Вопросы религиозной веры человечества всегда были, есть и остаются одними из самых сложных.
Выбор, в какого бога верить, как ему поклоняться, какие религиозные атрибуты соблюдать, когда-то стоил жизней сотням тысяч ни в чем не повинных людей.
Сегодня, в век уже довольно стабильной демократии, во что-то верить никто ни кого, по большому счету, не заставляет. Религиозный выбор настолько велик, что даже не всегда понятно «кто есть кто».
Большей части черниговцев наиболее привычны золотые купола городских православных храмов и «таинства», которые происходят именно в их стенах. Тем не менее, в городе есть и церкви других религиозных направлений.
Одни из них своими духовными идеями от православной церкви отличаются незначительно. Другие – кардинально.
Ради интереса пообщался с представителями Церквей, о которых мы слышали, но особого представления не имеем.
Проходя мимо здания городского отдела милиции – Шевченко, 13 совершенно случайно, на соседнем здании (Шевченко, 15) увидел интересную табличку: Церковь Иисуса Христа святых последних дней. Добро пожаловать.
Выбрал время и приглашением воспользовался.
Тяжелая наружная дверь оказалась открытой. За ней ступеньки и еще одна дверь, закрытая, но с домофоном.
Внутрь меня впустил молодой человек, которого в городе я видел не один раз.
Наверняка, не только я обращал внимание на «дефилирующих» по городу серьезных молодых иностранцев в строгих деловых костюмах с бейджиками на пиджаках.
Парень оказался именно из этой компании – молодой миссионер из Канады.
Выслушал меня внимательно и предложил прийти в выходной, когда на общем собрании членов церкви будет ее президент.
Президентом (а не батюшкой, как мы привыкли) оказался молодой мужчина - Кирилл Соломеин.
Ни длинной бороды, ни рясы, ни живота. Симпатичный, стройный, аккуратно подстриженный. Действительно, не святой отец, а президент какой-то компании.
Он согласился на интервью, и разрешил фотографировать, все, что посчитаю нужным.
Честно говоря, такую открытость и готовность к сотрудничеству, встретил впервые.
Правильное название должности Кирилла – Президент черниговского прихода.
По его словам, эта Церковь – некоммерческая структура. Она выполняет строго гуманитарную миссию и имеет свое религиозное Управление, официально зарегистрированное в Украине.
Официальная дата не открытия, а, как положено говорить, восстановления этой христианской Церкви – 6 апреля 1830 года.
В Украине свою работу она начала в 1992 году. В этом же году начал работать и Черниговский приход.
На сегодня в нем числится около 120-ти человек. Регулярно ходят не все, но, как говорится, кворум бывает всегда.
Приход занимает весь первый этаж здания. Обратил внимание на внутреннюю обстановку. Если бы не знал, что это приход церкви, подумал бы, что попал в какое-то, небедное, государственное учреждение.
Современный евро-дизайн, яркий свет, кухня, учебные классы с классными досками, конференц-зал человек на 40.
Прихожане тоже отличаются от тех, кого мы привыкли видеть в церквях православных.
Все разного возраста - от школьного до пенсионного. Одеты модно, современно. Никаких «бабских» платков и юбок до пят.
При этом, никакой внутренней напряженности на их лицах не увидел.
Свободное, в меру раскрепощенное общение и – искренние улыбки.
В этот день в церкви проходила не обычная служба, а пятичасовая телетрансляция религиозной конференции из американского города Солт-Лэйк-сити.
Я попал, как раз на совместную, организуемую в складчину, «обеденную» переменку.
Прямо при мне женщины сообща накрыли стол, затем все присутствующие прослушали молитву и приступили к трапезе.
К столу пригласили и меня. От аппетитных домашних котлеток и симпатичных бутербродов вежливо отказался, хотя сделать это было непросто.
Религиозных отличий, присущих именно этой церкви, оказалось не так уж и много.
Вера – христианская. Поклонение Богу-отцу Иисусу Христу и святому духу. Главные постулаты – известные заповеди.
А вот, нюансов уже побольше.
Как пример: «членский взнос» - десятина от личного дохода, отсутствие запрета на интерес к другим конфессиям, отказ от вредных привычек, материальная помощь нуждающимся, осуждение терроризма, паломничество и учебно-культурные программы. В том числе, изучение английского языка и участие в общегородских мероприятиях.
Иностранных миссионеров от Церкви, которые работают во многих странах мира, сегодня почти 55 тысяч человек. В Украине их около 500. Это парни и девушки в возрасте 21-28 лет.
В Чернигове таких ребят четверо. Они из США и Канады.
Миссионерская работа не оплачивается. Все расходы за свои личные сбережения. Исключение составляет только аренда жилья. Эту часть расходов берет на себя Церковь.
Прежде чем отправиться в какую-либо страну, молодые миссионеры в течение двух месяцев учат язык страны и ее культурные основы.
Миссия рассчитана на два года.
Кирилл Соломеин – президент Черниговского прихода
Лара Шавеко, школьница: к этой церкви меня приобщила мама. Хожу сюда с детства. Коллектив, хоть и разновозрастный, общий язык нахожу со всеми. Привлекает общение и учебно-культурные программы. В этом году собираюсь на большой днепровский Церковный пикник. Там собирается молодежь на отдых и учебу. В школе о свою религиозную практику особо не афиширую.
Джонатан Махони, миссионер, г. Галифакс, Канада: я на миссии уже полтора года. Сначала был в Чернигове полгода, потом уехал в Хмельницкий и месяц назад вернулся. Наша главная задача – общение с людьми. Пытаемся рассказывать о деятельности церкви. С языком все в порядке. За полтора года по-русски говорю почти свободно. Обратил внимание, что люди в Чернигове какие-то напряженные, вечно спешащие и не особо коммуникабельные. У нас в Канаде люди пообщительнее. Бояться нас не надо (улыбается), мы просто общаемся и рассказываем. Кому интересно – приглашаем в приход.
Виктор Левченко, пенсионер, бывший управляющий банком: я уже 12 лет хожу в этот приход. Параллельно ходил и в другие церкви. Был и у адвентистов, и у баптистов... Досконально изучил все религиозные течения и остановил свой выбор этой Церкви. Понял, что постоянное и безграничное развитие только здесь. Супруга мои взгляды разделяет. Дети в других конфессиях. Прихожу сюда раз в неделю. Чаще, к сожалению, не удается.
Валентина Андреевна с внучкой Владиславой: мы ходим сюда с самого рождения Владиславы – уже 14 лет. Здесь все нравится.
Владислава: то, что я посещаю церковь, многие одноклассники знают, но не одобряют. На их мнения внимания не обращаю. Главное, что одобряют мои родители и бабушка.
Инна Соломеина, филолог-переводчик: я увлеклась идеями этой церкви до брака. Здесь познакомилась с будущим мужем. То, что я крещеная в православной церкви, мне не мешает. Хожу сюда с дочерью. Здесь много программ для родителей, для детей ясельной, младшей и подростковой групп.
Черниговское общество сознания Кришны
К Черниговским кришнаитам у меня свои шуточно-курьезные «претензии».
Уже не один год слышу в свой адрес от совершенно незнакомых мне людей кришнаитское приветствие – Харе Кришна. Как сейчас принято говорить, отмораживаюсь и стараюсь побыстрее пройти мимо.
Кроме этого, довольно часто, подходя к черниговцам за интервью, или проводя какую-то шоу программу, слышу в свой адресс удивленный вопрос: «А, что, вы уже не в кришне?».
Приходится объяснять, что я - закоренелый атеист, и не только не в Кришне, но и не в каких-либо других религиозных «коллективах».
Как оказалось, ларчик открывается просто. Я чем-то внешне напоминаю ветерана и руководителя черниговского кришнаитского движения.
Его имя - Лев Петрович Черняк, 62 года, коренной черниговец, пенсионер, образование высшее – в то время, Черниговский филиал Киевского Политехнического Института.
Религиозное имя – Геридхари-дас. Духовный сан – брахман (священнослужитель-проповедник).
Предварительно, по телефону, договорился об интервью и в назначенное время пришел на место встречи.
Далеко идти не пришлось. В подземном переходе возле гостиницы «Украина» находится киоск кришнаитов. Лев Черняк любезно пригласил меня внутрь и буквально, за двадцать минут рассказал все, о чем я просил.
По его словам, общество сознания Кришны – общественная религиозная организация, официально зарегистрированная в Черниговском горисполкоме.
Черниговская «история» кришны началась в 1983 году. В город приехали проповедники из Киева и прочитали несколько лекций горожанам, интересующимся вопросами мироустройства, духовности и йогой.
Сначала был период свободного общения, затем «темой» заинтересовалось советское КГБ. В результате, многие лидеры и простые последователи движения оказались в тюрьмах, колониях и психбольницах.
Официально первая кришнаитская (правильно – вайшнавитская) община была зарегистрирована в Москве в 1989 году. В этом же году состоялся первый хадж советских паломников в Индию. В этой группе был и Лев Черняк.
На сегодня руководителем черниговской общины является Елена Кириченко – Аруна Лочана даси дух.
Сознание кришны почитает Иисуса Христа и имеет 4 основных постулата. Все они запретительно-регулирующего принципа:
1. Не употребление в пищу продуктов убийства. Можно – молоко, зерно, плоды.
2. Отказ от употребления «одурманивающих» веществ и продуктов.
НЕЛЬЗЯ – алкоголь, наркотики, табак, кофе, чай, шоколад.
МОЖНО – Соки, компоты, молоко, травяные чаи, воду.
3. Отказ от участия в азартных играх и финансовых махинациях.
4. Занятие спортом, с его привязкой к обязательному достижению результата, не приветствуется. А, вот, физическая культура – необходима.
5. Регламент сексуальных отношений:
Высший стандарт – целомудрие и абсолютный отказ от половых отношений. Вместо них – духовные ценности.
Не считается духовным падением секс в браке. Здесь высший стандарт – зачатие потомства. Допускаются и более частые половые отношения в браке, если они не переходят грань маниакальности.
Основные задачи членов общества:
Общение с высокопродвинутыми духовниками, изучение священных писаний, молитвенная практика и индивидуальная практика на четках.
Один из главных принципов кришнаитства (вайшнавизма) – не навязывание своих идей и дружественные отношения между всеми религиями.
На сегодня людей, плотно интересующихся вайшнавизмом, в Чернигове около ста человек. Специальной регистрации руководство общины не ведет.
Любой желающий может зайти в киоск, который с 1992 года имеет необходимые разрешительные документы, и получить ответы на все свои вопросы.
Работает киоск с 10 до 19 часов.
Кстати, мужчина в полувоенной униформе, сидящий возле киоска и торгующий старыми газетами, к обществу никакого отношения не имеет.
Заметная «общественная» деятельность Черниговских вайшнавитов – праздник «Сладкая гора» - большой торт для всех желающих, бесплатная раздача секонд-хэнда и горячих обедов нуждающимся. Кроме этого, ведется работа с людьми, находящихся в местах отбытия наказаний. Не забыты и те, кто находится в «группе риска». Есть и специальные программы для родителей с детьми.
Каких-то членских взносов в обществе нет. Каждый может пожертвовать на общественные нужды посильную сумму. Небольшие средства, полученные от продажи вайшнавитской атрибутики в киоске, налогом не облагаются и тоже идут на необходимые расходы.
Заявляют о себе последователи кришны разными способами.
Самый заметный вариант - уличные шествия. В этом случае, члены общества надевают вайшнавитскую одежду и выходят в город. Обращают на себя внимание они пением святых имен бога и звуками ручного ударного инструмента - металлических тарелочек.
«Выходная» одежда не простая. 4.5 метра ткани особым образом обматываются вокруг нижней части тела. Белый цвет – для семейных и живущих в доме. Оранжевый – для, живущих в храмах и монастырях.
Еще пара отличительных символов кришнаита – бусы из священного базилика и У-образный знак на лбу.
Бусы часто носятся в специальном мешочке, он предохраняет их от случайного падения на землю.
Полоса на лоб наносится специальной глиной, привезенной с берегов священных рек Индии.
Ежегодно в Крыму проводится Всеукраинский вайшнавитский фестиваль – лекции и семинары по различным областям практической жизнедеятельности человека.
Темы многообразны. От диеты и косметологии до йоги и физической культуры.
На другой день, воспользовавшись приглашением Льва Петровича, пришел на собрание общины.
В трехкомнатной квартире, имеющей специальное разрешение на собрания, собралось человек 12 мужчин и женщин. В основном, до 30 лет.
До официального начала пришедшие общались, шутили, улыбались.
По виду, обычная компания, которая зашла в гости к приятелю. Присутствие журналиста никого абсолютно не напрягало. Если бы не надетые «тоги» и «сари», никогда бы не подумал, что это люди, увлеченные какой-то религиозной идеей.
Как только я завершил свои интервью, по команде руководителя, «процесс» начался. Все мгновенно стали серьезными и, как говорится, ушли в себя.
Руководитель собрания особо отметил, что все, происходящее в квартире, максимально приближено к храмовому стандарту.
Не являясь в области религий крупным специалистом, я обратил внимание на моменты собрания, имеющие аналогию с, привычными нам, православными обрядами.
Наличие «алтаря». Ходьба с молитвами по кругу вокруг небольшого деревца – как не вспомнить наши хороводы?
Групповое пение и подстукивание в такт металлическими тарелочками. А в православии – вечерние деревенские посиделки после трудового дня с песнями под гармонь или балалайку.
Затем совместная трапеза.
Разделить с членами общества сознания кришны воскресный вегетарианский обед я вежливо отказался.
Не хотел ждать окончания молитвенной программы. К тому же, мне больше по вкусу и убеждениям кусок жареного стейка и хороший крепкий чай с лимоном. А на десерт - плитка молочного шоколада. «Свиточ» или «Корона» - не важно.
Без угощения все-таки, не остался. Лев Петрович положил мне в пакет «на дорожку» несколько кришнаитских хлебцов и взял с меня обещание их не выкидывать.
Обещание выполнил. На ужин полученное угощение поджарил с яичницей.
Оказалось вкусно и сытно.
Лев Черняк (Геридхари дас) – брахман
Татьяна Ермоленко, дизайнер одежды: я в общине с 2008 года с подачи своего парня. Он стал вегетарианцем, и приучил к такой пище и меня. В институте преподаватель психологии дала посмотреть диск ведической направленности. Ну, и на улице я однажды взяла книгу у кришнаитского распространителя. После этого и оказалась в общине. Такой образ жизни мне нравится. В том году была на фестивале в Евпатории. Мои родители – баптисты. Они приглашали меня в свою общину, но я свой путь уже определила.
Людмила Казакова, предприниматель: я в обществе сознания кришны уже три года. Привела меня сюда приятельница. На собрания хожу в свое удовольствие. Философия этой религии очень нравится. Она глубокая, многогранная и добрая. Участие в обществе финансово не напрягает, даже, наоборот, чем-то помогает. Мне очень нравятся уличные шествия. Из других мероприятий запомнилась поездка в Крым на фестиваль и поездка в Киев в храм Кришны.
Илья Шматуха, 23 года: я в обществе уже три года. Все время интересовался эзотерической литературой и, в конце концов, с помощью приятелей пришел в эту религию. Летом от Общества занимаюсь любимым делом – распространяю в Крыму ведическую пищу. Привлекает в этой религии философия и взаимоотношения, которые создают хорошее настроение и атмосферу. Родители относятся с пониманием. Был на фестивале в Крыму и участвовал во многих городских шествиях – Хари-Нама.
Марина Кучерова, художник, г. Киев: я в Чернигове в командировке. В обществе чуть больше года. Мой процесс осознания этой философии был постепенным. Сначала прочитала курс лекций в интернете, потом в руки попал диск на эту тему, и после этого посетила храм Кришны в Киеве. Родители мой выбор одобряют. Я бросила курить, стала более серьезной и начала вести здоровый образ жизни.
Церковь Христиан Адвентистов Седьмого Дня
В Чернигове есть четыре молитвенных дома этой церкви.
Где находится самый большой из них, особо объяснять не надо. Желто-белое модерновое сооружение, увенчанное крестом, соседствует с известным всем горожанам, торговым комплексом «Вена».
Предварительно договорившись с пастором Владимиром о встрече, ровно в назначенное время я подошел к металлической церковной ограде.
Владимир, в современном деловом костюме, при галстуке, уже меня ждал.
Пришедшая со мной, молодая женщина посетовала, что заходить в здание молитвенного дома с непокрытой головой нельзя.
Ее сомнения пастор развеял одним из постулатов Адвентистов: «Любовь к Богу находится не в форме Вашей одежды, а в Вашем сердце...»
Полное имя руководителя общины – Байдачный Владимир Борисович.
Ему 46 лет. Женат, имеет трое детей. В свое время окончил Заокскую Духовную Академию (Российская Федерация, между Тулой и Москвой).
Кроме Академии имеет еще два образования – техническое и Пищевое училище.
В роли штатного пастыря работает 11 лет. В Чернигове уже 4 года.
Супруга, в соответствии с библейскими заповедями, тоже член Церкви. Она помощник и опора во всех делах мужа.
Здание молитвенного дома имеет юридический адрес – ул. 1-го Мая, 166-А. Община официально зарегистрирована в Черниговском горсовете и имеет все необходимые документы.
По словам Владимира Борисовича, люди, разделяющие адвентистские взгляды, не прихожане, а члены Церкви. Все важные церковные решения решаются и утверждаются на общем собрании.
Все международные вопросы также решаются на общем съезде представителями общин из разных стран.
В главном молитвенном доме Чернигова 600 посадочных мест.
Расположены они под углом, как в аудиториях многих отечественных и зарубежных ВУЗов.
В наличии вся необходимая аппаратура – микрофоны, усилители, акустические системы.
Пастор «работает» на, практически, настоящей, сцене. Возле нее находится фортепиано и все проповеди сопровождаются «живой» музыкой.
Основная схема службы – пастор читает библию и тут же, прочитанное, разъясняет.
У Церкви 28 доктрин. Основные – вера в Троицу и в Иисуса Христа – сына Божьего.
Название Церкви - Адвентисты Седьмого Дня - не случайное.
«Адвентус» - Римское слово, означающее пришествие. 7-й день – суббота – священный день.
Последователи этого религиозного направления в 7-й день ожидают ВТОРОГО Пришествия сына Божьего.
В соответствии с Библейскими указаниями адвентисты не едят мясо «нечистых» животных – лошадь, свинья, собака.
Чистыми животными являются корова, коза, овца.
Рыбу можно употреблять в пищу ту, которая с чешуей и с плавниками.
Съедобна вся домашняя птица и голуби.
Идеалом в питании считается вегетарианская пища.
Существует мнение, что именно адвентисты седьмого дня, благодаря своему образу жизни и питанию, являются «главными» мировыми долгожителями.
Каждое собрание членов Церкви длится около двух часов.
1-й час – занятия по классам, 2-й – проповедь.
Классные занятия рассчитаны на все возрастные группы – дети, подростки, взрослые.
На высокий уровень в общине поставлена социальная работа. Во многих кружках по интересам ведется работа по основам жизнедеятельности и культуре поведения в обществе.
И в Черниговском регионе, и на юге - у моря Церковь имеет свои лагеря отдыха. Есть лагеря палаточные, есть и стационарные.
Члены Церкви оплачивают только себестоимость проживания.
Кроме баз отдыха Церковь Адвентистов славится своими лечебно-профилактическими учреждениями, типа санаториев.
Один из них – «Новые Обиходы» (Винницкая область) славится на весь СНГ. Отдыхать и лечиться туда приезжают не только верующие многих религиозных конфессий, но и закоренелые атеисты.
На сегодня черниговскую общину адвентистов посещают все социальные категории населения – пенсионеры, врачи, студенты, преподаватели.
Один из постулатов Церкви – не брать в руки оружие. Призывники-адвентисты свой долг Родине отдают на альтернативной службе. Черниговская Церковь Адвентистов Седьмого Дня участвует во всех общегородских социальных проектах, по мере возможностей помогает домам престарелых, больницам и интернатам.
При этом Церковь старается выполнить одну из инициатив государства – забрать детей с улицы.
Именно поэтому, для детей и молодежи при молитвенном доме существуют программы по различным интересам.
Как пример, клубы «Бобрята», «Искатели приключений» (скаутское движение), бесплатный тренажерный зал, курсы английского языка и Всеукраинский религиозный телеканал «Надежда».
Вся Церковная работа ведется на добровольные пожертвования и на библейскую «десятину».
В одну из суббот к 10 часам утра пришел в Церковь. Честно говоря, был удивлен. Ожидал увидеть несколько бабушек и дедушек, которым скучно сидеть дома, а увидел то, о чем и говорил пастор – полностью заполненный зал. Причем, не только ветеранами, но и молодежью.
Увидел детей на уроке субботней школы. Увидел сам процесс лекции и молитвы.
P.S. Честно говоря, себя в роли члена какого-нибудь «церковного коллектива», не представляю абсолютно.
Не люблю стоять на коленях, не люблю уходить в себя и «отключаться», не люблю кушать то, что мне не нравится по вкусу, по виду или по запаху.
Не представляю себе и, как можно в жаркий летний денек, вместо пляжа, прийти на полдня в церковь. Ни библейские рассказы, ни совместный обед, ни бесплатный английский меня туда, как говорится, не заманят.
Но, конечно же, если находятся люди, которым все это интересно, право на существование их интерес имеет.
Известное изречение «Каждому свое» никто не отменял.
Лишь бы это было добровольно, по душе и никому не мешало.
Владимир Байдачный – пастор
Алена Степаненко, секретарь помощника губернатора области: я в Церкви уже 6 лет. Ходим всей семьей. На работе из-за этого проблем нет. Даже, наоборот, мое серьезное отношение к жизни и к работе только приветствуется. Благодаря тому, что я посещаю церковь, имею хорошую работу и уважение людей. Началось все с одной из религиозных программ. Потом понравилось. Участвую в церковном хоре – это и другие мероприятия мне по душе. Запомнилась поездки на разные религиозные программы. Друзья к моему увлечению относятся по-разному, в основном с пониманием.
Богдана Мельник, школьница: я посещаю церковь с самого рождения. Хожу сюда с мамой Юлией Константиновной. Конечно, без всякого принуждения. С удовольствием слушаю, о чем рассказывают. Все мне интересно и во все верю. Церковь дала мне любовь к людям, честность и терпение. В школе близкие подружки о моем увлечении знают. Переубедить не пытаются. Я член церковного клуба «Следопытов».
Сергей Орел, массажист: я в Церкви уже три года. Занимаюсь озвучкой лекций. Церковь для меня – это отдых для души. Конечно, во все, о чем рассказывают, верю. Интересного за все три года было много, всего и не упомнишь. Когда-то Церковь стала шагом в моем отношении к вредным привычкам. Жизненные приоритеты стали другими – постоянно самосовершенствоваться.
Анна Воропай, учитель субботней школы: мой церковный стаж уже больше пяти лет. Сегодня у нас урок по теме о Моисее. Чем заняться на уроке всегда есть. Разработано много интересных детских программ и по отдыху, и по учебе. Учатся у нас не только дети членов Церкви, но и все желающие.
Вероника, Алена и Ирина, творческий коллектив «Патмос»: мы поем в Адвентистском Церковном хоре и, конечно, разделяем взгляды и идеи именно этого религиозного направления.
Леон Яковлев
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.