николай ге. совесть (иуда)
сегодня наступил уже третий день последней недели перед пасхой.
православные называют эту неделю страстной, а каждый ее день - великим.
первые три дня страстной недели посвящены последним земным дням спасителя, которые он провел с учениками.
великая среда сопоставляет две фигуры, два образа.
раскаявшаяся грешница, которая отдала все свои деньги и целовала ноги спасителя.
иуда, апостол, за деньги предавший христа целованием.
томас стернс элиот
Ибо я не надеюсь вернуться опять
Ибо я не надеюсь
Ибо я не надеюсь вернуться
Дарованьем и жаром чужим не согреюсь
И к высотам стремлюсь не стремиться в бессилье
(Разве дряхлый орел распрямляет крылья?)
Разве надо роптать
Сознавая, что воля и власть не вернутся?
Ибо я не надеюсь увидеть опять
Как сияет неверною славой минута
Ибо даже не жду
Ибо знаю, что я не узнаю
Быстротечную вечную власть абсолюта
Ибо не припаду
К тем источникам в кущах, которых не отыскать
Ибо знаю, что время всегда есть время
И что место всегда и одно лишь место
И что сущим присуще одно их время
И одно их место
Я довольствуюсь крохами теми
Что даны мне, и в них обретаю веселость
Оттого отвергаю блаженный лик
Оттого отвергаю голос
Ибо я не надеюсь вернуться опять
Веселюсь, ибо сам себе должен такое создать
Что приносит веселость
И молю, чтобы Бог проявил свою милость
И молю, чтобы я позабыл
Все, над чем слишком долго душа моя билась
Чтобы слишком понять
Ибо я не надеюсь вернуться опять
И твержу это, чтобы
Завершенное не начиналось опять
Чтобы к нам судия проявил свою милость
Ибо крылья мои не сподобятся боле
В небо взвиться, как птичьи
В небо дряхлое, маленькое и сухое
Много меньше и суше, чем дряхлая воля
Научи нас вниманью и безразличью
Научи нас покою.
Молись за нас, грешных, ныне и в час нашей
смерти
Молись за нас ныне, и в час нашей смерти.
из книги полые люди (1930)
томас стернс элиот - американский поэт 20 века, модернист и герметист. лауреат нобелевской премии по литературе за 1948 год.
герметизм - направление в поэзии 30—30-х гг. 20 в. само название подчёркивает его замкнутость, оторванность от действительности, уход в мир субъективных переживаний. в г. сохранился гуманистический интерес к внутреннему миру человека. принцип модернистской поэтики г.— абстрагирование от "непоэтической" реальности. отсюда усложнённость образа, возникающего в результате цепи субъективных ассоциаций.
герметики стремились к максимальной значимости слова как выражения чувства, а не мысли: слово должно через ритм и гармонию передавать скрытый мир душевных движений и состояний. но значение слова у герметиков также субъективно, подчинено индивидуальной ассоциации и часто лишено общепринятого смысла.
томас стернс элиот считал, что созданные трудом и вдохновением бесценные поэтические образы стоит защитить в первую очередь от свиного рыла хама, а также укрыть от пронзительного взора борцов против беЗкультурья, насаждающих вместо библии - пропись. эти рыла и теперь живут и действуют.
велика милость господа