GOROD.cn.ua

У «скорой» – ни шиша, только руль да душа

У «скорой» – ни шиша, только руль да душа
Водители объясняют, почему автомобили скорой медицинской помощи не могут набарть достойный разгон.

Черниговская скорая заработала по новым все­украинским правилам и сменила статус. Теперь она является подразделением Черниговского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф. Согласно нормативам, скорая теперь должна прибыть на место экстренного происшествия за десять минут в городах и двадцать минут дается на то, чтобы попасть в населенные пункты за пределами города.

За все в ответе рядовой Вася?!

Система оказания скорой медицинской помощи – очень сложный механизм, где все детали взаимосвязаны. А ключевой момент его работы – скорость прибытия к пациенту, которую обеспечивают водители. Теоретически вроде бы всё правильно. Но на практике всё оказалось гораздо сложнее. Есть огромный клубок причин, не позволяющий автомобилям набрать достойный разгон. Более того, водителей возмущает существующая ситуация: вместо того, чтобы устранить истинные причины неэффективной работы скорой, руководство Центра устраивает прессинг и грозит людям увольнением: «Уже пошли жалобы от населения: только на прошлой смене их было три. Руководство сказало, что три выговора – и пиши заявление на увольнение!» А поскольку водители не желают быть козлами отпущения, на которых списывают все грехи, то сегодня они готовы озвучить истинные проблемы в газете «Семь дней» – чтобы черниговцы знали правду.

Мы побывали на ул. Чернышевского, 3. Это адрес бывших обкомовских гаражей. Именно там дислоцируется основной автомобильный парк скорой (напомним, что базовая станция, где сосредоточен админкорпус и диспетчерская, находится на Одинцова, 22 – Ред. ). В ходе нашего визита водители поделились наболевшим. Чувствуется, что существующая ситуация людей уже просто достала. И реформа тут абсолютно ни при чем, считают трудяги. Она всего лишь позволила оголить жалкую действительность, которая творится в системе оказания скорой медицинской помощи. Мы же со своей стороны, чтобы не быть голословными и передать суть существующих причин, каждый пункт будем подкреплять речью из аудиозаписей разговоров.

1. Автомобили – старые
– Процентов 15% автомобилей постоянно выходит из строя. Сейчас работает всего 15 машин. Четыре авто стоят. За десять минут добраться – нереально! Машины больше 50—60 км/час разгоняться не хотят. А если и разгоняются, то бензин улетает так, что перерасход увеличивается в два раза. А его выдают по минимуму. Извините, но при чем тут рядовой Вася, который сидит за баранкой и должен за всё это отдуваться?! Всех, кто имеет к нам претензии, – милости просим в машину с секундомером. Давайте проедем, к примеру, с улицы Чернышевского на ЗАЗ. С мигалкой и сиреной вас провезут так, что вы поседеете, но за десять минут при всем желании мы на старых машинах все равно не доедем!

2. Резина – летняя
– Резины зимней на колесах нет! Мы ездим на летней резине. Да сколько мы существуем – столько так и ездим! Но ведь не может быть, чтобы деньги на это не выделялись! Водители знают, каково ездить по нашим дорогам на летней резине: худшая управляемость, заносит и более длинный тормозной путь. А скорость напрямую связана со временем, но мы вынуждены сто раз подумать, прежде чем разогнаться…

3. Отапливаемые боксы – «горячая» проблема
– Зима, а у нас боксы, где стоят машины, плохо отапливаются. А на ул. Одинцова машины вообще стоят на улице! Если мороз, то попробуй машину завести, не говоря уже о том, чтобы прогреть! Если летом с Одинцова на Шерстянку можно добраться за 15 минут, то зимой на это, учитывая прогрев, нужно минимум 25–30 минут. Мы бьемся за теплые боксы.

4. Запчастей не хватает
– Запчасти покупаем за свои деньги – и это на государственные машины! Всё время говорят, что нет финансирования. А ведь на станции скорой медицинской помощи это просто обязано быть! Запчасти берем бэушные, ищем, где подешевле. Вот недавно тормозную жидкость покупали за свои деньги. Бутылка – 25 гривен. Плюс поменять манжеты. В итоге – полсотни. Мигалки постоянно выходят из строя. Сидим, копаемся, ремонтируем… Мы работаем как водители, как автослесари и как уборщики снега – и на одну водительскую зарплату!

5. На новых автомобилях работать не дают
– Владислав Атрошенко подарил три новых автомобиля скорой помощи еще во время выборов. 16 ноября 2012 они уже были в гараже. Новые машины инжекторные, а значит, и более скоростные – 120–130 км/ час. Сказали, что они будут ходить еще в 2012 году. Но до сих пор с красными транзитными номерами они почему-то «ходят» лишь по гаражу! Мол, с документами проблема. Но это так, официальная версия. Два года уже стоит в гараже и новенький «Фольксваген», подаренный станции скорой помощи Соколовым на День города. Это было еще в 2011-м... А теперь говорят, что «Фольксваген» вообще нам не принадлежит! В общем, мутная там история…

6. Из «скорых» сделали труповозки
– Вместо того, чтобы спешить к больным, мы вывозим трупы из хосписа (медицинское учреждение, в котором осуществлется уход за больными с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания. – Ред.) в морг. А ведь в городе есть служба 1534, которая занимается перевозкой трупов! Мы попытались возмущаться. Реакция такова: «не нравится – увольняйся!» Видимо, кому-то наверху нравится хорошо иметь со всего этого… А автомобилей не хватает! Теоретически 21 рабочую машину можно насчитать. Но реально работает на смене 15–17. А было такое, что и всего …9!

7. Бессовестные водители и нечищеные дороги
– Скорой даже с сиреной никто не уступает дорогу. Никто! Доходит до такого, что едешь с мигалкой, а он специально катается перед тобой влево-вправо! Ну просто скотское отношение! А еще дороги… Они – нечищены! Просто хочется привезти и ткнуть носом коммунальщиков в некоторые районы. Примеры: ул. Доценко, №№24, 26, 28 – подъехать зимой невозможно! Только через 12-ю школу – по кругу. А подняться туда в гололед на летней резине – нереально. Вот как тут быть??! И о каких 10 минутах может идти речь?!

8. Даже фельдшер – в дефиците
– Наш главврач в последнем из интервью по областному радио донес до ушей наивных слушателей, что у нас работает 17 врачебных бригад. Но на самом деле это далеко не так! У нас если 4–5 врачебных бригад работает на смене – это уже хорошо! Всего у нас 42 врача – это всего лишь 60% от требуемого. Из них сразу отнимаем главного врача, двух его заместителей, четырех старших врачей. На скорой в основном работают фельдшеры. Но самая большая проблема в том, что отсутствующее количество врачей – а это 40% – даже не всегда компенсируют фельдшерами. Это просто свободные места… Мы так подозреваем, что администрация получает хорошие премии за экономию фонда заработной платы. Оправдание с их стороны одно: люди не хотят идти на такую заплату. Но кто сюда пойдет, если у нас руководство даже той несчастной кровати не способно выбить в общаге для молодого специалиста?!

9. Мы мешаем депутатам
– Раньше мы выезжали через ворота за областной радой. Но… Сказали, что мы уж больно маячим! Закрыли. Теперь выезжаем только через запасные ворота, но этот выезд очень опасный: налево поворачиваешь – и что справа происходит, ты уже не видишь! Только и думаешь, чтобы никто не выскочил сбоку. Время теряется существенно. А если это экстренный вызов? Уж сколько раз просили поставить знак… Но воз и ныне там!

Руководство видим только по телевизору

В дополнение к сказанному сотрудники скорой сделали нам экскурсию по подразделению. Если говорить откровенно, то состояние помещений там, где работают люди, скорее напоминает конюшню. Не так давно газета «Семь дней» побывала в городском «бомжатнике». Должны сказать, что бомжи содержатся в Чернигове в гораздо лучших условиях, чем сотрудники «скорой», что на улице Чернышевского, 3. В бытовках нет даже элементарного!

– Всё тащится из дома – кто диванчик привезет старенький, кто покрывальце… Вот на телевизор скинулись. Куртки – рваные. Один увольняется, другой приходит – ему эта курточка передается. Выпачкался где-то в крови – помыться негде! Вы зайдите в нашу душевую и туалет, посмотрите, в каком они состоянии. Туда ходить – себя не уважать! С каким настроением потом к больным ехать?! А нам говорят, что финансирования никакого нет…

А еще люди утверждают, что со времени вступления в должность главного врача (теперь уже Черниговского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф) Игорь Даниленко так и не нашел времени посетить вверенное ему подразделение. То есть с 12 июня 2012 года!

– Мы только по телевизору и видели нашего нового главного врача! До нас вообще всё доходит на уровне слухов. Еще в конце года ходили разговоры за областной центр. Но вы знаете, ни главврач, ни один из представителей областного здравоохранения, которые ходили с растопыренными пальцами, не пришли сюда и не побеседовали с людьми! Никто! В городе жители о махинациях со «скорой» знают больше, чем мы тут внутри. Никто не пришел и не сказал, как меняется, что меняется и на каких условиях. Любечскую продали – как и было задумано, строительная компания получила участок под застройку. Многие из нас здесь работают уже много лет, но за всё существование «скорой» ее так не обдирали, как за последние четыре года! – крайне возмущены простые трудяги.

Газета «Семь дней» связалась с главврачом Игорем Даниленко. И когда мы ему озвучили позицию и проблемы коллектива, отреагировал он поначалу бурно: «Кто меня там не видит? Давайте поименно…» Но через несколько часов сам перезвонил в редакцию. Пояснил, что не всё так просто, дипломатично съехав на отсутствие должного финансирования и еще недостаточный срок его пребывания на занимаемой должности.

Комментарий

Игорь Даниленко, главный врач Черниговского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф:

– Общественность города Мемминген, это Германия, почему-то подарила «Фольксваген» на управление стратегического развития и туризма Черниговского горсовета. Оно его и растаможило. Получается, что нам всего лишь автомобиль передали. Теперь мы не можем поставить автомобиль на учет в ГАИ. По поводу подарков Атрошенко – казначейство не проплачивает налог в Пенсионный фонд. Соответственно, автомобили не могут быть зарегистрированы. Долги эти висят с ноября. Речь идет о 3% от стоимости каждого авто. Через казначейство не прошло 18 тысяч. Новые автомобили город нам не передал. Получается, что область арендует у города машины. А эти три новых автомобиля даже не передали в аренду! Мы перешли в областной бюджет, но мы же обслуживаем и город. Станция, которая была, все ее мощности, все автомобили обслуживают только город – машины не выезжают по другим вызовам.

Что касается ремонта, то я вступил в должность только летом. И на ту сумму, которая была возможна, сделал ремонт на ул. Одинцова. На подстанцию еще не дошли… Планировалось всё на этот год сделать. С душевой там вообще сложно – не получится ее реанимировать. Ее нужно было делать в другом месте. Там хотя бы туалет сделать... Но с учетом финансовых возможностей – на ремонт и реконструкцию пока денег нет. А еще расходы на запчасти, резину… Какую резину? Межсезонную. И со знаком на выезде вопрос будем решать, и вопрос с кадрами… Сейчас в Черниговcкой скорой обеспечение врачами составляет более 50%. Из них большая часть – пенсионеры. Проблем действительно хватает. Будем решать…

Ориентация — центр города

Во всей этой истории откровенно жаль наших больных людей. С учетом сложившейся ситуации рассчитывать на своевременную экст­ренную скорую медицинскую помощь могут только жители центра Чернигова. Десять минут для скорой по-черниговски – это радиус в два километра! Это утверждают водители. А с учетом того, что автомобили скорой работают и на других «фронтах», то этот круг – и того меньше. Изменится ли ситуация в лучшую сторону? Ответить на этот вопрос не может пока никто. Поэтому, уважаемые горожане, берегите свое здоровье! Как говорится, «спасение утопающих – дело рук самих утопающих»…

Любопытно
– Увидят ли больные подареные «скорые»? Почему они до сих пор не в строю?

Вадим Антошин, бывший начальник управления стратегического развития и туризма Черниговского горсовета:

– Мэрия города Мемминген подарила Черниговскому горисполкому для нужд скорой помощи «Фольксваген». Дело в том, что у нас в горисполкоме единственное управление, которое имеет право получать гуманитарную помощь, – это управление стратегического развития и туризма. Когда я увольнялся, а это два года назад, машина была пригнана и проходила процедуру растаможки.

Борис Атрощенко, действующий начальник управления стратегического развития и туризма Черниговского горсовета:

– Згідно розпорядження міської ради управлінням ця транспортна одиниця вже передана на станцію швидкої допомоги – є нормативний документ. Машину з нашого балансу списано. Але є й певна неузгодженість процедури стосовно того, що ця швидка допомога повинна була спочатку юридично оформлена в управлінні. Для того, щоб оформити транспортний засіб, треба, щоби пройшли певні платежі – відсоток до Пенсійного фонду, до органу державної реєстрації і т.ін.

А в нас нема таких призначень. Чому їх нема? Справа в тому, що ми ніколи не займалися оформленням транспортних засобів і отриманням гуманітарної допомоги. І в нас таке призначення ніколи не передбачалось у видатках управління. На це повинні бути кошти з місцевого бюджету – а в нас грошей нема. На це потрібно декілька тисяч гривен. Ми вже їм передали ці машини. Зараз юридична служба це питання опрацьовує. Тут вийшла певна юридична колізія, от і вийшли такі проблеми. Але я думаю, ми це питання вирішимо. Я не готовий зараз назвати конкретні дати. Ми готовим зараз нараду за участю працівників автомобільної інспекції, юридичної служби міської ради та станції швидкої допомоги для того, щоб знайти юридично вірне рішення для вирішення цього питання.

– Почему «скорую» привлекают к перевозке трупов из хосписа? Ведь согласно санитарным требованиям скорая помощь только в одном случае перевозит труп – если человек умер во время госпитализации.
(Зам. главврача скорой вообще открестился от нашего вопроса, мол, первый раз слышит об этом).

Василий Лудчак, заместитель главного врача Черниговского областного центра экстренной медицинской помощи и медицины катастроф:

– «Скорая» не отправляет автомобили в хоспис. Это какие-то фантазии водителей. Назовите фамилию водителя, котрый ездил в хоспис, – и я его спрошу, куда он ездил и с чьего разрешения. А анонимно мы даже разбираться не будем…

Получается, что у нас на ул. Чернышевского, 3 не подстанция скорой помощи находится, а коллектив фантазеров, так, что ли?!

– Интересуется ли судьбой подаренных автомобилей Владислав Атрошенко?

Как пояснил Василий Билогура, доверенное лицо народного депутата Верховной Рады, Владислав Атрошенко общался с главным врачом Игорем Даниленко и в курсе того, что существует проблема с оплатой взноса в Пенсионный фонд. А также подчеркнул, что автомобили Атрошенко дарил именно станции скорой помощи, и это вовсе не значит, что это собственность исключительно города.

– 18 тысяч – это не такие большие деньги. И Владислав Анатольевич будет разбираться в этом вопросе, – подчеркнул помощник депутата.

Ульяна Ковальчук, еженедельник "Семь Дней" №7 (588) от 14.02.13

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.


Теги: скорая помощь, авто, Ульяна Ковальчук, еженедельник "Семь Дней"