Спасо-Преображенский собор – черниговский Стоунхендж? (фото)
Пятница, 9 Ноября 2012 10:28 | Просмотров: 8361
Спасо-Преображенский собор – черниговский Стоунхендж?
Ни для кого не секрет, что любой православный храм является таким себе компасом, по которому можно безошибочно определить направление сторон света. Так как алтарь храма располагается с востока, главный вход – с запада; справа и слева от входа, таким образом, находятся южная и северная стороны соответственно. Создатели же черниговского Спасо-Преображенского собора пошли еще дальше – они воплотили в кладке стен и росписях храма солнечные часы и даже целый календарь!
Астрология в камне
Наверное, каждый, кто когда-либо гулял по Валу, обращал внимание на древнюю кладку Спасского собора, построенного в ХІ столетии. Поскольку собор возводили, скорее всего, мастера из Константинополя, за основу ими была взята типичная для столицы Византии «смешанная» кладка или «opus mixtum», когда ряды плоского кирпича – плинфы чередуются с толстыми слоями раствора и крупными камнями-булыжниками. Помимо этого использовались также декоративные кладки – «елочки», «меандры», кресты, и т. д. Особенно «богата» узорами из плинфы северо-западная башня собора, служившая лестничным ходом на хоры храма. В сочетании с рядами плоских ниш башни эти разнообразные кладки и знаки из плинфы являлись для наших предков, оказывается, еще и солнечными часами!
Северо-западная башня собора
Первым на это обратил внимание художник Г.Петраш. Но сначала он «увидел» в орнаментах башни… знаки Зодиака! Так, двойные «У»-образные компоненты меандрового пояса северо-западной башни собора являются начертанием знака созвездия Рака – вступление солнца в этот зодиакальный дом соответствует летнему солнцестоянию. «Елочные» кладки между нишами нижнего ряда передают знак созвездия Овна, зодиакальное начало которого соответствует весеннему равноденствию. В форме буквы «W» передан следующий знак созвездия Тельца, а в виде перевернутой буквы «Т» внутри креста – знак созвездия Льва. На этот период времени приходится главный престольный праздник собора – Спас (19 августа).
Знак созвездия Рака - 69
V-образный зодиакальный знак Овна
W-образный знак созвездия Тельца
Перевернутая Т внутри креста - зодиакальный знак Льва
Да будет свет!
Сами же солнечные часы были устроены следующим образом. Так, например, в дни летнего солнцестояния в 10.00 солнечный луч попадал в нижний угол первой верхней ниши башни, после чего ее в течение получаса полностью заливал солнечный свет. Поскольку ниши расположены в два ряда в шахматном порядке, следующей освещалась нижняя ниша, и так – каждый час. При этом три горизонтально расположенные плинфы «У»-образной фигуры меандра над нишами использовались в качестве 5-минутной шкалы. Крестами же в меандре было отмечено время обедни и вечерни.
Крест, отмечавший время обедни
А этот крест отмечал время вечерни
И даже весь западный фасад собора при строительстве был специально смещен таким образом, чтобы не закрыть тенью первую 10-часовую нишу! Это смещение центральной продольной оси собора сориентировало поперечную ось и южный фасад Черниговского Спаса на Назарет (куда были направлены и апсиды Софии Константинопольской).
На главном же западном фасаде собора в кирпичной кладке воплощен календарь, без которого были бы немыслимы и солнечные часы. Так, 12 деталей (волютов) нижнего меандрового пояса (он скрыт тамбуром при входе в собор) соответствуют 12 месяцам года, а 31 звено верхнего пояса (над тамбуром) соответствуют максимальному числу дней в месяце Юлианского календаря. Отверстия в каждой такой компоненте меандра (в некоторых из них еще сохранились древние железные штыри) служили для отметок седьмиц и христианских праздников.
12 звеньев-месяцев меандрового пояса
31 деталь орнамента = 31 день месяца
Внутри собора Г.Петрашем были сделаны тоже весьма интересные наблюдения. Так, в день престольного праздника Спаса лучи восходящего солнца через окна восточной, алтарной стены храма попадали прямо на престол, знаменуя начало заутрени. Затем солнечный луч высвечивал узловые детали интерьера собора в обедню и вечерню. И не случайно на восточном своде собора, над иконостасом, уже в ХІХ столетии был изображен восход солнца и сделана надпись «От востока солнца до запада». В целом же солнечные лучи описывали внутри храма неполный круг – "посолонь". Чтобы это стало возможным, древние зодчие перед строительством собора «вычисляли» по солнцу места будущих оконных проемов в стенах храма, и только потом "одевали" их в кирпичную кладку. Все это означало, что Спасский храм "вписывался" не в окружающий ландшафт, а в координаты Солнечной системы!
Все это позволило историку Ю.Шевченко поставить черниговский Спасо-Преображенский собор в ряд таких уникальных памятников, как храм Соломона, в архитектурных формах которого зодчий Хирам зашифровал недоступные для непосвященных "египетские тайны", собор Парижской Богоматери, в композиции и декоре которого закодирована тайная информация, древнеегипетские пирамиды и Стоунхендж с их астрономическим феноменом!
Слишком темная ночь
Интересно, что почти через 8 веков после возведения собора внутри храма были сделаны новые росписи, которые продолжили астрономическую «привязку» черниговского Спаса. В 1821 г. соборный протоиерей Иоанн Еленев предоставил черниговскому архиепископу план росписей тогда еще кафедрального Спасского собора. Согласно этому плану, на своде южной части храма был изображен день с надписью «Твой есть день». С северной же стороны свод был украшен изображением ночного неба, луны и надписью «Твоя есть нощь».
Роспись свода северного нефа
На первый взгляд, можно предположить, что подобные росписи должны были просто подчеркнуть расположение в пространстве той или иной части храма. Естественно, что росписи южной стороны собора, на протяжении дня постоянно освещавшейся солнцем, были посвящены дню - об этом же напоминало и декоративное солнышко, выложенное из плинфы еще в ХІ веке на стене южного фасада. Соответственно, росписи северной части храма, вообще лишенной солнечного света, олицетворяли глубокую темную ночь. И это действительно так, только с еще большим символическим значением. Согласно замыслу о.Иоанна, в северном нефе должны были быть изображены росписи, посвященные ветхозаветным сюжетам - «Падшие ангелы», «Грехопадение», «Изгнание из рая», «Всемирный потоп», «Вавилонское столпотворение». В этом смысле «Твоя есть нощь» - символическое воплощение старого греховного мира, в котором заправляет гордыня, а люди забыли про страх Божий. В то же время слова «Твой есть день» на своде южного нефа знаменуют переход к евангельским сюжетам, среди которых «Рождество», «Вознесение» и «Воскресение» Христово. Это глубоко символический призыв, обращение ко всем людям и к каждому человеку в отдельности. Вот оно – Евангелие, благая весть, «день» человечества. Тем самым утверждался тезис о том, что все, что было до христианства - есть тьма, а само учение Христа – свет.
К сожалению, сохранность этих росписей оставляет желать лучшего. Поскольку Спасский собор является действующим храмом, в нем постоянно горят свечи, копоть от которых постепенно покрывает стены и изображения на них. В результате «Ночь» на северном своде стала настолько темной, что если заранее не знать, что там изображено, догадаться самому просто не реально. Еще менее повезло «Дню» - роспись южного свода практически полностью утрачена. Этим росписям, как и всем остальным в храме, нужна основательная реставрация, чтобы они вновь засияли своими первозданными красками.
«Времена года», но не Вивальди
Однако самые интересные росписи Спасо-Преображенского собора находятся в так называемых «парусах» - треугольных фрагментах, расположенных между арками под центральным куполом храма. Вместо традиционных евангелистов (авторов 4-х канонических Евангелий) – Луки, Иоанна, Матфея и Марка или их символов изображены… времена года! Так, весна представлена букетом цветов, лето символизируют снопы пшеницы, осень олицетворяют фрукты и овощи, зима же показана в виде голых деревьев и укутанной снегом земли. При этом чтобы никто, глядя снизу ввысь, не перепутал, все времена года подписаны большими белыми буквами! Нужно отметить, что изображения времен года выполнены в строгом соответствии с расположением сторон света. Так, самые «теплые» лето и осень изображены в парусах южной части храма, в то время как самые «холодные» - зима и весна – с северной стороны.
Времена года вокруг купола
Эти росписи поистине уникальны и являются единственными в своем роде – в любом другом храме на вас сверху будут смотреть только седобородые старцы – евангелисты, и только в черниговском Спасе вместо них изображены 4 времени года.
Многое приходилось слышать и читать по поводу этих необычных росписей. И то, что это прекрасный образец, как теперь говорят, «наивного искусства». И то, что автор этих росписей являлся художником-любителем или даже народным, деревенским «богомазом» и просто был «не в курсе» церковных канонов. Как результат – храм украсили не просто нетрадиционные, а самые настоящие «языческие» росписи, суть которых сводится к обожествлению природы. Но ведь изначально проект росписей собора должен был пройти строгую церковную цензуру и быть одобрен на самом высоком уровне – лично черниговским архиепископом! Как же смогли такие неканонические росписи попасть в храм?
Загадка черниговского Спаса
Можно было бы еще долго рассуждать на тему авторства этих росписей и теряться в догадках по поводу «Кто позволил?», но тайны в этом никакой нет. Автором проекта росписей храма был все тот же Иоанн Еленев, соборный протоиерей. В 1821 г. он предоставил черниговскому архиепископу план росписей кафедрального храма, в котором четко указывалось, что в парусах главного купола должны быть изображены 4 времени года. Проект был утвержден преосвященным, и в этом же году начались работы. Расписывать собор взялся воронежский мастер Аким Юрин(ов) с подручными. В целом работы были закончены до 1824 г. Искусствоведы отмечают, что художники артели Акима Юрина, которые исполнили замысл И.Еленева, были достаточно квалифицированными и работали на высоком профессиональном уровне, поэтому вряд ли они не были знакомы с церковными канонами. Не приходится сомневаться, что и сам отец Иоанн прекрасно знал их. Но что же тогда натолкнуло его на такие «смелые» росписи?
Можно предположить, что И.Еленев решил продолжить начатую древними зодчими и воплощенную в кирпичной кладке черниговского Спаса идею «храма-календаря», дополнив ее не только разделением пространства собора на ветхозаветную «Ночь» и евангельский «День», но и вписав в него 4 времени года. В результате получалась законченная концепция вписанного в Солнечную систему «храма-календаря», в кладке и росписях которого получили свое полное отражение минуты, часы, дни и ночи, недели, месяцы, зодиакальные циклы и даже времена года!
Однако живописная кирпичная кладка собора была к тому времени уже давно забелена, находясь под толстым слоем штукатурки и побелки, и вряд ли о.Иоанн знал о ее существовании. Скорее всего, он не мог ее видеть, поскольку расчищена она была уже только в наше время.
В таком случае, что же тогда подвигло И.Еленева пойти против церковных правил? Каким образом он «почувствовал» астрономическую идею храма-календаря, воплощение которой было начато древними зодчими собора Спаса? И почему черниговский архиепископ Лаврентий Бакшевский так легко утвердил эти необычные росписи? Вот еще одна загадка, коих и так немало в истории древнейшего храма Руси – черниговского Спасо-Преображенского собора…
Иван Коцюра
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.