GOROD.cn.ua

коня потерять или убиту быть?

5 Сентября 2011 14:43   Просмотров: 1623
Метки: завершение периода
Нравится Рейтинг поста: -2


пришло время для правящей партии выполнять то, для чего ее пришли к власти.

предлагаю вашему вниманию высококачественную статью замминистра экономики украины.

нет смысла ее переизлагать, она и без того внятна.

смотрим сериал приключения в экономическом пространстве. как же поступит правительство? что выберет? интереееесно...


Предложения Минэкономразвития относительно стратегии развития взаимодействия Украины с Таможенным союзом Беларуси, Казахстана и Российской Федерации

Предложенный приоритет правительства — развитие поэтапной углубленной интеграции Украины с ТС — по своей сути является стратегическим и в условиях мирового кризиса, глобализации мировой экономики, геополитической и геостратегической ситуации в мире единственно правильным.

Вместе с тем есть ряд замечаний. Во-первых, этапы интеграции с ТС, содержащиеся в предложениях, вызывают сомнение. На наш взгляд, в них отсутствует логика. Если на первом этапе предлагается создание ЗСТ СНГ, то на втором — ЗСТ ТС. А ведь известно, что члены ТС одновременно являются членами СНГ. Поэтому после завершения переговорного процесса о ЗСТ СНГ, который длится уже 3 года, приступать к переговорам по тому же предмету, с теми же участниками, только в более узком формате, нелогично, и Украина добровольно лишит себя тех достижений и преимуществ, которые достигнуты со странами СНГ.

Во-вторых, представленные предложения не учитывают мировую конъюнктуру, продолжение финансово-экономического кризиса, тенденции процессов глобализации, регионализации и хаотизации, а самое главное — реальное экономическое и финансовое положение государства, а также обеспечение экономической безопасности Украины.

Физический износ основных производственных фондов на 26% превысил пороговое значение. Уровень ВВП составляет лишь 65,9% от уровня 1990 г. По данным платежного баланса за 2010 г. отрицательное сальдо составило 3850 млн. долл. Негативная тенденция сохраняется — за первый квартал 2011 г., по данным внешнеторгового баланса, отрицательное сальдо достигло 1202 млн. долл. Объем инвестиций в основной капитал имеет устойчивую тенденцию к сокращению. Общая сумма государственного гарантированного долга — 56,4 млрд. долл. Задолженность по заработной плате — 1,324 млн. грн.

Также не ликвидирован целый ряд структурных диспропорций в экономике и отсутствуют реальные источники для проведения ее модернизации и построения инновационной модели развития. По индексу глобальной конкурентоспособности Украина занимает 89-е место в мире. Также существует низкий уровень платежеспособности населения и сложная ситуация в банковском секторе экономики. Поэтому рекомендации должны быть реалистичными, научно обоснованными, учитывать реалии настоящего и подкрепляться соответствующими ресурсами.

В-третьих, из предложений выпал вариант, который предусматривал интеграцию в ТС с перспективой вступления в ЕС. Ведь именно при этом варианте РФ и страны ТС были готовы предоставить преференции по требованию украинской стороны о выравнивании стартовых позиций.

Предложения России по необходимым Украине компенсационным затратам, которые должна осуществить РФ для обеспечения равных возможностей нашей страны с целью углубления экономической интеграции через вступление в ТС, заключаются в следующем:

1) отмена экспортных пошлин на нефть — 3 млрд. долл. в год;

2) отмена экспортных пошлин на нефтепродукты — 490 млн. долл. в год;

3) снижение цен на газ до уровня российских внутренних цен — 4,6 млрд. долл. в год;

4) отмена действующих в двусторонней торговле российских защитных мер приведет к увеличению украинского экспорта в РФ как минимум на 670 млн. долл. в год;

5) компенсация Украине за возможные санкции со стороны ВТО — 1,9 млрд. долл.

Необходимо заметить, что приводимая цифра в 7 млрд. долл., которую могут выставить члены ВТО за то, что Украина условно нарушила свои обязательства, а также утверждение, что ее могут исключить из ВТО, не имеют ни расчетов, ни юридических оснований.

В-четвертых, на наш взгляд, интеграция Украины в ТС должна состоять из двух этапов, на что необходима политическая воля и в связи с чем следует осуществить внутригосударственные процедуры:

1) подписание протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении ЕврАзЭС от 10.10.2000 г.;

2) подписание соглашения о присоединении Украины к ТС в рамках ЕврАзЭС.

После этих этапов возможен процесс экономической интеграции ТС с ЕС.

Исследуя проблемы глобализации экономики, исходя из тенденций развития геополитики и геоэкономики в мире, можно сделать вывод, что Российская Федерация увеличивает свою прочность и значение в мирохозяйственной системе.

Так, она уже сегодня является членом G-8 и заняла в ней 6-е место по паритету покупательной способности (ППС).

Россия — активный участник G-20, куда входят страны, производящие 80% мирового ВВП. Кроме того, она член АТЭС, объединяющего страны, которые производят 2/3 мирового ВВП, и в следующем году будет председательствовать в этой организации.

Российская Федерация является активным членом БРИКС. Через 10 лет объем ВВП этих государств будет вдвое превышать ВВП США. Из 5 стран — членов БРИКС в рейтинге ВВП по ППС Россия занимает 3-е место.

Она также входит в E-7 — страны, которые быстро развиваются (Китай, Индия, Россия, Бразилия, Мексика, Индонезия, Турция). По результатам прогнозов на основе базового сценария к 2050 г. экономика государств E-7 будет на 64% больше, чем текущий масштаб экономик G-7 в долларовом выражении по рыночным обменным курсам (РОК) и вдвое превысит по ППС. Внешнеторговый оборот РФ в первом квартале нынешнего года вырос на 129,9%, а с Украиной — на 170,3%, экспорт — на 126,4%, тогда как из Украины — на 177,2%. Более высоких темпов роста внешнеторгового оборота России нет ни с одной другой страной мира.

Удельный вес Украины во внешнеторговом обороте РФ за первый квартал 2011 г. — 7,2%, а за 4 месяца — 7,4%, что составляет 4-е место после Китая — 10,4%, Нидерландов — 8,3%, Германии — 8,2%.

Кроме того, это составляет 44% общего объема товарооборота России со всеми странами СНГ и 86% со странами ЕврАзЭС. Украина также имеет положительную динамику и высокие темпы роста.

По прогнозам английских ученых, экономика РФ будет расти меньшими темпами из-за сокращения доли работоспособного населения, но вместе с тем ее ВВП превысит ВВП Германии и Великобритании по рыночным обменным курсам и по ППС.

Таким образом, анализ Института стратегических исследований в плане того, что у России исходя из геополитических прогнозов нет перспектив, не имеет под собой веских оснований как на сегодняшний день, так и на перспективу. Хотя определенные риски все же существуют. Но в современных условиях их можно отнести не только к России, но и к другим странам. А что касается территории и ресурсного потенциала РФ, которые крайне важны в связи с развитием реальной экономики, то она занимает первое место в мире, и равных ей по этим показателям пока нет.

Страны ЕС также имеют демографические проблемы и проблемы нацменьшинств, что для них является риском не меньшим, чем для РФ.

Теперь от геополитики вернемся к вопросам экономики. Евросоюз находится в рецессии, и на сегодняшний день падение его экономики, вызванное финансово-экономическим кризисом, не ликвидировано, а темпы роста ВВП в 1,5 раза ниже порогового норматива для членов ЕС.

Кроме низких темпов роста, огромную опасность для Евросоюза представляют структурные диспропорции. То есть чтобы заявлять о реформах или выходе из кризиса, ЕС необходимо прежде всего ликвидировать системный кризис и предложить принципиально новую модель социально-экономического развития.

Анализ показывает, что социальные стандарты в странах ЕС значительно выше их реальных финансово-экономических возможностей. А резервов по их покрытию пока не существует. Поэтому исправление структурных диспропорций будет проходить через снижение социальных выплат, а соответственно стандартов, что в свою очередь приведет к социальному противостоянию и напряженности. Ведь через бюджеты распределяется и так слишком большая доля ВВП, за 2010 г. — 50,4% ВВП, фонд развития основных фондов при норме не ниже 22—25% составляет 17,4%, тогда как в КНР до 40%, что делает экономику стран Евросоюза неконкурентоспособной.

Евросоюз будет спасать себя

Что касается финансовой устойчивости, то она в странах ЕС не обеспечена и находится в затяжном системном кризисе. Так, дефициты бюджета (7,4% за 2010 г.) в 2,5 раза выше пороговых значений (3%). Внешний государственный долг при норме не более 60% достиг 85%. Страны ЕС не имеют возможности покрыть как долговые обязательства, так и дефициты бюджетов, и сегодня уже около 30% дефицита покрывается за счет нерезидентов, что является угрозой не только с экономической, но и с политической точки зрения.

Опасность также представляет политика Европейского Центробанка по проведению эмиссии, которая не только не решит существующих проблем, но и обострит их. Ведь это повлечет новый виток инфляции, прежде всего монетарной. Этот эффект может усилить тот факт, что евро связан с долларом, а Федеральная резервная система США вышла с предложением в конгресс дать согласие на проведение третьей волны эмиссии, что лишь усугубит ситуацию. Кроме того, по всем критериям некоторые страны Евросоюза (Греция, Португалия, Ирландия, Испания) находятся не только на стадии дефолта, но и по существу являются банкротами.

Уровень безработицы в странах ЕС также превысил пороговое значение и достиг 10%.

Следующий негативный фактор для развития ЕС — отсутствие ресурсов, которые могут обеспечить это самое развитие, в первую очередь энергоресурсов. Так, собственная добыча нефти составляет 2,3 млн. баррелей в день, а потребление — 13,4 млн. баррелей, что почти в 6 раз превышает объемы собственного производства. Не лучше и с обеспечением природным газом (добыча — 178 млрд. м куб. в год, потребление — 376 млрд. м куб. в год, то есть потребление в 2,1 раза превышает производство).

Учитывая общую тенденцию повышения цен на энергоресурсы в мире, полный отказ от ядерной энергетики Германии, частично Франции и некоторых других стран, а также риски изменения климата, которые могут привести и к похолоданию на Европейском континенте, ситуация и дальше будет оставаться сложной.

Исходя из вышеизложенного, надеяться на то, что Евросоюз предоставит Украине реальную широкомасштабную помощь в виде инвестиций, инноваций и технологий, а также предоставит рынок для украинской продукции, не приходится, поскольку в этих странах отсутствует реальный потенциал, возможности и главное — желание, ведь им прежде всего нужно спасать себя.

Более того, страны ЕС объективно не имеют и достаточной экономической мотивации инвестировать в Украину. Это объясняется, во-первых, низким инвестиционным рейтингом нашей страны, поставленным международными агентствами (В—), во-вторых, отнесением Украины к 18 странам, которым могут объявить дефолт (6-е место), в-третьих, политической неопределенностью, в-четвертых, тяжелым финансово-экономическим положением, высоким уровнем внешней задолженности, низкой платежеспособностью. Средняя заработная плата у нас в 2,2 раза ниже, чем в странах СНГ. У нас малый объем рынка, а также отсутствие энергоресурсов, в чем нуждается экономика Евросоюза и других держав.

Таким образом, проведение переговоров по ускоренной интеграции со странами ЕС, в т. ч. создание ЗСТ+, откровенно говоря, вызывает беспокойство. Украина с первых дней независимости стремится к интеграции в Евросоюз и добровольно выполняет все свои международные обязательства, ведет себя как предсказуемый партнер, даже пошла на проекты, которые тяжелы для нее в экономическом плане (закрытие 4-го энергоблока ЧАЭС, ликвидация стратегических ядерных вооружений). Но за 20 лет, когда Евросоюз достиг пика своего развития и расширения, Украине практически не было предоставлено реальной помощи.

Возникает логичный вопрос: почему в условиях кризиса появилась необходимость ускоренной интеграции в ЕС? Я как эксперт, считаю, что основная причина этого желания — переложить часть кризисной и долговой нагрузки на экономику нашего государства.

Что касается интеграции со странами СНГ, в том числе Таможенного союза, то здесь ситуация ни сегодня, ни в перспективе не представляет для украинской экономики угроз и опасностей, хотя, безусловно, существуют вызовы и риски, которые Минэкономики учитывало в своих предположениях при проведении расчетов, прогнозов и моделей. В мире происходят быстрые изменения, и руководство государства однозначно прежде всего должно принимать решения, обеспечивающие суверенитет и безопасность Украины.

При участии в ТС не стоит вопрос о потере независимости и суверенитета, напротив, наша страна увеличивает в данной модели свой экономический суверенитет, а также имеет значительно большие шансы на более взаимовыгодных условиях интегрироваться в Евросоюз и другие международные объединения.

Статистические данные на протяжении 20 лет независимости свидетельствуют, что страны СНГ являются стабильно крупнейшими торговыми партнерами Украины. Доля украинского экспорта, импорта и товарооборота только с Россией выше, чем со всеми 27 странами Евросоюза (31,4% с РФ и 28,6% с ЕС).

Неопределенность относительно экономической интеграции Украины и непринятие политического решения приводят к тому, что страна несет убытки и теряет свой потенциал, а также не может воспользоваться преференциями, которые согласны предоставить Россия и другие члены ТС.

Сегодня Россия не та, что была 20 лет назад. Она, как и другие страны Таможенного союза, взяла курс на инновации и модернизацию национальной экономики. Для примера: доля 6-го технологического уклада в структуре национальной экономики России составляет 1%, тогда как в США — 5%, а в Украине — лишь 0,04%. Доля 5-го технологического уклада в России — 10%, в Украине — 3%.

Интеграция Украины со странами ТС даст ей шанс выравнять свои возможности, не потерять экономический потенциал и строить инновационную модель экономики. Ведь по инновационности Украина занимала по многим ключевым позициям первые места не только среди бывших союзных республик, но и среди ведущих стран мира. Ожидания, что ЕС будет вкладывать в Украину инвестиции и инновации, напрасны — 20 лет большой срок, что бы понять на сколько не оправдались наши ожидания относительно предоставления нам необходимой помощи.

Следующий факт, который необходимо учесть, — это существование согласованных проектов и программ, появившихся в связи с глубокой интеграцией Украины со странами Таможенного союза, — с одной стороны, а с другой — предоставление инвестиций в виде софинансирования для обеспечения совместного производства, а также предоставление рынков для реализации продукции. Для примера — только с РФ подготовлены и согласованы проекты по машиностроению, начиная с комплексной программы модернизации тепловозов и заканчивая освоением новых технологий высокоэффективных газотурбинных установок, сельскохозяйственной техники, серийного производства самолетов, ракето- и судостроение, превышающие 5 млрд. долл.

Инвестиции в модернизацию энергетического комплекса Украины и обеспечение энергетической безопасности превышают 6 млрд. долл. Более 6 млрд. долл. — стоимость программ по модернизации газотранспортной системы и возобновновленных источников энергии.

Затягивание с интеграцией в ТС вместо получения крайне необходимых преференций от стран союза может привести к тому, что будут приняты решения, которые повлекут за собой потери исторических рынков. И эти процессы уже начались.

Так, может начаться процесс вытеснения украинской продукции с внутреннего российского рынка на фоне достаточно высокой зависимости Украины от поставок в РФ.

Украина является одним из важных торговых партнеров РФ, на ее долю приходится 6% (в 2010 г.) и 7,2% за 5 месяцев т. г. совокупного объема товарооборота с РФ. Из расчета на одну страну это достаточно высокий результат. При этом РФ — крупнейший торговый партнер Украины, который потребляет более 27,2% товарного украинского экспорта, что указывает как на важность развития торговых отношений, так и на высокий уровень зависимости нашего экспорта от конъюнктуры на российском внутреннем рынке.

Импортная емкость рынка РФ в наибольшей степени формируется рынком продукции машиностроения (42,1%), продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (17,6%), что обусловлено наличием значительного дефицита соответствующих товаров на внутреннем рынке. Большую импортную емкость имеет российский рынок продукции химической промышленности (16% совокупных поставок).

Товарная структура поставок на внутренний рынок РФ из Украины почти полностью соответствует структуре совокупного импорта России.

Необходимо заметить, что Украина еще полностью не устранила негативные последствия, вызванные решением предыдущего правительства, когда сложилась патовая ситуация, при которой Российская Федерация приняла решение о строительстве обходных газопроводов, а также переходе многих производств на замкнутые циклы, что привело к потере традиционных рынков. И мы можем попасть во вторую волну тех же системных ошибок.

Металлургическая продукция составляет основу экспортной специализации Украины на всех рынках, в том числе российском, где она занимает важные позиции. В контексте повышения роли наших предприятий в модернизации и обновлении российской экономики локомотивом может стать именно металлургия. Одновременно в этой сфере также происходит динамическое замещение украинских поставщиков. Только за последние четыре-пять лет доля Украины в покрытии импортной емкости внутреннего рынка металлургической отрасли РФ снизилась с 32,1% до 18,4%.

Вместе с тем укрепили позиции на российском рынке отечественные производители минерального сырья. Поставки из нашей страны минеральных продуктов обеспечивают пятую часть импортных потребностей рынка РФ, тогда как недавно не достигали 10%.

Большие шансы на усиление своей роли в модернизации российской экономики имеют украинские производители машиностроительной продукции, которые обеспечивают 5% импортных потребностей РФ в этих товарах. Существует значительный нереализованный потенциал на этом рынке, ведь импортная емкость соответствующего рынка РФ превысила 68 млрд. долл., и это без учета дополнительных потребностей неотложной модернизации секторов российской экономики.

Ключевым аспектом является абсолютное доминирование Украины среди стран СНГ в структуре обеспечения импортной емкости российского рынка машиностроения.

Потеря Россией темпов обновления производственных и промышленно-инфраструктурных мощностей после распада СССР, а также физическое истощение технологических и эксплуатационных возможностей сложившегося в советское время потенциала актуализируют для российской экономики вопрос неотложной модернизации.


Наш потенциал

О принципиальной неспособности российской экономики осуществить модернизацию собственными мощностями свидетельствует усиление ее зависимости от товаров полного цикла (продукции конечного потребления), которая составляет более 70% российского импорта; из них 42% — импорт машин и оборудования — материальной основы производства.

Итак, специализация украинских предприятий на российском рынке определена следующими характеристиками:

1. Российский внутренний рынок является ключевым потребителем украинской технологической продукции (она составляет 42,3% всех отечественных поставок в РФ), этому в значительной степени способствует совместная экономическая история и родство научно-производственных комплексов. Сегодня все еще сохраняется ряд стратегических кооперационных связей, в частности в энергетике, авиастроении, транспортном строительстве, судостроении и т. д.

2. Российский рынок — крупнейший потребитель украинской продукции конечного потребления (почти 60% в структуре поставок из Украины в 2010 г.). Отмечается достаточно устойчивая ниша наших товаров на рынке РФ, которая обеспечивается прежде всего продукцией машиностроительного комплекса, что является актуальным в контексте развития возможностей по наращиванию роли украинских предприятий в модернизации экономики России.

3. Значительные традиционные конкурентные возможности украинских предприятий наблюдаются и в сегменте полуфабрикатов и конструкционных материалов российского рынка (который охватывает немалую часть металлургических изделий). В первую очередь возрастание роли соответствующей отечественной продукции должно произойти за счет восстановления утраченных позиций.

Таким образом, в двусторонних украинско-российских отношениях остается ряд стратегически важных направлений сотрудничества, где российская экономика критически зависима от украинских предприятий и инфраструктурных объектов, над которыми РФ попытается восстановить утраченный контроль.

Для примера. На ОАО «Вертолеты России» почти все двигатели для современных вертолетов РФ разрабатывают и производят украинские компании, на ОАО «Объединенная двигателестроительная корпорация» значительную часть двигателей для современных самолетов разрабатывает или помогает разработать украинское КБ «Ивченко-Прогресс»; компания «Мотор Сич» изготовлляет двигатели и помогает изготовить их части почти во всех новых самолетах и крылатых ракетах, создаваемых в РФ.

Предполагается, что относительно ряда украинских предприятий с российской стороны будет осуществляться политика реинтеграции в циклы производства, организованные в экономическом пространстве стран СНГ. Заметим, что отечественная продукция машиностроения, особенно ракето- и авиастроения, а также двигателестроения соответствует международным стандартам, а по некоторым образцам не имеет аналогов в мире. Активное инвестирование в украинские предприятия, стратегические для российской экономики, с целью получения контроля над производством также может быть основанием для российской стороны не считать наши предприятия иностранными и, следовательно, не блокировать их поставки на российский рынок.

Важность украинских предприятий для российской экономики раскрывается через ключевое признание стран СНГ (среди которых по поставкам на российский рынок Украина занимает доминирующую роль — 92%) одними из стратегических партнеров военно-технологической и экономической модернизации экономики РФ. Отмечая общую необходимость модернизации экономики, РФ позиционирует сотрудничество и помощь в решении такой задачи, как органические и взаимовыгодные.

Согласно концептуальным принципам модернизации Россия должна стать одной из лидирующих стран по эффективности производства, транспортировки и использования энергии. Разработка и выведение на внутренние и внешние рынки новых видов топлива рассматривается как один из потенциальных способов ухода от существующей зависимости от сырьевых рынков. Таким образом, энергетика должна стать едва ли не основной движущей силой инновационных преобразований в РФ. Сотрудничество Украины с РФ традиционно сохраняет высокий потенциал реализации.

Вторым приоритетом для модернизации РФ считается сохранение и поднятие на новый качественный уровень ядерных технологий. Разработки в атомной сфере наиболее наукоемкие и придают толчок для научной среды, служа восстановлению фундаментальных разработок с возможностью коммерциализации полученных интеллектуальных результатов. Сотрудничество Украины с РФ в сфере атомной энергетики базируется на длительной совместной основе и поэтому имеет значительные перспективы.

Важное место в проекте модернизации России занимает обновление ВПК и вооруженных сил. Министерство обороны РФ в ближайшие 10 лет собирается потратить на перевооружение не меньше 19,5 трлн. руб. (около $630 млрд.). Планируется возобновление производства грузовых самолетов Ан-124 «Руслан» и закупка транспортных самолетов Ил-112 (замороженное финансирование), Ил-476 (так и не разработан) и Ан-70 (перспективный, не имеющий аналогов в мире). Таким образом, речь идет об увеличении закупки или о производстве современных украинских военно-транспортных самолетов. Кстати, российское минобороны уже сделало существенные заказы на будущие самолеты производства «Антонова».

Роль украинских предприятий в модернизации и обновлении российской экономики обуславливается следующими факторами.

Имеющийся экономический потенциал РФ в значительной степени создан с привлечением и использованием технологий, изготовленных в Украине, прежде всего речь идет об энергетике, авиации, судостроении, нефте-, газодобыче и т. п.

Сегодня в РФ нет единого взгляда на определение уровней возможной и необходимой модернизации. Если в одних сферах Россия способна и пойдет на введение самых современных технологий, то в других произойдет лишь частичное обновление и ремонт основных фондов, где украинские производители соответствующей продукции могут расширить свои рынки сбыта.

Украина обладает существенными конкурентными преимуществами на российском рынке (по поставкам товаров средней технологичности и готовых изделий), которые можно применять при различных сценариях модернизации российской экономики. Имеющиеся производственные и научные возможности позволяют нашей стране обеспечить поставку как новых технологий (энергетическое приборостроение, авиация и т.д.), так и включиться в частичное обновление и ремонт за счет поставок принципиальных узлов и агрегатов.

Значительная часть электроэнергетического комплекса РФ укомплектована украинской продукцией, что обуславливает высокий уровень технологической зависимости. Традиционно значительную роль в обеспечении российской энергетики товарами энергетического приборостроения играла Украина, на территории которой расположены уникальные производственные предприятия, еще со времен СССР обслуживавшие потребности общей энергетической системы. В частности, речь идет об ОАО «Турбоатом», ГП завод «Электротяжмаш», ОАО «Запорожтрансформатор» и др. В результате российские энергетические мощности в большей степени укомплектованы украинскими компонентами (турбины, генераторы и т.д.). Так, АЭС — на 92,1%, ТЭС — на 36,3%, ГЭС — на 18,7%.

Однако до сих пор происходит вытеснение украинских производителей электроэнергетического оборудования с рынка РФ при одновременном увеличении их ориентации именно на этот рынок. Неблагоприятная рыночная конъюнктура и ухудшение конкурентной среды для отечественных предприятий, в том числе обусловленное целенаправленными мероприятиями по уменьшению зависимости от украинских поставщиков, привели к значительному сокращению их доли в поставках продукции электроэнергетического приборостроения на рынок РФ. Если в 2007 — 2008 гг. украинская продукция электроэнергетического приборостроения обеспечивала более 18% соответствующего российского импорта, то в 2009-м эта доля сократилась до 10,1%. При этом наши производители удерживают критически высокий уровень ориентации именно на рынок РФ (в 2008 г. доля российского рынка составила 68,4%, в 2009-м — 61,6%). Следовательно, для украинских предприятий растет нереализованный потенциал на российском рынке, а также укрепляется концентрация поставок на российский рынок в структуре внешних поставок.

Проведенные Минэкономразвития расчеты относительно последствий для экономики Украины от реализации приоритетных инфраструктурных и промышленных проектов лишь подтвердили предварительные расчеты (от 01.06.2011 г.). Только от создания ЗСТ СНГ на принципах и по правилам ВТО предусматривалось увеличение объемов производства в машиностроении на 6—7%, металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий (сфере, которая занимает 1-е место по обеспечению валютных поступлений в государство) — на 3—4%, а также увеличение строительных и монтажных работ — на 7%.

Только за счет этих факторов предполагается рост объема выпуска по видам экономической деятельности (ВЭД) до 7%, что соответственно через межотраслевые связи положительно скажется на смежных отраслях и выпуске по экономике в целом (рост до 4%), объеме ВВП (рост на 2,5%).

Более детальные расчеты по приросту (снижению) объема выпуска продукции по ВЭД и ВВП в целом в условиях вступления Украины в Таможенный союз были проведены Минэкономики по поручению Кабмина от 06.05.2010 г. № 20449 и п. 2.2 протокола 6-го заседания Комитета по вопросам экономического сотрудничества Украинско-Российской межгосударственной комиссии.

Так, расчет был сделан с использованием экономико-математической модели на базе таблицы «затраты-выпуск» (за базовый год взят 2008-й) с учетом изменения средней арифметической ставки пошлины, а также на базе перечня приоритетных инфраструктурных и промышленных проектов. Расчет осуществлен по сценарию, который предусматривал две волны. Первая учитывает прямое влияние на выпуск продукции от изменения условий торговли, а вторая — дальнейшее опосредованное лаговое влияние от изменения условий торговли продукцией по ВЭД за счет изменения среднеарифметической ставки пошлины.

Так, валовой выпуск по сценарию первой волны увеличится на 3,26%, а ВВП на 2,2%, по сценарию второй волны — на 3,35 и 2,06% соответственно.

Наибольшие объемы роста испытывают следующие виды экономической деятельности:

— добыча угля, лигнита и торфа, добыча урановой и ториевой руд — 3,56 и 4,09%;

— добыча углеводородов и связанные с ней услуги — 4,45 и 4,32%;

— металлургическое производство и производство готовых металлических изделий — 4,12 и 3,69%;

— производство прочей неметаллической минеральной продукции — 5,02 и 3,38%;

— машиностроение — 6,21 и 4,07%;

— строительство — 6,94 и 3,98%;

— транспорт — 5,75 и 3,70%;

— химическая и нефтехимическая продукция — 2,97 и 3,13%;

— сельское хозяйство — 2,12% и 2,45% соответственно.

Выводы

Анализ был бы неполным, если бы не учитывал структурные диспропорции, сложившиеся в экономике Украины. Если взять структуру предложения и использования ресурсов базового докризисного 2008 г., то проведенный анализ показывает, что выпуск составляет 82,5%, импорт — 17,5%, промежуточное использование — 50,7%, расходы на конечное потребление — 25,5%, валовые накопления — 8,9%, экспорт — 14,9%.

В стоимостной структуре выпуска сохраняется тенденция к уменьшению реального сектора экономики. Считаем, что самая главная задача — ликвидировать следующие диспропорции.

Во-первых, необходимо, чтобы в структуре производства преобладали не сырьевые отрасли и те, которые производят продукцию с низким уровнем технологической обработки, а наоборот, с высокой степенью переработки, добавленной стоимостью, высоким уровнем технологичности, производительности.

Во-вторых, ликвидация высокой энергоемкости промышленности, в том числе газоемкости. Вместо уменьшения зависимости от потребления углеводородов наблюдаем существенный рост их использования в структуре промежуточного потребления в наиболее энергозависимых отраслях: химической, нефтехимической и производстве другой неметаллической продукции.

Помимо больших затрат на энергоресурсы, в себестоимости промышленной продукции остается высокая доля импортируемых энергоресурсов в структуре промежуточного и конечного потребления промышленности.

Это объясняется не только значительной долей энергоемких технологий в структуре промышленного производства, но и низкой энергоэффективностью технологической структуры промпроизводства, чрезмерным износом оборудования и других производственных фондов, использованием устаревших, неконкурентоспособных технологий.

Именно такое положение дел поставило нашу экономику в прямую зависимость от изменений конъюнктуры мирового рынка. В этих условиях было бы правильно провести переориентацию на внутренний рынок, поддержать отечественное производство, повысить потенциал импортозамещения. Но, к сожалению, такие мероприятия проведены не были, да и они требуют существенных вложений в экономику.

В-третьих, высокий уровень износа основных промышленных фондов при снижении инвестиций в основной капитал главных видов промышленной деятельности.

В-четвертых, сложилась ситуация, когда четыре отрасли формируют 80% всего промышленного потенциала: металлургическое производство, химическая промышленность, машиностроение, пищевая промышленность.

Суммарная доля экспорта данных видов промышленной деятельности в общем экспорте промышленности на протяжении последних десяти лет колебалась в пределах 80%, в общей структуре выпуска промышленности они занимают более 60%.

В-пятых, проблемой остается неэффективное использование финансовых и материально-технических ресурсов, а также нагрузка на окружающую среду.

Учитывая стоимостную структуру выпуска, в которой преобладают сырьевые материалоемкие отрасли с низким уровнем технологического цикла, ориентированные на внешние рынки сбыта, а также то, что цены на энергоресурсы существенно возрастают, украинские товаропроизводители в среднесрочной перспективе будут вытесняться как с внешнего, так и с внутреннего рынка. Буфером по ликвидации и изменению структурных диспропорций является единственный вариант — интеграция украинской экономики в ТС.

При вступлении Украины в ТС она получит 25% голосов внутри руководящих органов этой организации — это почти вдвое больше, чем доля нашего ВВП. Кроме того, решение высшего органа ТС принимается консенсусом, президент и премьер-министр имеют право налагать вето на любое решение, которое не отвечает интересам Украины.

Украина на этапе ТС может заключать преференциальные торговые соглашения с ЗСТ, ЕС, другими странами и их объединениями (АТЭС, АСИАН), при этом переговорные позиции ТС будут существенно усилены по сравнению с ситуацией, если бы Украина вела такие переговоры самостоятельно. Предложенный сценарий интеграционного развития на сегодняшний день является оптимальным и не затрагивает суверенные права государства, хотя и предусматривает передачу некоторых полномочий Комиссии ТС.

Общий итог

Считаем на данном этапе наиболее благоприятным для Украины из соображений экономической целесообразности вариант подписания нового Договора о зоне свободной торговли с СНГ, Протокола о присоединении Украины к Договору об учреждении (ЕврАзЭС) и интеграции с ТС с оговоркой о праве последующей интеграции в Евросоюз.

Это позволит Украине получить гарантии в следующем: сохранить базовые отрасли реального сектора экономики; расширить кооперационные связи; иметь гарантированный доступ к критическому импорту; привлечь дополнительные инвестиции и инновации в экономику Украины; получить на безвозвратной основе преференции, которые превышают 10 млрд. долл.; создать зерновой пул со странами ТС; обеспечить финансовую стабильность страны; сохранить транзитный потенциал; подготовиться к интеграции с ЕС; ликвидировать структурные диспропорции в экономике; обеспечить экономический рост; создать дополнительные рабочие места; повысить благосостояние и реальные доходы населения.

Замминистра экономики Украины

Валерий МУНТИЯН
Данная статья вышла в выпуске №35 (571) 2 - 8 сентября 2011 г.
Добавить в: