Почему черниговские перевозчики требуют повышения стоимости проезда. Журналисты выясняли
Четверг, 7 Марта 2013 14:50 | Просмотров: 4656
Почему черниговские перевозчики требуют повышения стоимости проезда. Журналисты выясняли
На носу – очередное подорожание проезда
Осенью 2011 года в Чернигове стартовала кампания по «наезду» на управление транспорта. Со всех сторон посыпались обвинения в бездеятельности и завышении тарифов. Но дальше разговоров дело не пошло. Все, кому было нужно, пропиарились, провели «круглые» и «квадратные» столы, сделали заявления для СМИ и… успешно забыли о проблеме.
Вопрос остался нерешенным. И сегодня, два годя спустя, перевозчики в очередной раз требуют повышения стоимости проезда. В управлении транспорта и связи «нарисовали» расчет себестоимости, согласно которому содержание одного автобуса обходится перевозчику в день в 1312,40 грн. В то же время (по расчетам управления) при средней загрузке и стоимости проезда в 2 грн. перевозчик получит 800 грн. При той же загрузке и стоимости в 2,25 – 900 грн.
При максимальной загрузке в 30 пассажиров на один полурейс, перевозчик получит:
• при стоимости проезда в 2,00 грн. – 1200 грн.;
• при стоимости проезда в 2,25 грн. – 1350 грн.
То есть, всех убеждают в том, что стоимость проезда в автобусах Чернигова ниже 2,25 быть не может. Таким образом, сегодня планируется повышение стоимости проезда в автобусах на 50 коп. И данные расчеты уже рассматриваются в управлении экономики горсовета.
Не отстает от автоперевозчиков и троллейбусное управление. Там вообще «нарисовали» запредельную стоимость перевозок в автобусах. Но «на верху» решили, что повышать тарифы на 1 грн. – это не нормально, и оставили тариф на уровне 2,25 грн. Для троллейбусов стоимость проезда определили в 1,5 грн.
Интересен и тот факт, что для маршрутных такси увеличение стоимости проезда не планируют! Учитывая то, что разница между стоимостью проезда в автобусе и стоимостью проезда в маршрутке будет всего в 25 коп., можно предвидеть массовый отток пассажиров с автобусов на маршрутки. Такая ситуация уже была в Чернигове несколько лет назад. И привела к резкому сокращению автобусов средней вместимости на маршрутах города.
Маршрутки выгодны перевозчикам
После анализа ситуации, создается впечатление, что в Чернигове сами перевозчики лоббируют увеличение количества маршруток. Уже второй раз им пытаются установить минимальный разрыв в тарифах с автобусами средней вместимости. Для них открывают новые маршруты, дают место на старых, отработанных и «прикормленных» маршрутах.
Буквально недавно на том же маршруте автобуса №17 появилось три «маршрутки». В управлении транспорта говорят, что перевозчик не «вытягивает» маршрут на автобусах средней вместимости, поскольку за последние несколько лет был организован ряд дублирующих маршрутов. Но неужели эти дублеры «организовались» без ведома управления транспорта и связи?
Как нам кажется, сокращение автобусов средней вместимости, и увеличение количества маршруток связано с тем, что это выгодно самим перевозчикам. Во-первых, они просто не хотят вкладываться в автобусы средней вместимости (не говоря уже о городских автобусах): сегодня
ПАЗ – в четыре раза дороже микроавтобуса. Во-вторых, обслуживание того же ПАЗа – влетает в копейку.
В-третьих, при действующей транспортной схеме Чернигова, большие автобусы действительно экономически не выгодны. А средней вместимости – оправдывают себя только в часы «пик».
Использование маршруток позволяет перевозчику получать больше прибыли (кстати, в часы «пик» в маршрутку набивается пассажиров не меньше, чем в «ПАЗ») при меньших затратах. Кстати, на маршрутках не существует проблемы с «льготниками». Вот и получается, что транспортную сеть формирует не управление транспорта, а сами перевозчики.
Например, те три старых «маршрутки» (переведенные с другого маршрута), которые поставили на 17-й маршрут, в очень короткие сроки могут сделать автобус средней вместимости нерентабельным. А если еще и разрыв в цене будет минимальным, то мало кто захочет за 25 коп. стоять пол часа на остановке в ожидании автобуса! Набитые до отказа «маршрутки» будут утром и вечером «выбивать» пассажира и через пару месяцев перегона «порожняка», водители с автобусов №17 уволятся сами! И если в первые дни их эксплуатации еще можно будет говорить про «покращення», то после того, как на маршруте будут только разбитые микроавтобусы, про «покращення» придётся забыть!
Если посмотреть на маршрут №12, то и здесь мы видим, что его «обложили» маршрутки. Спереди и сзади ПАЗа идут микроавтобусы. Поэтому сегодня можно наблюдать картину, когда водитель 12-го по 5 и более минут ждет пассажира на «ключевых» остановках. И люди садятся в ПАЗ только благодаря разнице в цене проезда, которая пока составляет 75 коп.
Владимир Воронин, начальник вышеназванного управления, заявляет, что все делается во благо людей – сокращается интервал между машинами, увеличивается количество машин на маршруте. Вроде бы, действительно так. Но, давайте взглянем на проблему с другой стороны.
Анализируем ситуацию с автоперевозками
Практически в любом городе работает четыре вида общественного транспорта: электротранспорт (для Чернигова – это троллейбусы), автобусы большой и средней вместимости, маршрутки и такси. Автобусы и троллейбусы – это основной вид транспорта. «Маршрутки» (а если говорить правильно, то
«маршрутное такси») и такси – вспомогательный. Количество автобусов должно быть существенно больше, чем количество «маршруток», поскольку нигде в Украине дорожная сеть и остановки общественного транспорта не рассчитаны на засилье автобусов малой вместимости.
В Чернигове все с точностью наоборот! У нас «маршруток» в два раза больше, чем автобусов! Например, по официальным данным, 28 февраля на дорогах Чернигова работало
144 автобуса средней вместимости и
216 «маршруток». Можем предположить, что по факту автобусов было меньше (потому что быстро ломаются), а маршруток – больше (потому что кому-то выгодно). И если во всех городах наблюдается тенденция к переходу на автобусы большой вместимости, то у нас маршруткам дали «зеленый свет».
В то же время в управлении транспорта и связи жалуются на отсутствие конкуренции на рынке автоперевозок Чернигова и говорят о том, что фактически пользуясь монопольным положением, перевозчики не реагируют на просьбы обновить подвижной состав. Хотя, вопрос можно было бы решить элементарным запретом маршруток на центральных маршрутах Чернигова, которые убыточными ну никак не являются!
Сегодня транспортная сеть Чернигова все ближе и ближе к пропасти, в которую она неизбежно скатится из-за отсутствия научного подхода к организации транспортных перевозок и желания определенного круга лиц «поднять легкие деньги» на перевозках, не вкладывая ни копейки в обновление подвижного состава.
С чего начать?
Естественно, нужно начинать с переформатирования транспортной сети Чернигова и формирования новых маршрутов, причем, на базе исключительно автобусов большой и средней вместимости. Все маршрутки следует отправить на периферийные маршруты и на подвоз пассажиров из отдаленных районов города к конечным остановкам автобусных и троллейбусных маршрутов. И это все – не новость для черниговских чиновников, занимающихся городским транспортом. Только вот на деле они оттягивают решение проблемы. Можно предположить, что это опять-таки из-за того, что просто кому-то так выгодно!
– В 2003 году проектный институт «Гипроград» разработал схему транспортных маршрутов Чернигова, с тех пор она не менялась, – отмечал еще в 2011 году депутат Черниговского городского совета, председатель «транспортной» депутатской комиссии Александр Шкурат. – Чернигов развивается, строится новое жилье, соответственно, и меняются пассажирские потоки.
В 2011 году говорили о том, что деньги на «переформатирование» сети выделят в 2012 году. Не выделили. Теперь говорят о 2013 годе. Правда, в управлении транспорта заявляют, что специализированные институты смогут решить проблему за 300 тыс. грн. А управлению выделили всего 70 тыс. грн. Предлагается делать транспортную систему «всем миром»: привлечь студентов ЧГТУ, общественность, провести общественное обсуждение вопроса.
Но не означает ли это, что кто-то опять хочет «заточить под себя» транспортную сеть Чернигова? Вместо научно-обоснованного проекта мы получим чью-то «домашнюю заготовку», преподнесенную, как коллективное решение, за которое и спросить-то будет не с кого? А ведь 300 тыс. грн. при учете того, сколько «поднимают» на транспортных перевозках в Чернигове – сущие копейки!
А может, стоит равняться на столицу?
В Киеве на 7 участках начали эксперимент, предусматривающий замену маршрутных такси на автобусы и троллейбусы. Об этом во время брифинга заявил заместитель главы КГГА Анатолий Голубченко.
– В прошлом году мы начали масштабно закупать и обновлять подвижной состав коммунального транспорта большой вместимости и в этом году продолжаем эту практику. Именно поэтому мы начали эксперимент по замене малогабаритных маршрутных такси на транспорт обычного режима движения, – отметил Голубченко.
По словам чиновника, замена проходит по нескольким причинам:
– Во-первых, коммунальный транспорт, в отличие от маршруток, безотказно обеспечивает перевозку льготников;
– Во-вторых, стоимость проезда в муниципальном транспорте обычного режима движения дешевле;
– И в-третьих, новый транспорт удобный и безопасный, он имеет 100% низкий уровень пола, рассчитан на лиц с ограниченными физическими возможностями, – объяснил Голубченко.
Замглавы КГГА сообщил, что эксперимент был успешно реализован на маршруте № 46 (ул. Микитенко - ст. м. "Левобережная"), где 12 таксомоторов КП "Киевпасстранс" было заменено на 8 больших автобусов.
В Чернигове новый первый зам тоже заговорил о транспорте
На 30-й сессии горсовета депутаты утвердили решение о назначении первого заместителя городского головы. Им стал Сергей Андрос. Судя по всему, транспортный вопрос закрепят именно за ним. До этого его курировал заместитель мэра Александр Буцко. Нужно отметить, что и сам Сергей Андрос во время обсуждения решения о его назначении на должность, заговорил о реанимации троллейбусного управления, закупке новых троллейбусов и о том, что все маршруты по двум городским проспектам должны быть закреплены за коммунальным транспортом.
Можем утверждать, что ситуация с транспортной системой Чернигова и обеспечением в том числе льготными перевозками сегодня во многом зависит от позиции самого Андроса: или его устраивает все «как есть», или же начнутся серьезные перемены, которые должны принести улучшения. Пока сказать что-то конкретное о планах первого заместителя мэра мы не можем. Сам он пообещал озвучить их через неделю-другую после назначения на должность.
Дмитрий Глебов
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.