Сегодня, 21 октября на 9.30 было назначено финальное заседание суда в деле по двойному убийству на ул.Мезенцев, 80. Обвиняемой 23-летней Снежане Кругляковой должны были вынести приговор. Несмотря на то, что буквально в пятницу 18-го октября, почти до конца рабочего дня в суде слушали судмедэкспертов, давала обширные пояснения о произошедшем сама Снежана, а также состоялись дебаты, судьи почему то назначали оглашение приговора на утро понедельника. Из-за этого нам показалось, что решение уже было написано заранее, ведь трудно поверить, что коллегия судей пожертвует выходными ради размышлений о судьбе Снежаны.
На фото судьи слева направо Андрей Сапон, Юрий Кулинич, Руслан Григорьев
Кстати, отметим для наших читателей, что именно на прошлом заседании потерпевшие Наталия и Юрий Кулиши – родственники убитых Тамары Копыловой и Бориса Столбова, вдруг ни с того ни с сего попросили пожизненное для Кругляковой. А год назад 17 октября 2018-го года, когда дело только начали рассматривать по сути, на вопрос прокурора Виталия Бережняка, о мере наказания Кулиши ответили, что пусть наказание определит суд, согласно законов Украины.
Но, как известно, законы Украины, в вопросах назначения высшей меры наказания, коим является пожизненное лишение свободы, до сих пор не имеют четких параметров, опираясь на которые стороны или суд могли бы точно спрогнозировать или решить, что вот здесь у нас 15 лет за убийство двух и более человек (п.1 ч.2 статьи 115 КК Украины), а вот здесь у нас – пожизненное. А разница между 15-ю годами лишения свободы и пожизненным колоссальна – еще и потому, что в нашей стране отсутствует законный механизм подать прошение на замену пожизненного на реальный срок – например 20 или 25 лет. Возможность помилования от Президента после отбытия 20 лет тюремного заключения – не в счет, так как это происходят настолько редко, что даже ЕСПЧ указал на это в своем решении Петухов против Украины (№2). В решении поясняется, что осужденные, получившие пожизненное заключение, с самого начала не знают, что они должны делать, чтобы их обращение о помиловании рассмотрели, и при каких условиях это может произойти.
В Конституционном суде на данный момент на рассмотрении сразу три жалобы от пожизненно заключенных, объединенные в одно дело. Заявители утверждают, что отсутствие в Кодексе механизма досрочного освобождения от пожизненного лишения свободы не согласуется с Конституцией Украины, Конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 года (далее - Конвенция) и практике Европейского суда по правам человека.
Несмотря на такую непростую ситуацию с пожизненным в Украине, Снежане Кругляковой Деснянский суд влепил пожизненное. Именно влепил, так как это решение было ну очень неожиданным для всех, кто ходил на суды больше года. Кроме, пожалуй, потерпевших. Визуально не было заметно, что оглашенный приговор стал для них сюрпризом, а Наталья Кулиш посмотрела в сторону клетки со Снежаной, которая уже начинала биться в припадке от услышанного, с особым удовлетворением во взгляде.
На фото Снежана Круглякова
Еще утром на подходе к суду наш корреспондент обратился с вопросом к адвокату Кругляковой Александру Бузакову, не кажется ли ему подозрительным то, что оглашение приговора назначили на утро понедельника. Ведь такой небольшой разрыв между последним заседанием и приговором может свидетельствовать о том, что показания Снежаны никто особенно не слушал и не анализировал. А ведь он ранее заявлял нашему корреспонденту, что их главная стратегия – это то, что Снежана даст показания после того, как суд выслушает всех свидетелей, будут зачитаны все экспертизы и оценены прочие доказательства по делу. По мнению Бузакова, который ранее работал в прокуратуре, давать показания в суде и тем более в ходе следствия, до рассмотрения других материалов бывает просто опасно, так как следствие и прокуратура имеют свои рычаги давления, на то, чтобы переиначить и подогнать улики и экспертизы под показания подозреваемого в нужную для них сторону.
На фото адвокат Бузаков
От каких либо прогнозов и пояснений всегда вежливый и спокойный Бузаков уклонился, очень нервничал, чуть не сорвался на ругательства, бегал несколько раз курить, так как суд начался с задержкой в 1 час. Отметил лишь, что текст приговора печатается постепенно в ходе слушания дела и оценки всех доказательств. Высказал свою уверенность, что судьи работают и на выходных. Также пояснил, что в каждом деле бывает по-разному, иногда в совещательную комнату выходят и на неделю, а иногда как сейчас – ненадолго.
И нервничал адвокат не зря, видно профессиональное чутье подсказывало, что дело дрянь. Несмотря на то, что даже у прокурора не хватило совести попросить пожизненное для совсем еще молодой девушки, а они всегда в таких делах просят с набросом, судьи сообщили черниговской студентке, что она проведет остаток своей жизни в Качановской колонии.
Приговор зачитывали 30 минут. Из троих судей только Руслан Григорьев смотрел на Снежану и лицо его выражало некие эмоции, но как стало понятно из зачитанного текста никто из слуг закона особого мнения к приговору не приложил, а значит коллегия единогласно пришла к общему знаменателю. Гражданский иск на возмещение морального ущерба потерпевшие не заявляли.
Перед оглашением приговора коллеги-журналисты в коридоре обсуждали, какое наказание присудят Снежане:
- По, моему мнению, не больше 10 лет, - отметила молоденькая корреспондентка местного телеканала. Она еще могла бы исправиться выйти в 33 года и начать жизнь с чистого листа, ведь это тот возраст, когда еще все возможно. Жаль ее…
– Или 12 или 7, если решат, что доказано только 1 убийство – дяди, ведь крови тети на Снежане не было и доказательства ее вины по убийству тетки хромают, - задумчиво произносит корреспондентка другого регионального телеканала.
- У меня очень редко бывают ситуации, когда не могу дать прогноз, а тут прямо никаких мыслей нет, - растерянно произносит самая опытная журналистка города и области по криминальной тематике.
- 12 лет. Никто не будет заморачиваться с тем, чтобы выписывать решение, где исключат убийство тети, иначе тогда все можно вообще расценить как самооборону, - выдвинул свой прогноз наш корреспондент.
- Да, что вы как дети малые, осадила коллег корреспондентка одного из всеукраинских СМИ, вы же помните, где работают потерпевшие? (Наталия Кулиш является директором областной дирекции страховой компании «Княжа VIG», Юрий Кулиш заместителем гендиректора стройкомпании «Укрсивербуд» - прим.авт.) Будет так, как они хотят, тем более что эти компании в хороших отношениях с руководством города.
- Не зря наш Деснянский суд в шутку называют «печерским», то есть «карманным». Решения пишутся исходя не только из буквы законы, но и по указаниям сверху, - едко добавляет местная корреспондентка.
Не смотря на все эти размышления, кто кому кум, сват, брат и в чьей власти позвонить судье и направить его мысли в нужное русло, приговор для нашего корреспондента был просто шоком. Очень расстроилась и та самая пожилая женщина, которая не пропустила ни одного заседания по делу Снежаны, а во время приговора читала молитвы.
На фото оглашают приговор Кругляковой
Понятно, что в нашей стране, если потерпевшие являются весьма влиятельными людьми приговор уж точно мягким не будет, и то что на Деснянский суд можно влиять никто не сомневается, учитывая, то как там рассматривали дела против мэра Атрошенко. Но позволить избежать формального наказания политику – это одно, а дать пожизненное молодой девушке – это совсем другое.
По нашему мнению, даже если исходить из того, что Снежана убила двоих человек – своих опекунов, та мера наказания, которую определил суд - несправедливая и вот почему.
Это однозначно не было цинично спланированным убийством с целью наживы. И нельзя ставить в один ряд тех же днепропетровских маньяков, которые охотились на людей в середине двухтысячных и бытовой конфликт в семье, которая растила приемного ребенка с очень непростым бекгранудом.
Круглякова не была ранее судима, не являлась асоциальным элементом общества, имела позитивные характеристики, работала, училась и т.д. Но что-то такое происходило в этой семье, что довело ситуацию до трагедии. Отношения в семье были явно не совсем стандартные. Тотальный контроль за подростком, а потом уже молодой женщиной, особенно со стороны дяди имел своей обратной стороной накапливающееся недовольство и гнев, который затем выплеснулся наружу. Возможно, то, что прощалось бы родному ребенку, запрещалось и осуждалось, когда речь шла о бедной родственнице – то есть Снежане. И не будем забывать о серьезных психологических травмах, которые получила Круглякова в детстве, ее родных отца и мать лишили родительских прав, ребенок мыкался по родственникам, а отец как-то и вообще угрожал ее убить.
Никто, ни судьи ни даже родственники убитых не могут до конца знать и понимать все нюансы и тараканы отдельно взятой семьи и всех ее членов, и поэтому оценивать подобные преступления в рамках семьи стоит с иного ракурса, чем если бы это произошло при участии незнакомых между собой людей. Потерпевшие ждали от девушки совсем других признаний, чем те, что она озвучила в минувшую пятницу, но даже если правды она до конца не сказала или не созналась в убийстве двоих человек, судьи, должны понимать, что таким решением навсегда перечеркивают жизнь молодой женщине, не дав и шанса исправить ошибку, так как пожизненное в Украине – это все равно, что похоронить заживо. А учитывая то, что у нее нет никаких родственников, что смогут поддерживать ее в заключении – это вдвойне жестоко.
Не зря пожизненное заключение пришло на смену смертной казни, которая была ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОЙ мерой наказания. То есть каждый раз, перед вынесенинем пожизненного приговора стоит задаваться вопросом: "Исключительный ли это случай в рамках судебной практики?", "Действительно ли личность подсудимого такова, что он не сможет исправиться никогда?" и "Вынес ли я бы такой приговор, если бы расстрел на сегодня в стране действовал?".
- Что это было? Просто жесть какая-то!, - растерянно вопрошали и тут же отвечали сами себе черниговские журналисты после заседания.
- А я ж вам говорила, что никакие не 10 и не 12, - с победными нотками в голосе воскликнула девушка журналист, что выдвигала версию про влияние потерпевших.
- Вы будете подавать апелляцию?, - спросили у выбегающего Бузакова.
- Конечно, после такого-то!, - в сердцах бросил адвокат.
- Господи, это просто ужас какой-то, бедная Снежечка, - причитала в коридоре Деснянского суда женщина из группы поддержки Кругляковой, - не знаю, как и домой дойду после такого….
Впрочем, не все так печально для Снежаны Кругляковой. В Украине, как и в соседней России в целях гуманизации в июле месяце этого года был зарегистрирован законопроект №10392, которым предусматривается отменить возможность назначения пожизненного лишения свободы для мужчин, которые не достигли 18 лет или старше 65, и для женщин без возрастных ограничений. К тому времени, когда пройдут слушания в апелляционной инстанции и Верховном суде, изменения предложенные законодателем могут вступить в силу. Плохо в этом лишь, то, что законопроект был зарегистрирован депутатами VIII созыва, а новые депутаты могут похоронить начинания предшественников.
Как уверяли авторы данного законопроекта, заключенные женщины составляют значительное меньшинство среди тех, кто получил пожизненное лишение свободы во всем мире. Однако исследования показывают, что многие женщины, осужденные к этому виду наказания за серьезные насильственные преступления, совершали их из-за того, что сами неоднократно подвергались насилию.
В самом крайнем случае, если Украина оставит пожизненный приговор в силе для Кругляковой она, как гражданка России может ходатайствовать об отбывании наказания в той стране, гражданкой которой она является. А в России, как мы писали выше, пожизненное для женщин – не предусмотрено.
Справочно:
По состоянию на начало 2019-го года из 1 565 приговоренных в Украине к пожизненному заключению лиц 23 – женщины. Девять заключённых — детоубийцы, во всяком случае именно так решил украинский суд. Самой младшей осуждённой 29 лет, старшей — 71 год. Пятеро из них были приговорены к расстрелу и сидят с 1990-х, но в декабре 1999 года в Украине отменили смертную казнь, поэтому высшую меру им заменили пожизненным заключением.
Gorod.cn.ua
Хочете отримувати головне в месенджер? Підписуйтеся на наш
Telegram.