Заброшенная часть в Гончаровском стала Песками и дорогой на Донецкий аэропорт.
20 марта в Гончаровском Черниговского района начали снимать эпизоды фильма «Киборги» 44-летнего режиссера Ахтема Сейтаблаева. До этого (с 9 февраля) снимали под Киевом.
Место первого дня съемок на Черниговщине — бывшая часть, которую в Гончаровском знают как «три пятерки». Расположена по пути на полигон, спрятана в лесу. Помещения — без окон и дверей, серые, унылые. 20 марта здесь кипела жизнь — машины съемочной группы, военная техника, срочники для массовки. Разговаривают, смеются, пьют чай.
«С полпятого на ногах»
— Под Киевом мы построили декорации, там прошли все съемки в интерьерах, — рассказывает продюсер фильма 48-летняя Иванна Дярюга (вторая супруга Ахтема Сейтаблаева, первая была в Крыму). — В Чернигове и под мы полностью снимаем натуру, экстерьер* аэропорта (на аэродроме в Певцах). Сейчас снимаем Пески и дорогу на Донецкий аэропорт. Журналисты «ТСН», которые были в Песках, говорят, натура очень похожа. Массовка — солдаты срочной службы 58 мотопехотной бригады. Большое спасибо командиру Первой танковой бригады полковнику Сергею Маленко и начальнику Генштаба Виктору Муженко.
В Чернигове вся съемочная группа живет в отеле «Придеснянский». Но там не засиживаются.
— Сегодня с полпятого на ногах, — устало улыбается продюсер. — Съемки до шести вечера.
События в фильме разворачиваются в течение двухнедельного дежурства в аэропорту добровольческого батальона. Группа впервые приезжает в горячую точку, которую уже четыре месяца обороняют военные.
Автор сценария «Киборгов»—42-летняя Наталия Ворожбит. Актеры — молодые, пока мало известные.
Массовка сейчас дислоцируется в Гончаровском. Ребята родом из Одессы, Винницы, Черкасс, Полтавы. На вопрос, как их отбирали, шутят, мол, сортировали по фото в военниках: красивый — не очень. Рассказывают, что их обещали снимать в восемь утра, но до обеда еще в кадре не появлялись. Радуются: служба идет, а мы тут чаек пьем.
«Мы не аптека, не даем готовых ответов»
— «Киборги» — это история рождения новых людей, новой страны, — рассказывает Ахтем Сейтаблаев.—Сценарий написан по конкретным воспоминаниям совершенно конкретных людей. Это и кадровые военные, и добровольческие батальоны. В фильме будет достаточно боевых сцен, компьютерной графики. Сценариста Наталку Ворожбит познакомили с бойцами Андреем Шараскиным (позывной «Богема»), Александром Трепаком («Редут»), Евгением Жуковым («Маршал»), Кириллом Недрей («Доцент»), По их воспоминаниям написан сценарий. Потом ими же прочитан и проверен.
Наш фильм не о войне, а о мире, который рождается в войне. Главный герой — боец с позывным «Мажор», у которого много диалогов с товарищами на предмет «за что мы здесь воюем» и подобных.
Временной период фильма — события в аэропорту поздней осенью 2014.
— Кадров с заваленными металлом аэропорта ребятами не будет (это произошло в январе 2015)?
— Нет. События в картине — период не самых жестоких боев. Но активная их фаза.
— Не станет ли фильм агиткой, как картины советских времен? Есть ли в нем классный злодей?
— Я противник ура-партиотизма. Мы не аптека, не даем готовых ответов — это не наша задача. Мы ставим вопросы, а каждый пусть сам ищет ответы. Но вместе с тем, нам давно пора не стесняться, что у нас есть герои, пора отвыкнуть от комплекса неполноценности, меншовартості, и жертвы. Нам — украинцам. Я тоже украинец, крымско-татарского происхождения.
— Будет ли в фильме любовная линия?
— Небольшая, но будет.
— Когда планируется премьера «Киборгов»?
— 6 декабря, в День Вооруженных сил Украины.
— Смета ленты — около 50 миллионов гривен. Кто финансирует?
— Почти 24 миллиона — от Госкино, помог оператор мобильной связи «Киевстар», частные лица и наши личные средства.
— Как крымский татарин, как думаете, насколько велика вероятность того, что Крым вернется в Украину?
— Даже не сомневаюсь в этом. Насколько это быстрый процесс — решать Всевышнему. Каждый, кому это дорого и не безразлично, должен ежедневно по чуть-чуть что-то для этого делать. 2017 лет назад в Страстную пятницу, наверное, не так много людей верили, что Он воскреснет. Я верю, что Крым вернется, и на своем месте пытаюсь сделать максимально, что от меня зависит.
«Сниматься будем. Наши кадры еще с 2014 года в Интернете с ценниками»
За срочниками и съемками наблюдают 41-летний Виктор Тарасенко (родом из Любеча Репкинского района) и 35 летний Александр Коцок (родился в Нажине). Виктор — контрактник, служил в 41 батальоне. Сейчас несет службу в Гончаровском. Александр — водитель компании «Starvagen», которая предоставляет свою технику для производства кино, концертов и телепроектов.
— Мы сниматься не будем, обеспечиваем техническую составляющую кино, — улыбается Виктор Тарасенко. — Наши кадры еще с 2014 года в Интернете с ценниками. Как только подошли к аэропорту, так и ценники на нас появились.
Виктор на контракта с 1995 года. Служил с перерывами — это уже третий контракт. Нес службу в Авдеевке, Старогнатовие, Гранитном (Донецкая область). Боеприпасы подвозил практически к аэропорту.
— Здесь антураж похож?
— Что-то такое есть, — оценивающе осматривается Виктор.
— Кто там не был, тот поверит, — смеется Коцок.
Витя делится впечатлениями о службе в зоне АТО:
— Понравилась нам машина у сепаров. Обошли их, нащелкали по зебрам** и забрали. Трофейная техника приехала с нами сюда. И собака у меня трофейная была. Сидим на «кукушке***». Бах — что-то шелестит. У меня ж там все заминировано, кто шуршит? Лупанули пару очередей — тишина. Перешли на пост — пес приходит. Голодный. Мы тушенкой накормили, он за нами и пошел. Назвали Сепар, от сепаров же пришел, перебежчик. Контуженый — мина в десяти метрах от него разорвалась. Недели две не вылезал из блиндажа. Отлично чувствовал, когда начнется обстрел. Если Сепар бежит сломя голову, все кто куда по окопам.
А то захотели мы себе машину. В Волновахе купили «Ниву» на троих за 10 тысяч гривен. Влупили еще полторы тысячи — закамуфлировали.
— Хорошо хоть не отжали.
— Нечего уже было, — предполагает Александр Коцок.
— После «Айдара», — подхватывает Виктор, — купили машину, а наши дебилы в Константиновке дитя задавили. Все, после 18.00 перестали выпускать машины. А я с позиции прихожу только в начале восьмого вечера. И как быть с «Нивой»?
А знаете, как Савченко попала в плен? Шестеро из «Айдара» приехали в Луганск забрать банкомат, и Надя с ними. Но туда сепары наведались. Сколько я знаю пацанов из реального плена, то поприходили оттуда калеками. Очень тяжело там было. А она — в вышиванке и поправилась.
— Год назад на вторую годовщину 41 батальона нашел своего ротного майора Киселя, — продолжает Тарасенко. — Посетовал, что мне не отдают процентовку (одноразовая материальная помощь) за ранение и контузию. Дело было в пятницу. Быстренько записали мои данные, ротный пообещал, что бабки будут до понедельника. И что вы думаете, в воскресенье в два часа ночи на счет капнуло 27 тысяч. Выходит, деньги есть, нужно просто быть понастойчивей.
Надо что-то и с землей решать, пока получить не могу. Приезжаю к сыну на «Си-верянку» — там земля пустует. Почему нам не наделить? Они все дошутятся, следующий Майдан будет уже не такой. Заехало столько оружия в Украину, что уже не будет палок и брусчатки.
Александр делится столичной и кочевой закадровой киношной жизнью. Киевлянином себя не считает.
— Киевские только торты бывают, — шутит. — Как получу карточку бесплатную на метро и пенсию — тогда и буду киевлянином. Если серьезно — хорошо оплачиваемой работы в Нежине нет, убегаем оттуда. Хотя в родном городе бываю часто. На электричку — и к родителям.
Работа нравится. Ездили на съемки в Карпаты. Вот лампа (показывает на мощный аппарат) —18 киловатт. Мы ее ночью влупили, и ребята пошли вниз грибы собирать. Правда, из соседнего села приехал участковый, мол, так светит, что люди проснулись, перепугались. От лампы ж этой свет — как днем. Есть еще 32-киловаттная, та вообще.
* Экстерьер — внешний вид.
** Нащелкать по зебрам — дать по морде.
***Сидеть на кукушке — какать.
Виктория Товстоног, «Весть» №12 (740) от 23 марта 2017
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.