сокрушенно приходится признать, что до решительности и адекватности тяньаньмэня нашим правительствам далеко. у нас - все сплошь майданы, болотные-сахарова да екс-юэи. а ведь такие действия - натаскивание черни на разрыв державы. мало, что такое делается. еще же и отчет себе не отдается в последствиях. беда!
пока все не обрушилось, хожу почитать на однако. утешение слабое - но оно утешение.
хороший ресурс, хорошие авторы, ни одного идиота.
я уже выкладывал мараховского здесь. и вот - снова выдалась возможность, виктор написал чудесный текст, ни добавить - ни убрать.
о чем он? о том, что мы живем в конце периода, а не в его начале. потому в приоритете защита от падающих сверху обломков. а уж потом, с необходимыми мерами предосторожности - поиски ростков нового.
техника безопасности определяет срок жизни.
доброго чтения с утра!
СХВАТКА СУПЕРСИЛ
Уважаемые читатели! Начнём с кино. Через неделю начинается Берлинский кинорынок, и представлять нашу страну, наплевав на мнение самой страны, поедут феерические проекты. А именно:
1) Фильм студии Н.Михалкова «Шпион» по Б.Акунину, рассказывающий о том, как умный немецкий шпион обманул глупого Сталина и убедил его в том, что войны не будет. В главной роли Ф.Бондарчук.
2) Фильмы студии Ф.Бондарчука «Сталинград» в 3D и «Духless» по классику современности С.Минаеву. Режиссёр последней – Р.Прыгунов, ранее снимавший клипы Земфиры.
3) «Последняя сказка Риты» Р.Литвиновой про героиню Р.Литвиновой, работающую в морге. Композитор – Земфира.
4) «Жила-была одна баба» режиссёра А.Смирнова про бабу, которую все насиловали, снятый при поддержке нынешнего зятя творца А.Чубайса.
Большая часть этих творческих явлений, как обычно, была материально поддержана Фондом кино. Все они либо уже провалились, либо ещё провалятся в прокате. Потому что кто, в самом деле, попрётся на фильм про Литвинову в морге или на то, как фашисты лихо наших побеждали.
В общем, всё даже хуже, чем обычно. Но это говорит о том, что в истории нашей Родины наступает крайне важный момент.
Дело в том, что сам по себе этот список при вдумчивом чтении обрисовывает отечественную ситуацию лучше любых политических воплей – как патриотических, так и либеральных. Вот радикальный лоялист Никита Сергеевич Михалков снимает фильм по радикальному либералу Борису Шалвовичу Акунину. Вот патриот Фёдор Сергеевич Бондарчук снимает про Сталинград так, что не стыдно будет показать премьеру именно немцам. Где-то рядом всеобщая знакомая Р.Литвинова снимает про Р.Литвинову – и её тоже берут в компанию. И все в этой компании друг друга учитывают, имеют в виду и просто так, уважают и поддерживают хорошие отношения, несмотря на какие-то политические дрязги.
Можно было бы, в принципе, начать разговор с любой другой сферы – там мы увидим ту же фигню. В хорошем, престижном английском университете учится Дуня, у которой папа депутат-патриот, Никита, у которого папа либерал и олигарх, и какой-нибудь Макар, у которого мама начальница лоялистской партии в области миллионов на десять душ. А все вместе они фанаты, я не знаю, «Манчестер сити» и никогда не пропускают игр. Я начал про киноэлиту только потому, что её все знают, она всё время в телевизоре.
Что объединяет всех этих випов, являющихся племянниками, экс-супругами и сожительницами других випов? У них, говоря в комиксовых терминах, имеется общая суперсила.
Суперсила – это то, что отличает супергероя от обычного человека. Супермен там, например, небьющийся, Спайдермен паутинку ткёт, Штирлиц всё продумывает наперёд.
У любой хорошо слежавшейся элиты наиболее востребованной и поэтому главной суперсилой – становится суперсила «иметь друг с другом хорошие отношения».
Особенно остро эта суперсила востребована в благополучной ситуации, когда имеется стабильность и финансирование капает. Читатели по своему рабочему опыту наверняка легко припомнят т.н. времена расцвета на различных предприятиях. Это времена, когда на ответственных вроде бы должностях торчат совершенно неубиваемые дуры и парнишки без определённых занятий, виртуозно владеющие имением хороших отношений.
Коротко говоря, элита благополучной эпохи – это место, которое неизбежно заполняется не теми, кто лучше всех выполняет работу, а теми, кто лучше всех заполняет места. Как только обладатель этой суперсилы занимает отведённое место – он тут же отращивает в разные стороны социальные паутинки и хватается хорошими отношениями за максимальное количество выше, ниже и рядом стоящего народа.
Собственно, с этого момента эпоха и перестаёт быть благополучной, потому что вместо работы руководители начинают друг друга тонко, филигранно и скрупулёзно учитывать. И даже тем, кто теоретически хотел бы сделать что-нибудь хорошее (в случае кино – снять фильм про величие русского духа) – столкнётся с необходимостью учесть, взять в долю и поделиться. В итоге такой благонамеренный чиновник сам не заметит, как фильм его будет снимать Фёдор Сергеевич, и не про величие духа, а про то, как семнадцать мужиков и одна студентка прятались в доме от метких немецких снайперов – вопрос в том, кто же стал отцом её ребёнка?
Разумеется, и в таких случаях случается неожиданно достойное. Даже в кино. Проявив дьявольскую хитрость, привлекши со стороны батьку Лукашенко или администрацию города Казани – можно снять «Брестскую крепость» или «Реальную сказку». Другое дело, что вся профильная элита будет делать вид, будто этих фильмов просто нет и не было. Ибо на их фоне то, за что они привыкли друг друга награждать и уважать, будет выглядеть слишком однозначно.
Фактически такая элита создаёт специальную «компромиссную реальность для совместного пользования» -- даже если ни один из её отдельных представителей в эту реальность, не будучи полным идиотом, не верит. В этой компромиссной реальности, в полном соответствии со вторым началом термодинамики, возможности для упорядоченного движения будут неизбежно падать, стремясь к нулю.
И даже когда реальность реальная затребует совершенно ясных и недвусмысленных действий – творцы и операторы компромиссной реальности, созданной суперсилой «Иметь Друг с Другом Хорошие Отношения», будут до последнего пытаться делать что-нибудь компромиссное. Никакая виртуалка вообще не признает существования каких-либо «неотложных» мер до тех пор, пока финансирование будет капать – поэтому Фонд кино до последнего будет давать Акунину, первые лица -- ласково увещевать Д.Быкова, МВД -- брать в советники Алексееву, Газпром – содержать «Эхо Москвы». Крыльям элиты гораздо проще считать противниками друг друга. Чем, вероятно, занимались в своё время кадеты и октябристы.
...Между тем, это всё означает одну простую вещь. За бортом таких элит автоматически скапливается всё больше обладателей других, невостребованных суперсил. Например, суперсилы командования, вытесненной компромиссными «навыками управления». Суперсилы созидания, вытесненной полшишечной «креативностью». Суперсилы стратегического планирования, вытесненной «аналитикой». Суперсилы самопожертвования и одержимости делом, вытесненной «тончайшим профессионализмом». И так далее.
И вот поэтому, уважаемые читатели, истинный катастрофический конфликт – назревающий, кстати, отнюдь не только у нас, но и во всём остальном мире, до сих пор руководимом элитами благополучных эпох – проходит именно между этими двумя незримыми партиями. Теми, кто что-нибудь отлично умеет делать, и теми, кто умеет иметь между собой хорошие отношения.
Как учит нас история – предотвратить поражение «хороших отношенцев» в таких конфликтах невозможно. Можно лишь варьировать степень жёсткости, с которой будет протекать процесс. От крайне мягкой – до сами понимаете.
Виктор Мараховский
февраль 2012