постоянно работает переводчик, владеющий, как английским, так и итальянским языками, поскольку много специалистов приезжает именно из Италии. У нас порядка 20-ти человек владеют техническим английским. А это сложнее, чем, например, сказать: «доброе утро». Те, кто не знает языка, общаются через переводчика. Но через переводчика – это всегда плохо, поскольку присутствует промежуточная передача информации.
– Переоснащение производства невозможно без инвестиций. Кто сегодня вкладывает деньги в «Чексил»?
– Основными инвесторами предприятия выступают граждане или уроженцы Украины. Пока у предприятия нет итальянских акционеров, есть только по отдельным направлениям в работе.
– Вкладывая средства в производство, вы, похоже, не занимаетесь ремонтом фасадов зданий?
– У нас на предприятии – надежная крыша. Не течет. А вот отделка фасадов действительно не очень хорошая. Но я сразу скажу, что мы уделяем больше внимания производству, а не ремонту и облагораживанию корпусов. Может быть, через год-два мы займемся и фасадами.
Сегодня можно зайти в маркетинг – там дизайн помещений лучше. Есть третий этаж, где тоже хороший уровень отделки помещений. Но я – производственник, поэтому всегда отдаю приоритет производству. Сейчас будем заменять полы, освещение. Лучше там тратить деньги, чем на наши фасады.
«Чексил» находится на 17 га территорий. И раньше производственный цикл был разложен на эти 17 га. За последние два года мы освободили 60 тыс. м2 площадей и теперь оборудование размещается более или менее компактно. А это, в свою очередь, дает возможность меньше тратить на нагрев помещения в зимний период. Еще три года назад затраты на отопление у нас были больше, чем затраты тепла на выпущенную продукцию! Это ненормально, тратить больше денег на содержание зданий, чем на производство! Теперь ситуация коренным образом изменилась. Мы провели несколько правильных решений и сегодня отопление у нас – на дровах. Отапливать 17 га – это вам не маленькая котельная на дровах. У нас на отопление уходит 500 тонн дров и это – серьезный организационный и транспортный вопрос.
Кроме того, мы начали использовать тепло, поступающее от производства. Весь этот комплекс мер дал возможность серьезной экономии средств. Сейчас мы потребляем тепла от Черниговской ТЭЦ в пять раз меньше, нежели это было раньше. Кроме того, мы установили менее энергоемкое оборудование: машины, которые вдвое быстрее сушат продукцию или при покраске тратят в два раза меньше воды. Все это – вынужденные меры, направленные на увеличение конкурентоспособности нашей продукции.
– Итальянские предприятия по масштабам сравнимы с «Чексилом»?
– В Италии, таких предприятий, как «Чексил» нет. В основном – средние предприятия до 100 человек. По площади – от 500 до 40 000 м2. Предприятия свыше 40 тыс. м2 в Италии, как правило вообще не строятся. Могут быть отдельные предприятия с многотекстильным бизнесом, но, как правило, они государственные. Есть фирмы, такие, как, например, Benetton, которые имеют 20 предприятий площадью по 20 тыс. м2. Но у них нет ни одного предприятия по 200 тыс. м2. Территориально предприятия располагаются по всей Италии. Это связано и с поиском специалистов, и с транспортными, и с сырьевыми вопросами. Если, например, сырье приходит морем, предприятие строят на берегу. Если продукция продается в Германию, предприятие строят на севере Италии.
– Есть ли у вас конкуренты в Украине или на территории бывшего СССР?
– В Украине конкуренции по вопросам КСК у нас нет. Есть несколько маленьких предприятий, но они выпускают несколько другой вид продукции. В России есть конкуренция на трикотажные пряжи, по определенным видам военных камвольных тканей и школьной формы. Но предприятия из России или Беларуси не имеют продаж в Европе. В то же время КСК поставляет туда свою продукцию. Могу сказать, что мы – единственное предприятие на постсоветском пространстве, которое может выпускать коллекции такого уровня, какие есть у нас.
– Выпускаете ли вы продукцию военного назначения?
– Можно сказать, что «Чексил» создавался как фирма, выпускающая военную продукцию, плюс школьная форма. «Чексил» всегда имел военные заказы. Военные, в нашем понимании – это не только солдаты. Военные – это милиция, таможня, это любой вид формы. «Чексил» производит ткани для военной формы в Германии, Франции, Сербии, для Узбекистана, Казахстана, для Украины, России, Беларуси. Конечно, у каждой страны есть определенные ограничения. Так, например, в Европу нельзя поставлять форму для солдат. Можно – пожарным, таможне…
– Как отразилась на реализации продукции конфронтация конфликта на востоке Украины?
– Ни в коем случае нельзя утверждать, что реализация продукции «Чексила» целиком зависима от какого-либо из мировых рынков, включая российский рынок. Мы сегодня реализуем продукцию в 22 страны мира. С 2008-2010 года всего лишь 30-35% продукции «Чексила» поставлялось в Украину и страны СНГ. Все остальное – Европа или Америка. Сегодня в Украине остается немногим больше 10% нашей продукции. И проблема не в том, что наша продукция не нужна в стране. Проблема в том, что при стремительном росте курса доллара наша продукция очень дорогая для украинцев. Люди готовы платить немногим больше, чем платили в гривне раньше. Но, поскольку основная составляющая нашей продукции – в долларах, мы не имеем возможности держать цены в гривне на прежнем уровне.
Мы вынуждены продавать продукцию на том рынке, где не чувствуется изменения курса валюты сегодня. Я надеюсь, что первые месяцы года – не показатель и уровень продукции для Украины будет больше. В прошлом году мы поставляли в Украину более 20% нашей продукции.
Сегодня у нас большая поставка продукции в Италию и Америку. Мы выполняем определенный заказ в Германию, Англию, Японию. Сейчас есть крупный заказ в Турцию. Мы просто вынуждены брать заказы на тех рынках, где народ готов платить за нашу продукцию те цены, какие были и раньше. Об увеличении стоимости тканей вопрос сегодня вообще не идет.
– Не означает ли это, что на смену украинскому текстилю в Украину придут ткани из Китая?
– Думаю, что пока будет распродаваться та продукция, которая уже есть в Украине, то, что было на складах. Предполагаю, что никто не будет завозить дополнительной продукции из Китая, поскольку ее цена – также в долларах. Ткани из Китая стоят столько же, сколько и ткани производства «Чексил». Сегодня народ еще не готов платить в два раза больше. Это переходной период, который продлится около шести месяцев. Как только продукция на складах закончится, народ начнет покупать товары по новым ценам.
Проблема «Чексила» в том, что ему необходим большой объем заказов. «Чексил» не позиционирует себя поставщиком продукции для предприятия, которое выпускает 10 тыс. пар носков. Нам необходимо предприятие, которое выпускает миллион пар носков, 500 тыс. шапок или перчаток, 30 тыс. пальто. Мы не ищем мелких производителей – это не наши клиенты. Наши клиенты, которые в Америке шьют 100 тыс. пальто, где нужно 250 тыс. м2 ткани. Только так можно выжить на таких крупных предприятиях. Но сегодня это не хорошо, поскольку те, кто покупает большие объемы, платит гораздо меньше, чем те, кто покупает маленькие объемы. Поэтому нам необходимо выпускать много разных видов продукции и работать по разным направлениям. По-другому просто невозможно будет выжить.
Сегодня «Чексил» по тканям составляет конкуренцию не китайской, а скорее, итальянской продукции. Предприятие не ставит за цель продать ткани дешевле, чем китайские. Мы не производим 100-процентный полиэфир, а по-прежнему специализируемся на шерстяных тканях. А их, как правило, производят в Италии, и небольшое количество – в Германии. Если брать мировой текстильный бизнес, то более 60% всех тканей производят в Италии. Поэтому моя функция здесь – подтянуть производство продукции на КСК до уровня итальянского. Мы пока не выпускаем продукцию для Prada или Versace. Наш уровень – это уровень фирм Benetton и Zara. Мы делаем продукцию не для VIP, а для простых людей. «Чексил» уже начал выпускать полуфабрикаты – продукцию, готовую на 80%. И она продается в Италию и уже там дорабатываться до уровня элитного товара. Пока такие схемы нам нужны, поскольку если наша продукция дорабатывается в Италии, то она уже считается итальянской. Фактически итальянцы, завершая производство, выступают гарантами качества ткани.
Последний год мы стараемся подтянуть качество выпускаемой продукции до максимального уровня. В принципе, европейскому потребителю нет разницы, где произведена продукция: в Украине или Италии. На это смотрит посредник. И если продукция «Чексила» будет стоить на копейку дешевле, ее будут покупать здесь.
– Ну, и напоследок вопрос от наших читателей: «Будет ли продаваться «Чексил»?
– По этому поводу могу сказать, что за последние полгода были проведены серьезные инвестиции в производство, оборудование. Мы набрали 25 строителей. А я вам скажу, что никто не набирает строителей, если хочет продать производство. Часть площадей мы сдаем в аренду. Но в основном, на освободившихся площадях планируем выпускать другие виды продукции. И я вас попрошу: не пишите, что на «Чексиле» умирающее производство. «Чексил» – это живое предприятие, которое развивается, несмотря на экономические условия и ситуацию в Украине…
Игорь Грищенко
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: «Чексил», Мирко Ванджи, интервью, Игорь Грищенко