На днях заместитель министра инфраструктуры Украины Мустафа Наем, возглавляющий комиссию по техническому расследованию аварии, унесшей жизни 13 человек под Брусиловом, подтвердил: микроавтобус «Мерседес Спринтер» был переоборудован из грузового в пассажирский. Переделали его за границей. А ввезли в Украину в 2010-м - уже с документами пассажирского транспорта.
— В первую очередь таможенные службы, а впоследствии и другие, при прохождении «спринтером» технического контроля и регистрации должны были отметить, что это грузовой транспорт. Жертв трагедии могло быть меньше, если бы это был пассажирский автобус. Ведь из-за плохого крепления задние сиденья фактически сорвало, они и покалечили людей, — заявил Мустафа Наем.
Согласно закону, переоборудованные автобусы вообще не допускаются к участию в конкурсах на обслуживание рейсовых маршрутов. Но поскольку злосчастный «спринтер» был зарегистрирован как пассажирский, то участвовал, побеждал и перевозил людей, получая все необходимые разрешения на работу. Что касается фуры, то она не имела лицензии. Впрочем, законодательство сейчас этого и не требует — лицензирование внутренних перевозок отменили несколько лет назад. Теперь в Министерстве инфраструктуры думают о возвращении процедуры. Пока это все детали трагедии, которые согласился озвучить глава правительственной комиссии. Однако у общественности и родственников пострадавших осталась еще куча вопросов. Ответить на них попытались 16 декабря в Чернигове участники пресс-конференции, посвященной расследованию аварии. На нее были приглашены представители областной полиции, прокуратуры, облгосадминистрации, «Укртрансбезопасности» и адвокаты. Однако все, кроме последних, проигнорировали встречу. Удосужились лишь прислать стандартные отписки, мол, «не могут разглашать дополнительную информацию, поскольку это навредит следствию». Адвокатов же было двое - руководитель группы адвокатских объединений «Автопоміч» Дмитрий Мелех и представительница этой же группы Елена Проскурина. Им и пришлось отдуваться за всех.
Адвокаты Дмитрий Мелех и Елена Проскурина на пресс-конференции
— Мы защищаем интересы трех семей (потерпевшей Наталии Тараненко, о которой мы писали в предыдущем номере, и родственников двух погибших. — Авт.). Я обратился к следователю с просьбой ознакомиться с материалами производства, но услышал резкий отказ. Пришлось искать обходные пути. Связался с руководителем отдела расследований преступлений в сфере транспорта в Черниговской области и получил выписку из Реестра досудебных расследований. Конечно, этого недостаточно, но хоть что-то. Могу сказань, чю идет следствие. По нашей информации, в действиях водителя фуры были нарушения Правил дорожного движения, повлекшие ДТП. А вот нарушал ли правила водитель маршрутки, еше устанавливается. Учитывая сложность назначенных экспертиз и значительное количество пострадавших, дело могут передать в суд в конце февраля или марта. А в суде будут рассматривать еще дольше. Прогнозирую, что приговор вынесут не раньше конца 2022 года. Что касается потерпевших, то мы привлекли адвокатов, занимающихся оформлением документов для дальнейших компенсаций их семьям. Есть несколько ответственных ЛИР. Во-первых, это страховая компания «Оранта», в которой была застрахована гражданско-правовая ответственность водителя фуры. Во-вторых, страховая компания, в которой перевозчиком были застрахованы жизнь и здоровье пассажиров микроавтобуса. И третья сторона — сами перевозчики. Поскольку это их водители совершили ДТП, — сказал Дмитрий Мелех.
Дальше последовали вопросы от журналистов. В основном они касались размера страховых выплат семьям погибших и пострадавших, а также условий их получения. Адвокаты объяснили:
— Что касается «цивилки», то максимальный лимит страховых выплат как для погибших, так и для травмированных составляет 260 тысяч гривен. Однако это не значит, что семьям погибших выплатят по 260 тысяч. Поскольку эта сумма состоит из внутренних лимитов. Так, за причиненный моральный ущерб родственникам погибших может быть выплачено 12 минимальных заработных плат (то есть 78 тысяч гривен), за расходы на захоронение — тоже в пределах 78 тысяч гривен, и еще не менее 234 тысяч гривен родственникам, которые находились на содержании погибшего. Если ело-, жить, то получается даже больше 260 тысяч гривен, однако превысить этот лимит нельзя. Размер выплат для травмированных тоже зависит от разных факторов: сколько дней человек был на лечении, был ли официально трудоустроен, получил ли инвалидность (и какую именно группу). Моральная компенсация для пострадавших - 5% от суммы страхового возмещения. Выплатят ли деньги, будет зависеть от того, какие документы подадут в страховую. Одним из необходимых является билет. Впрочем, следует понимать, что во время аварии велика вероятность его повреждения или потери. Есть альтернативные способы истребовать нужную информацию. В частности, мы уже сделали адвокатские запросы к перевозчику с требованием предоставить билеты.
Что касается договора обязательного страхования пассажиров от несчастных случаев, то перевозчик Юрий Колганов такой договор заключил. Мы его еще анализируем, потому что есть противоречия по количеству застрахованных лиц. В одном месте написано 17. в другом- 16. Но пассажиров все равно было больше. В договоре не предусмотрено, как страховщик должен действовать в этом случае. Но если исходить из судебной практики, то интересы потерпевших часто удовлетворяются пропорционально. количеству находившихся в транспорте во время аварии.
Один из вопросов касался возмещения расходов на лечение пострадавших.
— Сейчас все расходы взяли на себя больницы. В дальнейшем, когда будут судить виновника ДТП, прокуратура обратится с гражданским иском, чтобы взыскать эти средства с него.
На пресс-конференции был и Андрей Тараненко из Прачей (Борзнянщина), который в очередной раз приехал навестить жену в реанимации. Он рассказал следующее:
— Наташа остается в тяжелом состоянии. По словам врачей, она пробудет в коме полгода, а то и больше. Люди нам помогают. Присылают пбсылки с одеждой, конфетами, тушенкой. Помогают и деньгами, перечисляя их на мою банковскую карту. Но активизировались и мошенники. Как-то позвонил мужчина якобы из «Фонда Зеленского». Выдуривал у меня трехзначный код на карте. В другой раз звонил якобы «заробітчанин» из Польши. Обещал переслать 300 злотых и тоже спрашивал персональные данные. Такие звонки идут постоянно. Я и не думал, что есть столько желающих поживиться на чужом горе...
«Гарт» №52 (3064) от 23 декабря 2021, Алексей Прищепа
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.
Теги: ДТП, пресс-конференция