Черниговский Елецкий монастырь основан Промыслом Божиим на месте, указанном Царицей Небесной. Народное предание, записанное в XVII веке архимандритом Иоанникием Голятовским, говорит о том, как в окрестностях Чернигова на ели был найден образ Богородицы, "променями светлыми як огнем оточеный"*. "Кто на том дереве еловом образ Матери Божией поставил, - размышляет Голятовский, - чи по Божиему напутствию человек, чи ангел, того не ведать, однако известно, что той образ знайденый за князя Черниговского Святослава Ярославича". Это знаменательное событие, согласно Елецкому синодику, произошло в 1060 году"*. На месте обретения святой иконы Черниговским князем Святославом Ярославичем (1054 - 1073) был возведен храм Успения Богородицы. Будучи Великим князем Киевским (1073 - 1076), он начал строительство и Успенской церкви Киево-Печерской Лавры. В монастырском синодике знаменитого князя - основателя Черниговской княжеской династии, поминали как фундатора: "Помяни, Господи, благочестивого князя Киевского и Черниговского Святослава Ярославича, иже созда монастырь Пресвятой Богородицы Елецкой". Таким образом, и икона, и монастырь получили свое название от ели. В древние времена Елецкий монастырь также называли Болдиногорским1.
Еще одно важное событие связывает Елецкую обитель и Киево-Печерскую Лавру. Эти христианские святыни получили благословение от основателя монашества на Руси, преподобного Антония Печерского. В "Повести временных лет" говорится: "И прислав Святослав, в ночь поя Антония Чернигову. Антоний же, пришед к Чернигову, возлюби Болдины горы, ископав печеру, ту ся всели. И есть ту монастырь святое Богородицы на Болдиных горах и до сего дни". Описание этого события несколько раз повторяется и в Киево-Печерском Патерике: "Черниговский князь Святослав, узнав, что брат его гневается на преподобного Антония, прислал за ним ночью и взял его в Чернигов. Антоний, избрав место близ города, в горе Болдыне, выкопал здесь пещеру, где и поселился. На этом месте был устроен монастырь"2. Поскольку другой Черниговский монастырь, расположенный на Болдиных горах, имел название Ильинского (с XVII века - Троице-Ильинский), Иоанникий Голятовский справедливо замечает: "Хотя тут не написано Елецкий, однако надо разуметь монастырь Богородицы Елецкой потому, что на горах Болдиных около Чернигова другого монастыря Пресвятой Девы нет"3. Автору "Скарбницы" хорошо известно, что Антоний Печерский в иночестве подвизался на Афоне, а посему великий подвижник земли Русской "як монастырове Печерскому, так и Елецкому дал благословение од Святой Горы".
Древнейший на Черниговщине Елецкий монастырь был духовным центром княжества, и городская знать, безусловнозаботилась о благосостоянии обители. Архимандрит Иоанникий Голятовский в своей "Скарбнице" пишет, что обновляя Успенский собор в 1670 - 1674 годах, обнаружили "в земле пред церковными дверьми давний гроб целый, из каменных досок червоных учиненый. Знашлисмо так же внутри церкви под хором з правого и з левого боку в нишах давний гробы, в тых гробах знаменитых без сомнения або яких князей або панов руских тела были положены". По преданию, св. Никола Святоша, князь Черниговский, в юности часто посещал святую обитель и любил молиться в юго-западном углу Успенской церкви, где со временем была устроена часовня, которую называли кельей преподобного Николы Святоши4. Князь Никола (Святослав, в крещении - Панкратий) был сыном благоверного Черниговского князя Давида Святославича, построившего Борисо-Глебский собор в Чернигове. Еще в юности Панкратий решил оставить богатство, честь и славу земную, чтобы посвятить себя жизни иноческой. В подвиге послушания и молитвы он подвизался в Киево-Печерском монастыре. Братия любила князя-инока Николая и за праведность называла его "Святошею"*. Ныне мощи святого нетленно почивают в Ближних пещерах Лавры.
* А. Ефимов утверждает, что имя Святоша - уменьшительное от Святослава.
О первоначальном виде и устройстве Елецкого монастыря Голятовский пишет "Как в Киеве Печерская, так в Чернигове Елецкая церковь была окружена каплицами (часовнями). А перед Батыем церковь Елецкая была покрыта оловянными таблицами, о чем известно из того, что и теперь люди находят в песке вокруг церкви много олова". Автор "Скарбницы" упоминает и о фресках Успенского собора, которые найдены были в "таком виде, что их ни дождь, ни град, ни снег не истребили и не испортили в течение многих лет".
Известно, что в период раздробленности Киевской Руси нередко происходили братоубийственные войны, в которых столица Черниговского княжества неоднократно подвергалась разорению. Междоусобица обернулась страшной катастрофой в 30 - 40-х годах XIII века, когда лавина диких кочевников смела города и веси ослабленной раздорами Руси. Чернигов пал в октябре 1239 года. Дружина Черниговского князя Мстислава Глебовича и все защитники крепости были уничтожены. Монголо-татарская орда опустошила и сожгла город с его святынями. Черниговский епископ Порфирий был захвачен в плен и уведен татарами в Глухов. Дальнейшая его судьба неизвестна5.
Великие бедствия несли не только скорбь, но и смятение в народную душу. Многие русские князья от страха и бессилия должны были преклониться перед ханом Золотой Орды. Пример мужества и христианского благочестия явил потомок Святослава Ярославича Черниговский князь Михаил. Его стойкость и мученическая смерть в Орде вместе с боярином Федором знаменовали неминуемую победу над врагом, а прославленные Богом святые и нетленные их тела стали символом будущего воскресения Руси. Во время нашествия монголо-татар на Русь Михаил Всеволодович занимал Великий Киевский престол. После разгрома Черниговщины татары повернули на юг для завоевания Крыма6. Князь Михаил отправился за помощью на Запад - сначала в Венгрию, а затем в Польшу, но не нашел там понимания. После возвращения на Русь князь Михаил около двух лет жил неподалеку от разрушенного татарами Киева, потом переехал в Чернигов. Надежды на объединение Руси для борьбы с поработителями не оставалось: многие князья признали власть завоевателей7. В 1245 году и князь Михаил был потребован в Орду, куда отправился вместе с боярином Федором. Хан Батый принуждал поклониться солнцу и огню, но правоверный князь Михаил на это отвечал: "Не подобает христианам поклоняться творению, оставив Творца. Мы поклоняемся Пресвятой Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу - Единому Богу, Создателю неба и земли". За твердое исповедание Христовой веры князь Михаил и боярин Федор подверглись лютым пыткам, после чего 20 сентября 1245 года они были зверски убиты. Почитание Михаила, князя Черниговского и боярина Федора как святых началось сразу после их кончины8. Тела мучеников и исповедников перенесли сначала во Владимир, а затем в Чернигов. В 1578 году, по воле царя Ивана Грозного, они были перенесены в Москву и ныне почивают в Архангельском соборе Кремля.
Вследствие татарского погрома древняя Черниговская епархия на время закрылась. Затем ее архиереи с 1360 года проживали в Брянске, куда и была перенесена Черниговская кафедра9. Епископы же стали титуловаться Брянскими или Дебрянскими10.
С середины XIV века Черниговщина, состоящая из удельных вотчин, подпала под власть литовских князей. После разделения Русской Православной Церкви на две митрополии в 1458 году - Московскую и Литовскую, Брянская (Черниговская) епархия вошла в состав последней11. С 1445 года Черниговом владел князь Иван Можайский, который начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был отремонтирован и Елецкий монастырь12. В 1499 году Великий князь Литовский Александр подтвердил права сына Ивана Можайского, Семена, на владение Северскими городами13. Но вскоре последний вместе с Василием Шемячичем, который владел Новгород-Северским и Рыльском, передались со всеми вотчинами Великому князю Московскому Ивану III. Таким образом, Чернигово-Северщина первой среди украинских земель вошла в состав Московской державы14, где и находилась более века до заключения в 1618 году Деулинского договора. Большая часть Черниговской епархии соединилась с Московской митрополией. Однако она не получила своего епископа15, но была присоединена к Смоленской епархии16. В это время Елецкая обитель была окончательно восстановлена, и "мешкали там иноки московские". Иоанникий Голятовский называет несколько имен настоятелей-архимандритов Елецкой обители (вероятно, того же московского периода) - Нифонт, Адриан, Иона, Герасим, Никифор, Серапион (Высоцкий). Далее он замечает: "Больше их мело быти, поскольку есть больше строителей - тридцать и пять - которых имена в синодику альбо в поминнику Пресвятой Богородицы Елецкой суть написаны". О состоянии обители в XVI веке известно немногое. Со слов современников - престарелых монахов и мещан, которые жили в Чернигове во время московского правления, Голятовский сообщает: "Купола были мурованые на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленные. А монастыр был палями вокруг оставленый так, як теперь замок Черниговский, и келий около церкви были и монахи мешкали". В монастыре был колодец и огромных размеров колокол, который висел на двух столбах, малые же колокола находились на колокольне.
Затяжная Ливонская война (1558 - 1583) коснулась также и Черниговщины. В 1562 году отряд московских стрельцов под предводительством Черниговского воеводы направился к границам Великого князя Литовского для захвата вместе с боярином Федором. Хан Батый принуждал поклониться солнцу и огню, но правоверный князь Михаил на это отвечал: "Не подобает христианам поклоняться творению, оставив Творца. Мы поклоняемся Пресвятой Троице: Отцу и Сыну и Святому Духу - Единому Богу, Создателю неба и земли". За твердое исповедание Христовой веры князь Михаил и боярин Федор подверглись лютым пыткам, после чего 20 сентября 1245 года они были зверски убиты. Почитание Михаила, князя Черниговского и боярина Федора как святых началось сразу после их кончины8. Тела мучеников и исповедников перенесли сначала во Владимир, а затем в Чернигов. В 1578 году, по воле царя Ивана Грозного, они были перенесены в Москву и ныне почивают в Архангельском соборе Кремля.
Вследствие татарского погрома древняя Черниговская епархия на время закрылась. Затем ее архиереи с 1360 года проживали в Брянске, куда и была перенесена Черниговская кафедра9. Епископы же стали титуловаться Брянскими или Дебрянскими10.
С середины XIV века Черниговщина, состоящая из удельных вотчин, подпала под власть литовских князей. После разделения Русской Православной Церкви на две митрополии в 1458 году - Московскую и Литовскую, Брянская (Черниговская) епархия вошла в состав последней11. С 1445 года Черниговом владел князь Иван Можайский, который начал восстановление черниговских святынь. Тогда же был отремонтирован и Елецкий монастырь12. В 1499 году Великий князь Литовский Александр подтвердил права сына Ивана Можайского, Семена, на владение Северскими городами13. Но вскоре последний вместе с Василием Шемячичем, который владел Новгород-Северским и Рыльском, передались со всеми вотчинами Великому князю! Московскому Ивану III. Таким образом, Чернигово-Северщина первой среди украинских земель вошла в состав Московской державы14, где и находилась более века до заключения в 1618 году Деулинского договора Большая часть Черниговской епархии соединилась с Московской митрополией. Однако она не получила своего епископа15, но была присоединена к Смоленской епархии16. В это время Елецкая обитель была окончательно восстановлена, и "мешкали там иноки московские". Иоанникий Голятовский называет несколько имен настоятелей-архимандритов Елецкой обители (вероятно, того же московского периода) - Нифонт, Адриан, Иона, Герасим, Никифор, Серапион (Высоцкий). Далее он замечает: "Больше их мело быти, поскольку есть больше строителей - тридцать и пять - которых имена в синодику альбо в поминнику Пресвятой Богородицы Елецкой суть написаны". О состоянии обители в XVI веке известно немногое. Со слов современников - престарелых монахов и мещан, которые жили в Чернигове во время московского правления, Голятовский сообщает: "Купола были мурованые на церкви Елецкой, накрытые досками дубовыми и смолою засмоленные. А монастыр был палями вокруг оставленый так, як теперь замок Черниговский, и келий около церкви были и монахи мешкали". В монастыре был колодец и огромных размеров колокол, который висел на двух столбах, малые же колокола находились на колокольне.
Затяжная Ливонская война (1558 - 1583) коснулась также и Черниговщины. В 1562 году отряд московских стрельцов под предводительством Черниговского воеводы направился к границам Великого князя Литовского для захвата Остерского замка, но попал в засаду и был разбит Остерским старостой Филоном Кмитою. После первой удачи Кмита быстрым маршем двинулся к Чернигову, захватил врасплох оставшийся в нем небольшой гарнизон и полностью сжег город. Совершив еще несколько победоносных рейдов в пределах Черниговщины, герой приграничной войны благополучно вернулся восвояси1'.