На вопрос: «Что ты сделал для хип-хопа?» Кевин Донован, принявший имя легендарного вождя зулусов Бамбаты, может смело отвечать: “Я сделал хип-хоп, ман!” И будет прав. Так оно и есть на самом деле.
По сути, всему, что мы сейчас видим, хип-хоп обязан Африке Бэмбата. Это именно он объединил в хип-хоп культуру брейк-денсинг, граффити, диджеинг и рэп, сплотив в Бронксе лучших представителей этих направлений в одну мощную команду. Сперва это называлось просто “Организация”, как мафиозная структура или спецслужба, но вскоре объединение трансформировалось в Нацию Зулу. Это не просто название, это – идеология.
Под флагами Зулу Нэйшан Африка Бэмбата в 1982 году проехал по Европе, неся хип-хоп в массы. В Европе он услышал Крафтверк, и с тех пор вся музыка, выходящая из рук Африки Бэмбата несет изрядный привкус электро. Не прошло и двух лет, как родился новый стиль – электрофанк – жесткий и бескомпромиссный, и отцом его был именно Кевин Донован. Этот стиль сочетает фанк, мощное электронное звучание и особый хип-хоповый вайб, когда с читкой, когда нет.
Этому направлению Африка Бэмбата остается верным все эти годы, в его творчестве прослеживается трепетная любовь к фанку, соул, дабу, олдскул-рэпу и мощному звучанию раннего хауса, Все, что вращает этот 50-летний афронегр пробретает устойчивую ассоциацию с современным “электро”, даже известнейшие хиты таких грандов, как, скажем, мистер Джеймс Браун.
Но перейду к собственным впечатлениям. XLIB – это клуб, в котором не на чем сидеть, есть барная стойка (в основном зале и еще одна в чем-то на манер чилаута) и есть танцпол со сценой. Все. Больше нет ничего. «Висеть» там, лениво поглядывая из-за столика на происходящее, не получится. Музыка ориентирована, как правило, на продвинутых, искушенных, слушателей. И поэтому меня всегда удивляет количество посетителей, неизменно заполняющих танцпол.
На разогреве были местные диджеи, которые играли сперва довольно неспешную, нетемповую, вайбовую музыку на стыке фанка, техно и электро, постепенно повышая темп и накал. Звучал такой материал, который я не рискнул бы назвать легким для восприятия, тем не менее люди с удовольствием танцевали.
Около двух часов в клубе появились нью-йоркские гости. Музыка к этому времени стала сплошным электро-эйсид-хаусом. На сцене нарисовались два черных парня, быстренько подключившие все свои учачи и аппарат Африки Бэмбата. Если кому интересно, он играет на виниле, используя Серато.
2 часа 07 минут, Бэмбата переключил пульт на себя, и с места стартанул с таким напором, что и я, спокойный как удав до этого, испытал некий резкий душевный подъем с задержкой дыхания.
Черные хлопцы оказались очень умелыми МС и в первые же секунды сета мощной и экспрессивной читкой довели зрителя до состояния, близкого к экстатическому. Очень понравилось то, как голоса МС вплетались в музыку, не заглушая ее, не проседая, их было очень хорошо слышно, но они не были навязчивыми. Читали очень четко и быстро, в олдскульной манере, типа «Run DMC». Немедленно возникла обратная связь, установился диалог рэперов со зрителями.
Сет состоял из известных хитов, изрядно переработанных исполнением Бэмбаты и читкой двух парней. Особенно порадовали скретчи. Хип-хоповая подача в электро-сете - это нечто.
В зале было некоторое количество b-boys, которые, естественно организовали микрокруг для своих танцев с подподвыподвертом, к киевским б-боям присоединился и один из Бэмбатиных МС. Обратная связь стала устойчивее.
Бэмбата постепенно усиливал давление, и, когда зазвучал гимн всех клабберов «Ай лайк ту мув ит мув ит», зал стал колеблющейся в едином ритме пружинной конструкцией.
2 часа, с 2 до 4, пролетели на одном дыхании. Было тупо клево. Поразила отточенность и в то же время отсутствие окостенения в выступлении. Бэмбата в силу своих габаритов двигался очень скупо и плавно, он именно пребывал на сцене, мощный черный здоровяк, уже только пребыванием своим придавая статусности событию.