GOROD.cn.ua

Как планируют перекроить транспортную схему Чернигова

Сайт «Город» уже информировал читателей о том, что 23 января в Черниговском городском совете проходило совещание перевозчиков, на котором была презентована новая маршрутная сеть пассажирского транспорта Чернигова. Транспортную сеть презентовали разработчики – специалисты кафедры финансов экономического факультета Черниговского национального технологического университета.

Несмотря на то, что это была уже третья по счету презентация работы специалистов университета, депутаты городского совета, входящие в состав профильных комиссий по транспорту утверждают,  что их до сих пор не ознакомили с сутью исследования. Кроме того, не появилась и информация о новых транспортных маршрутах на обещанном начальником управления транспорта и связи Владимиром Ворниным сайте управления. Да и сам сайт до сих пор не заработал…

Сама же презентация была какой-то «скомканой». Все начиналось хорошо: рассказали, сколько на каком маршруте работало ТС, сколько перевезли пассажиров в том или ином направлении, как проходило исследование. Но, на этом, пожалуй, и все. Владимир Воронин торопил докладчиков и основная часть презентации, касающаяся изменения схемы маршрутов, была не озвучена. Присутствующим толком не рассказали о вносимых изменениях. Только раздали текстовое описание предлагаемых схем движения. О каких-либо вопросах разработчикам речь вообще не шла. Отведенное время закончилось, все встали и вышли...

Сколько человек катается по Чернигову?

По данным специалистов кафедры финансов, экономического факультета Черниговского национального технологического университета за первый день обсчета (29 мая) суммарно все ТС Чернигова перевезли 267 тыс. пассажиров. На второй день (30 мая) водители уже начали «химичить»: сходить с маршрута, отказывать «счетчику» в присутствии в ТС. Но и при таких условиях обсчета студенты технологического университета насчитали 248 тыс. пассажиров.


 
Согласно данным обсчета, троллейбусы перевозят 100 тыс. пассажиров в день; автобусы – 92 тыс. пассажиров и маршрутки – 74 тыс. пассажиров.
 


При этом 49% ТС на дорогах города составляли именно маршрутки. Троллейбусов, которые перевозили 38% пассажиров, было всего 15%.
Марки автобусов, работающие на городских маршрутах, приведены на схеме.

 

Теперь мы знаем, кто и сколько зарабатывает на перевозках


Проанализировав полученную в ходе презентации и после ее завершения информацию об исследованиях транспортной сети Чернигова, мы пришли к выводу, что исследователи не получили ответа на два главных вопроса: куда едут черниговцы и что нужно изменить в транспортной сети для ее модернизации и улучшения качества перевозок.

Тем не менее, положительные моменты от проведенной работы есть. Теперь можно точно сказать, сколько пассажиров перевозят на том или другом маршруте и какую сумму налогов должен заплатить перевозчик. Правда, и здесь есть нюансы. Депутаты из профильной комиссии утверждают, что во время проведения ими проверки качества перевозок в Чернигове, были обнаружены десятки автобусов, которых на маршрутах просто не должно было быть. Но, тем не менее, картина по маршрутам выглядит следующим  образом.

Троллейбусы

 



Но, на наш взгляд, данные показатели не подтверждают заявлений начальника КП «ЧТУ» о том, что самыми прибыльными являются троллейбусные маршруты № 4 и №10. Просто, по чьей-то инициативе, на эти маршруты поставили гораздо больше машин, чем на другие.
Это суждение подтверждает таблица, которую мы составили на основании полученных от разработчиков данных. В результате, наиболее эффективным в плане перевозок, является маршрут троллейбуса №3, на котором за день перевезли более 2000 пассажиров. На втором месте по эффективности использования маршрут №1 – 1951 пассажир. И только на третьем месте «самый прибыльный» маршрут №4 – 1727 пассажиров за день.

 

В дополнение к презентации мы составили еще одну таблицу, которая показывает протяжённость маршрута. 

 

Мы видим, что прибыльность маршрутов №6, №7, №8 напрямую зависят от количества транспортных средств на маршруте. При протяженности маршрута в два раза больше, чем обычно, количество троллейбусов – явно недостаточное. Поэтому пассажиры садятся на маршрутки, которые дублируют это направление.

Непонятно почему специалисты ЧНТУ не предоставили анализа троллейбусных маршрутов города. Похоже, что этим вопросом вообще не занимались. Все, что прозвучало на презентации – это какая-то непонятная схема нового троллейбусного маршрута, которая, как мы покажем дальше, перекрывается новым автобусным маршрутом.

 

Поэтому можем предположить, что новый маршрут будет таким же неэффективным, как и действующие маршруты из-за большой протяженности и недостаточного количества троллейбусов на маршруте и конкуренции с автобусным маршрутом.

Наши предложения:

1.    Ликвидировать «сверхдлинные маршруты»;
2.    Сократить интервал движения троллейбусов;
3.    Ликвидировать маршрут №7 и вместо него запустить маршрут №11 Диагностический центр (Бобровица) – Вокзал (ул. Панфиловцев – Районная больница – Кинотеатр "Победа" – ул. Одинцова – Площадь героев Сталинграда – ул. Рокоссовского – Магазин "Электрон" –     2-я городская больница – ул. Грибоедова – Школа №5 –     Пять углов –     Дворец детей и юношества – Магазин "Прогресс" – Рынок – Деснянская Правда – Швейное объединение)
4.    Маршрут №1 сократить до Диагностического центра (Бобровица).
5.    Сократить до остановки Концерн "Чексил" маршруты троллейбусов № 4 и №8.
6.    Маршрут №6 ликвидировать, и создать новый маршрут «ул. Независимости – Гост. «Украина».

Автобусы и маршрутки

Мы не будем рассматривать схемы автобусов и маршруток отдельно друг от друга. Дело в том, что специалисты уверены, что это только в нашем городе понятие «маршрутное такси» – это разбитый «Дельфин» или «Рута». В нормальных городах в режиме маршрутного такси работают нормальные автобусы вместимостью более 22 пассажиров.
Итак, кто же у нас лидирует по перевозкам?

 



Если посмотреть на графики, то мы видим, что больше всего автобусов на маршруте №12 – 32 единицы. Это – рекорд для Чернигова! Несмотря на такое изобилие автобусов на этом маршруте, ни один из них порожняком не ходит. Именно короткий интервал движения (1,5 мин.) и сделал 12-й маршрут привлекательным для пассажиров. Суммарно, маршрут перевозит более 20 тыс. человек в день.




  

Но, не этот маршрут является самым эффективным. Мы уверены, что 1-е место по эффективности принадлежит маршруту №37. За счет наименьшей протяженности маршрута (7 км) и сбалансированного количества машин на маршруте, один автобус за день перевозит 886 пассажиров, что для Чернигова является рекордом.
Также исследования развеяли миф, который активно насаждает руководитель ЧТУ, о том, что маршруты №38 и №39 – нерентабельны. Так автобус «совсем плохого» маршрута №38 за день перевозит 733 пассажира, а «плохой, но не сильно» №39 – 702 пассажира, что существенно выше среднего количества перевозимых в автобусах пассажиров по Чернигову в целом.

 



У маршрутных такси разрыв по количеству перевозимых пассажиров выражен менее ярко, чем у автобусов, работающих в обычном режиме. Среди маршрутов  два – большой протяженности. Маршрут №30 экономит на том, что отказывает в перевозках пассажирам от «Эпицентра до ЗАЗа», а маршрут №32, несмотря на свою протяженность, остается эффективным за счет того, что соединяет два «спальных» района города.

 




Ломать – не строить

Что же предлагают изменить специалисты в экономике и финансах в автобусных маршрутах и куда нас теперь повезут перевозчики? Проанализировав имеющуюся информацию, мы пришли к выводу, что изменений, не слишком много и далеко не все – в лучшую сторону.
Итак, общий перечень маршрутов представлен в таблице. Предлагают создать три ночных маршрута.

 
 




Что же касается изменений, то они коснутся следующих маршрутов.

Маршрут «Ж/д вокзал – ЧеЗаРа» объеденит в себе маршруты №8 и №11.

 

Считаем, что при таком использовании качество перевозок ухудшится.
1.    Сократится количество автобусов с 18 до 10;
2.    Сократится охват территории «спального» района «Доценко – Пухова».

Маршрут «Химволокно – Дачи «Ульяновка» фактически выходит за рамки городского маршрута. Таким образом, город пытается «выжать» пригородный маршрут №160, который «вклинился на городскую территорию. Если такой маршрут будет утвержден, то завтра у нас появятся маршруты «Репки – Технологический Университет», «Мена – Ж/д вокзал» и т.п.


 
Маршрут «Волковича – «Яцево», такой себе симбиоз двух эффективных маршрутов №26 и №32. Кто придумал похоронить то, что нарабатывалось годами, мы не знаем. Только хотя бы тот факт, что на маршруте нет остановки «ул. Рокоссовского» и «Площадь Героев Сталинграда» говорит о том, что маршрут «запустили» мимо основных пассажиропотоков.
 
 

Еще один симбиоз маршрутов: маршрут «Эпицентр – Дачи (Жавинка)», теперь будет дублировать (а фактически «подкосит» маршрут №17, поскольку будет проходить по ул. Киевская и связывать ул. 1 Мая с центром города. Зато улучшит связь между Центром города «Веной» и Эпицентром».



Маршрут «Ул. Независимости – ЧеЗаРа» объединит два маршрута №21 и №19. Честно говоря, автобуса №19 на дорогах Чернигова уже давно не видели, так что ничего плохого о маршруте сказать не можем. Разве что то, что увеличение количества автобусов сделает бесполезной планируемую троллейбусную линию по 50 лет ВЛКСМ.

 

Маршрут «ЗАЗ – «Астра» фактически является удлиненной версией маршрута №35. То, что на маршруте запланировано не только увеличение протяженности, но и увеличение количества автобусов, оставит качество перевозок на прежнем уровне.
 


Симбиоз маршрутов №39 и №27 породил новый маршрут «Александровка – ул. Коминтерна». То, что разработчики предлагают «нарастить» маршрут и вдвое сокращают количество автобусов (с 30 суммарно до 15), сделает маршрут проблемным. Кроме того, пострадают пассажиры в районе ул. Котляревского. К ним этот автобус уже ходить не будет. Конечно, там пустят другой маршрут (аналог №42), но он не совсем равнозначная замена №27.

 

Маршрут «Противотуберкулезный диспансер – ул. Одинцова» – новая версия маршрута №42. Как мы отмечали выше, он должен несколько компенсировать ликвидацию маршрута №27.



Маршрут «Подусовка – ЗАЗ» является укороченной версией маршрута №29.

 

Вместо маршрутов №23 и №15 появится новый маршрут «Забаровка – ул. Савчука», что в свою очередь сделает прибыльнее маршрут №20, устранив «конкурента» – маршрут №23 (в направлении ж/д вокзал).



Еще один симбиоз маршрутов №25 и №31 – новый маршрут «ЧеЗаРа – Шерстянка». О его эффективности пока судить сложно.

 

Спорным маршрутом можно считать маршрут «Александровка – мост р. Десна». Во-первых он нанесет серьезный урон троллейбусному маршруту №10, а во-вторых, без автобусов останется район ул. Еськова (авт. №7) и р-н 50 лет ВЛКСМ, Борисенко, Инструментальная (маршрут №10).

 



Возможно, предполагаются еще какие-то изменения в маршрутах движения. Но нам о них пока не известно. Весь анализ ситуации проводился на основании информации, полученной из различных неофициальных источников и презентации, проведённой в горсовете. Начальник управления транспорта и связи В. Воронин заявил, что официальная информация появится на сайте управления. Но, как мы уже сказали выше, пока ни информации, ни самого сайта.
Что же касается информационных запросов, то их также просили пока не писать. Кто либо из депутатов, членов комиссии, или официальных лиц горсовета, занимающихся вопросами транспорта, комментировать ситуацию по внедрению новой транспортной схемы пока отказывается. 

Игорь Грищенко


Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: транспортная сеть, Владимир Ворнин, маршруты, презентация, троллейбусы, Игорь Грищенко