В чем не холодно на фронте?
На улице до минус 15. Из дому в магазин пробежать — и то холодно. А как солдатам зимой на блокпостах? В окопах, блиндажах?
Третий год военным выдают обувь нового образца. Три пары: летнюю, демисезонную и зимнюю. Сменные шнурки, щетку, крем для обуви. Три пары зимних носков, шесть — летних. Резиновые сапоги с теплым чулком. Но солдаты, которые несут службу в ООС, по-старому в АТО, до сих пор просят родных передать им теплые носки, сапоги-дутики. Жалуются, что берцы, которые выдали, промерзают. Дутики — зимняя обувь. Снизу — как калоша на пене, сверху — непромокаемая ткань. Внутри утеплитель. Модели разные. Производитель по-прежнему ООО «Таланлегпром». По данным Единого госре-естра, компания принадлежит Оксане и Андрею Лаврикам. Андрей — сын бывшего губернатора Черниговской области, сейчас нардепа Николая Лаврика. Подряды получают миллионные.
— И дутики, и валенки, и берцы идут, — говорит 30-летний Александр Надточий, бывший АТОшник, сейчас в полицейской роте «Чернигов». — И даже портянки. Когда служил в армии, то еще застал их, пользовались. Да и наши ребята тоже ими пользуются. Купить ткань можно в Чернигове, на Центральном рынке. Иногда прямо рулонами лежат. Там, где бабули продают старые советские вещи.
В АТО в берцах, которые выдавали, в сильные морозы ноги промерзали. Себе покупал обувь фирмы «Хайкс». Обошлись в восемь тысяч гривен. Хорошие дутики можно отхватить в секонд-хенде. Низ подошвы из резины, верх из ткани. Обошлись мне в тысячу гривен. Базарный вариант — не вариант, — смеется. — Нога в дешевых потеет, постоянно мокрая, запах еще тот. Еще, не дай Бог, грибок подхватишь. Ребята, в основном, ходили в бурках. Самый оптимальный вариант.
— Берцы промерзают за минуты. Особенно на передовой. Поле, ветер свищет, — говорит 30-летний Максим Соловар, боец 93-й отдельной механизированной бригады. — Покупал обычные дутики. На передке сильных требований по поводу одежды и обуви не ставят. Что удобнее, то и носим. В пределах разумного.
— Валенки тоже берут, но их просушивать где-то нужно, — перечисляет плюсы и минусы зимней обуви 51-летний Олег Довгий, заместитель военного комиссара Городнянского районного военного комиссариата.
— В слякоть в ходу дутики, резиновые сапоги.
— Это ж сколько нужно родным потратить, чтоб и дутики, и валенки, и резиновые сапоги купить. Может, сразу на натовскую обувь собирать?
— 2014 и 2018 годы в АТО — существенно отличаются, — уверяет Довгий. — Натовские берцы видел, но не носил. Если раньше с одеждой, обувью были проблемы, то теперь солдаты укомплектованы. Всем военнослужащим выдают резиновые сапоги с чулком. Года два назад их начали выдавать. Я был в АТО в 2017 году в Северодонецке Луганской области, и тогда их получил.
— Еще бы, вы же зам военного комиссара.
— И что? В приказном порядке хлопцы должны были показывать их руководству. Зачем? Ситуации всякие бывают. Выдали обувь. Чистенькую, новенькую. Думает, не нужны мне эти резиновые сапоги. Дома пригодятся. Отправляли почтой родственникам. Чтобы так не делали, на построение приносили сапоги в приказном порядке. Я был в 58-й мотопехотной бригаде, и у нас было нормальное обеспечение. Может, где-то и есть исключения. Общался с ребятами из разных подразделений, которые в отпуск приезжают, жалоб стало на порядок меньше.
— Что лучше: валенки или дутики?
— В морозы — валенки. В слякоть — дутики.
— Выдают три пары обуви: летнюю, демисезонную и зимнюю, — говорит 42-летний Виталий Кирилов, спикер Оперативного командования «Север». — И, в принципе, этого ребятам должно хватить. Летние из ткани. Демисезонные — ткань и кожа. Зимние Запасные шнурки. К каждой паре обуви выдается щетка, крем, водоотталкивающее средство. И если за берцами следить, иногда просушивать, то они служат долго. Я, например, в декабре прошлого года вернулся из АТО. Там проходил в демисезонной обуви.
— Мои прошли Авдеевку, — показывает свои берцы 51-летняя Елена Мокренчук. Родом из Волновахи Донецкой области. С 2014 года была волонтером. С 2015-го пошла на контракт. В Оперативном командовании «Север» служит с мая прошлого года. — Третий год их ношу.
По профессии я дирижер церковного хора. Друзья смеются: вот это тебя кидает, из церковного хора в окопы. С мужем развелись. Самая младшая дочь Кристина со мной ездила на Майдан. Как только исполнилось 18 лет, на следующий день пошла в армию.
Проблема — не всегда есть где просушить обувь. Конечно, ребята просили и просят волонтеров, родственников сменку.
10 января собираюсь на родину, в Волноваху. Поеду в военных, тех, что выдали.
Когда волонтерила, ребятам возили и валенки, и дутики. Проблема валенок — скользкая калоша. Хлопцы падали, руки-ноги ломали. Дутики выручали, подошва не скользкая. Но срок службы их недолгий. Если пару недель отходишь на передке, максимум месяц — это очень хорошо. Их проблема — трескается между тканью и калошей. Возили мы их здоровенными мешками. По 850 пар. На блокпосты, ребятам на нулевку — по умолчанию раздавали. Их и мыши грызут. Там они все подряд едят, — смеется. — Постирать нельзя, нога вспотела, вонь страшная.
Бараньи кожухи везли. Там поля, ветер сумасшедший. Как в песне Высоцкого: «А ветер дул, с костей сдувая мясо».
— Что было не так с берцами старого образца?
— Когда их обула, пару раз чуть не грохнулась. Для меня они скользкие. 36 размер. Подошва не гибкая. Как-то ехала на машине, увидела кота, начала притормаживать, нога соскочила. И все. Вышла — нет кота. Жалко. Переобулась и больше их не надевала. Они сняты с производства. С этого года солдатам выдают носки-бахилы. Их надевают на носок. Около четырех тысяч уже выдали. В первую очередь тем, кто сейчас в зоне проведения боевых действий.
— Говорят, ребята надевают и высокие калоши, до паха.
— Возможно, ОЗК? В 2014 году их завозили. Это костюм, химзащита. В Волновахе еще три мешка лежит. Костюм подобный носили, когда Чернобыль взорвался.
Натовскую обувь в основном покупают разведчики. Удобная, комфортная, можно ходить несколько суток, не снимая. За такое и восемь тысяч отдать не жалко.
— Мне в старых удобнее, — не соглашается 42-летний контрактник ОК Анатолий Дорошко. — Но берцы нового образца не так быстро промокают.
— Бурки вытеснили дутики, — соглашается Нина Вдовенко, продавец на Центральном рынке Чернигова. — Вон, у нас и рынок перешел на бурки. Только галоши поменяли. Не резиновые, а на пене. Мужские бурки без галош стоят 170 гривен. С галошами 240 гривен. Женские — 220.
Галоши бывают разноцветные, но больше берут черные. У меня у знакомой дочь в АТО поваром работает, тоже себе взяла. Галошу снял — и спать в них можно.
Родом я из Горностаевки Репкинского района. Там раньше в каждой хате валенки шили. Возили в Гомель (Беларусь). Муж — бывший военный. Дали в Чернигове квартиру. Но валенки шить мы не перестали. Еще на старом родительском оборудовании, промышленной машинке. Из старого советского материала, шинели. Тогда на этом только и выживали. Затаривались сырьем наперед. У меня старого еще на год хватит. Галоши делают в Харькове, Черновцах.
Берут в АТО и рыбацкие сапоги. Высокие. Из пены. Выше подошва. Не так промерзает. Чулок на прессованной овчине, с профольгованной вставкой. Но стоят 650 гривен.
«Весть» №2 (834) от 10 января 2019, Юлия Семенец
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.