Пенсионный бутерброд. Как бы не подавиться…
Вторник, 15 Марта 2011 13:31 | Просмотров: 2579
Пенсионный бутерброд. Как бы не подавиться…
Прокатившиеся по Украине протесты против предложенной правительством пенсионной реформы и последовавшие заявления Сергея Тигипко о коррекции предложенного варианта показали, что громкий и внятный голос украинцев может быть услышан.
Но нам предложили только первый этап реформы — краткосрочный. Вся реформа рассчитана (правда, весьма приблизительно) на по меньшей мере три десятка лет.
Специалисты Пенсионного фонда Украины, представляя свою схему пенсионного преобразования, для наглядности сравнивают ее с бутербродом с маслом и сыром, в котором слой хлеба — солидарная система, масло — следующий этап, обязательный накопительный, и, наконец, кусочек сыра — третий этап, добровольный накопительный.
Не уверена, что сравнение с бутербродом выбрано удачно, ведь сразу вспоминается поговорка о кусочке сыра, который…
Минимум, а кому-то и максимум все-таки обеспечат
В основе «пенсионного бутерброда» останется солидарная система, как она будет действовать — в марте Верховная Рада проголосует закон с учтенными, надеемся, поправками. Она в основном и будет обеспечивать пенсиями сегодняшних работников и пенсионеров. Первый уровень — солидарная система государственного пенсионного страхования продолжает быть обязательной и предусматривает назначение пенсий в зависимости от страхового стажа и размера заработной платы. Главным распорядителем страховых взносов, учтенных в базе данных персонифицированного учета, остается Пенсионный фонд Украины.
Теперь для пенсии надо заработать, а не просто прожить
Параллельно с солидарной системой украинцы будут накапливать свои средства на обязательном накопительном уровне государственного пенсионного страхования. Когда будет внедрен второй уровень пенсионной реформы — это зависит от достижения сбалансированности государственного пенсионного фонда, когда взносы в солидарную систему сравняются с ее расходами и в нее не надо будет доплачивать средства из государственного бюджета, как это делается сейчас.
Правительство назначило для этого приблизительно 2013—2015 годы, хотя МВФ предполагает, что — 2015 год, и то если в страну придут инвесторы, если удастся легализовать зарплаты и поднять экономику.
Участвовать в накопительном пенсионном фонде, на момент его введения, сможет тот, кому еще не исполнится 35 лет. Такой возрастной ценз установлен потому, что, отчисляя средства от своей зарплаты, при уменьшенных отчислениях работодателей, работник должен создать запас, который ему потом можно будет выплачивать. И именно молодым людям надо бы присматриваться к предлагаемой программе реформирования и активно вмешиваться в ее реализацию.
Обещанный сыр далеко не бесплатный
Одно из направлений государства в осуществлении пенсионной реформы — расщепление налогового бремени между фондами и облегчение налогового пресса для предприятий. Если сейчас размер единого взноса предприятия от фонда зарплаты в пенсионный фонд составляет 36,76—49,7% от размера заработной платы, то в течение семи лет, к финишу реформы, этот взнос работодателей уменьшится: возможно, до 28,2%.
Для граждан Украины — наоборот. Если сейчас предприятие с зарплаты работника платит 3,6%, в первый год функционирования накопительного фонда взнос работника остается на этом же уровне, но потом каждый год взнос увеличивается и через 5 лет поднимется до 7%.
Слишком много «если»
Но увеличенные в обязательном порядке пенсионные отчисления для граждан влекут за собой уменьшение их доходов, которых и так не хватает. Авторы реформы предусмотрели на этот случай повышение зарплат, но этот закон заработает, если заработает экономика. С другой стороны, если работодатели будут меньше вносить средств в пенсионный фонд, то уменьшится фонд солидарной системы, единственного источника пенсии для миллионов уже получающих пенсию, и тогда нынешний дефицит пенсионного фонда нам покажется ерундой. На этот случай организаторы реформы надеются, что постепенное снижение налоговой нагрузки на предприятия, детенизация рабочих мест и зарплат позволят направить высвобождающиеся средства предприятий в так называемую «народную приватизацию» — в развитие стратегических предприятий или объектов инфраструктуры. Таким образом, планируется, что обязательный накопительный фонд будет мало того что беречь средства, но и увеличивать их, «прокручивая» в промышленности, а доход от этого — опять направлять в инвестирование промышленности.
Пенсию — в наследство
Средства, которые будут отчислять от наших зарплат в накопительный обязательный фонд первые 5—7 лет, будет администрировать пенсионный фонд. Для поступлений и учета страховых взносов по каждому застрахованному лицу создается единица администратора фонда, оплата работы которого составляет 0,2% от ежемесячной суммы страховых взносов. Но решающий голос в накопительном фонде будет принадлежать совету накопительного фонда из 14 человек, а президента будет назначать Верховная Рада.
Функции совета, аудиторов, советника по инвестиционным вопросам — обеспечивать условия по отбору и управлению активами для инвестирования средств в компании, обеспечивающие доход. Такой счет в накопительном фонде становится собственностью пенсионера, его можно забрать или оставить в наследство.
Или передать на третий уровень — в накопительные негосударственные фонды.
Третий пока лишний
Спустя два года после введения накопительного обязательного фонда застрахованное лицо может выбрать негосударственный пенсионный фонд и перевести в него свои накопления. Такие услуги по негосударственному пенсионному обеспечению будут оказывать также страховые организации и банковские учреждения.
Чем отличаются между собой накопительный обязательный и негосударственные фонды? Первый — обязательный, насчет других дело строго добровольное. Но принцип их деятельности тот же — накопление взносов и инвестирование для получения прибыли и дальнейшего ее приумножения. Средства размещают в государственных ценных бумагах, в долгосрочные проекты: строительство транспортной инфраструктуры, портов, трубопроводов.
Обычному гражданину Украины участие в таком фонде не грозит: в нем участвуют либо очень богатые украинцы, либо корпоративные объединения, либо предприятия. И они уже есть в Украине — чуть больше ста. По итогам 2010 года в таких приватных пенсионных фондах участвовало 484 тыс. лиц, что составляет менее 3% от трудоспособного населения. К концу 2010 года взносы физических лиц в негосударственные пенсионные фонды составили, в среднем, 38 млн. грн, а пенсионные выплаты — 143 млн.
Насколько внедрение третьего накопительного уровня для бедной на сегодняшний день Украины актуально? Судите сами.
— Если будет принят этот проект пенсионной реформы, реальные выплаты по негосударственным фондам для граждан будут возможны лет через 30, — сообщает
председатель Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины Василий Волга. — Это будут средства людей, которым не исполнилось сейчас 35 лет, а когда они через 30 лет выйдут на пенсию и если накопят средства — то выплаты будут.
***
Как, помнится, гласит старинная молитва? «Дай мне, Боже, душевного покоя принять то, что не могу изменить, дай силы изменить, что я могу, и дай мудрости не перепутать одно с другим». Давайте попробуем изменить что-то и хотя бы не запутаться.
Лариса Добрынина, еженедельник "Взгляд", №10 (195)
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.