GOROD.cn.ua

Памятники архитектуры продать нельзя, но возможно...

По улице им. Немировича-Данченко, 15 пока стоит полуразрушенный, украшенный резьбой дом, некогда принадлежавший черниговскому дворянину Василию Спановскому. Сам канцелярский служитель Глуховской дворянской опеки Черниговской губернии Спановский Василий Константинович, как личность ничем особенным в историю не вошел. Разве что руководитель проекта «Деревянное кружево Чернигова» Станислав Иващенко сообщил о нем: «1911, потомок польского шляхетского рода Василий Спановский, чьи предки переехали в Российскую империю после раздела Речи Посполитой, купил эту землю у Лизогуба и к 1913 году сводил здесь этот дом».

А вот судьба его дома, построенного на рубеже 19-20 столетий, может быть интересна в плане отношения властей к этому памятнику архитектуры местного значения. В 1989 году особняк Спановского был взят под охрану Черниговским областным исполнительным комитетом и передан в оперативное управление коммунального имущества Областного совета.
Для того, чтобы не оставлять дом без присмотра, его согласно закону, сдавали в аренду. Последний арендатор ушел в 201-м году. С тех пор желающих арендовать помещение не находилось, а бесхозный особняк разрушается и разворовывается.

Так он выглядел в 2013 году, когда в нем обитали арендаторы:



Так он выглядит сейчас, в декабре 2019 года.









Продается памятник архитектуры

В апреле этого года Черниговский облсовет принял решение о продаже этого объекта малой приватизации.

Начальник отдела учета и отчуждения имущества Управления коммунального имущества Черниговского областного совета Николай Гаврилко начал процедуру приватизации, подчеркивая, что это делается с целью поиска нового собственника для эффективного содержания памятника.

- Николай Петрович, как была установлена стартовая цена объекта?
- Начальная цена сформировалась в соответствии с балансовой стоимостью объекта на основании статьи 22 пункта 4 Закона Украины «О приватизации государственного и коммунального имущества». Балансовая (первоначальная)стоимость объекта - памятника архитектуры остается неизменной, так как на эти объекты износ не начисляется, даже в течение длительного времени его использования.

- Как происходит аукцион?
- В соответствии с Порядком проведения электронных аукционов для продажи объектов малой приватизации. Первый аукцион в мае - июле не состоялся по причине отсутствия покупателей, хотя автоматически прошел все этапы. На первом этапе электронных торгов стартовая цена составила 1 241 100 гривен, в ходе аукциона она снизилась до 620 550 гривен и на окончательном этапе составила 6 205 гривен. Но даже по такой цене никто так и не купил это здание.

- Но почему никто не покупает его?
-Были посетители, которые интересовались объектом, но изучив
законодательство и все обстоятельства, дальше интерес не проявляли. Дело в том, что перед покупателем ставятся серьезные условия. Он должен придерживаться требований, установленных законом Украины «Об охране культурного наследия» и, прежде всего, должен сохранять аутентичность этого памятника архитектуры - фасад здания, деревянную резьбу. Покупатель будет иметь право собственности на здание, но оно сохраняет статус памятника архитектуры.
Но современные условия требуют комфортных условий для пользователя этого имущества. В то же время в этом здании нет газового отопления, и установить его нам не разрешит Управление архитектуры и градостроительства. Правда, недавно на памятнике
архитектуры средствами управления коммунального имущества проведены работы по внешнему электроснабжению этого нежилого здания и производится его круглосуточная охрана.

-Кто может присутствовать и принимать участие в торгах?
- Каждый человек может освоить порядок проведения электронных торгов в системе Проззоро Продажи, создать личный кабинет, зарегистрировать заявку для участия в аукционе, проследить ход аукциона можно и без регистрации личного кабинета. Размер регистрационного взноса - 834,60 грн. Гарантийный взнос - 10% от начальной стоимости объекта возвращается.

На 3-е января запланирован второй аукцион, стартовая цена особняка составит 1 241 100 гривен. Николай Петрович все же надеется продать этот объект в течение года, пока действительно решение о его приватизации. Аукционы будут повторяться с промежутком времени 28 дней.
- У нас заводы разрушаются, а мы пытаемся сохранить старину, - сказал Николай Петрович.

Но это как сказать, кто-то сохраняет, а кто-то не думает об этом.

Надежный арендатор Облсовету не нужен?

Судя по результатам аукциона, особняк Спановского имеет мало шансов на получение в будущем рачительного хозяина. Но последний арендатор достойно содержал этот памятник архитектуры. Тогда почему Облсовет прервал арендные отношения с ним?
Начальник отдела аренды имущества Оксана Пилипович владеет информацией об особняке только за последние три года, когда она работает в Фонде. Что было раньше - не знает, так как архивы, в которых содержалась информация об арендаторах, хранятся три года, а затем после проверки ликвидируется. Она рассказала:
- После ухода арендатора Облэнерго отключило помещение от поставок электричества, централизованного тепла там нет, можно только поставить радиаторы. Проводить тепло и свет в помещение за счет Управления коммунального имущества Черниговского облсовета очень дорого. Мы изучали спрос, подавали публикации в местной прессе, но безуспешно, никто не отозвался. Мало того, новый собственник должен будет оплатить стоимость этих публикаций.

Сведения о пользователях этого особняка эпизодичны. До войны в этом доме жили наследники семьи Корсаковых и сохранили некоторые фотографии дома. Некоторое время с 1989 года его арендовали различные организации, которые не только пользовались им некоторое время, но и пытались присвоить себе. Уже после того, как в 1989 году особняк был взят под охрану, Черниговский исполком горсовета 21 мая 1990 года по ходатайству молодежного хозрасчетного молодежного центра “Експресс” передал особняк ему на баланс, предупредив в письменной форме, что в случае сноса дома компенсации не будет.

Но комсомольцев Украинского объединения ЦК ВЛКСМ компенсация балансовой стоимости в 1 668 гривен не интересовала, их интересовала продажа особняка на бирже по начальной цене 200 000 гривен.

Сохранилось письмо начальника Главного управления архитектуры Владимира Павленко, в котором он предлагал Председателю горсовета Валентину Мельничуку аннулировать право собственности кооператива “Експресс” и расторгнуть незаконную сделку по продаже дома.

В сентябре 1995 года особняк передали в аренду общественной организации "Черниговский христианский фонд" Завет” с подписанием охранно-арендного договора. Приняли они особняк в разрушенном состоянии. Крыша прикрывала только часть здания, двери и полы отсутствовали, в помещении дети разжигали костры. Новые арендаторы своими силами в течение короткого времени установили окна, двери, два туалета, решетки на окнах, счетчики воды и электричества, уложили пол, подвели водоснабжение, электропроводку, восстановили деревянную резьбу на балконе.

Руководитель этой общественной организации Андрей Харлан рассказал:

- На момент передачи здание было в ужасном состоянии, и усилиями членов общины нам удалось сделать ремонт и привести его в надлежащее состояние. На протяжении почти 21 года мы проводили собрание, творческие, тематические вечера, работала воскресная школа для детей нравственного и эстетического воспитания в духе христианских ценностей. Огромной проблемой в зимнее время было отсутствие централизованного и газового отопления, поэтому мы использовали электронагреватели которые все же не могли достаточно нагреть помещение.



















Трудные времена для нашей общины начались в 2015 году, когда арендодатель - Управление коммунального имущества областного совета и сначала Управление земельных ресурсов Черниговского городского совета, а потом областного совета подняли арендную плату, которую наша организация, существующая за счет добровольных пожертвований граждан и членских взносов, не могла выплачивать. Счета за аренду дома, земли и электроэнергия в зимнее время достигала иногда 12 000 гривен в месяц. В 2015 году мы начали обращаться в Управление коммунального имущества с просьбой освободить нас хотя бы от оплаты за участок земли вокруг дома в 8,5 соток, которой мы в принципе не пользовались, но каждый раз получали отказ. Поэтому мы были вынуждены в 2016 году расторгнуть договор аренды и покинуть этот дом, ставший родным для нас за 20 лет проживания в нем.

Очень быстро после этого, в феврале 2017 года, на восьмой сессии седьмого созыва Облсовет принял решение о передаче памятки архитектуры из оперативного управления градостроительства и архитектуры Черниговской областной государственной администрации в оперативное управление Управлению коммунального имущества Черниговского областного совета. Также ему было предоставлено согласие на разработку технической документации по землеустройству земельного участка ориентировочной площадью 0,0830 га, из земель жилой и общественной застройки для строительства и обслуживания других зданий общественной застройки.

 В апреле 2019 года на семнадцатой сессии Облсовет утвердил техническую документацию относительно земельного участка вокруг особняка Спановского и определил его размер в 0,0389 га

То есть, фактически Облсовет сделал то, о чем просил арендатор - уменьшил земельный участок под домом с восьми соток до трех. Но уже без надежного арендатора, который восстановил из руин собственными силами памятку архитектуры и в течение 20 лет содержал ее в порядке. От этого арендатора просто избавились. Зачем? Была уверенность, что легко найдут другого арендатора, который будет так же благополучно содержать особняк? Или об этом совсем не думали, а понадобилось “бойкое” место для застройки?

По закону - нельзя, в реальности - делается

Купить памятник архитектуры и использовать его по собственному усмотрению, изменив целевое назначение, очень непросто, если придерживаться законодательства. Прежде всего, нужно изъять его из Государственного реестра недвижимых памятников Украины, следуя законодательству об охране памятников, в том числе Закону “Об охране культурного наследия”.

-Из реестра памятников архитектуры можно изъять памятник, если он физически уничтожен или утратил свое значение как памятник, - говорит начальник управления градостроительства и архитектуры ОГА Александр Дмитрюк. - Например, в Нежине посередине рынка стоит сооружение, включенное в Реестр памятников. По сути, оно представляет собой разрушенную аварийную будку и давно утеряло свое назначение как памятник. Но мы не можем применить к нему какие-то меры для его сноса. Чтобы исключить из Реестра этот памятник архитектуры, нужно получить решения Совета при областном Департаменте культуры и туризма, Консультативного совета по вопросам охраны культурного наследия при Департамента культуры, нужно получить дефектный акт относительно утери предмета охраны. И еще пройти множество инстанций. В итоге вывести его из Перечня памятников может только Министерство культуры Украины на основании решения суда.

Стоит ли таких усилий право владения деревянным особняком Спановского с тремя сотками земли под ним - большой вопрос. Другое дело, если этот ветхий особняк мешает застроить пустующую землю вокруг. Одно дело - хибара в Нежине, другое - здание в Чернигове, в приближенном к центру месте, с перспективой застройки территории. И хотя в Чернигове случаи незаконного сноса памятников архитектуры местного значения пока неизвестны (хотя стоит помнить о попытке комсомольцев незаконно распорядиться домом Спановского в 1990м году), но совсем рядом, в Киеве, вовсю происходит уничтожение памятников архитектуры различными способами. В некоторых случаях срабатывает закон, и памятники возвращают в собственность города, иногда случаи продажи и последующего сноса так и остаются безнаказанными

Тем временем в Перечне памятников архитектуры и градостроительства, садово-паркового искусства местного значения Черниговской области
числится 174 памятника…

Gorod.cn.ua

Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш Telegram.

Теги: особняк, памятник, Спановский