GOROD.cn.ua

Балкан-фест. - Are you agree? - F*ck you, MTV!

7 Декабря 2009 15:55   Просмотров: 4883
Метки: балкан, цыгане, гоголь борделло
Ну что же. Состоялся Балкан-фест - двухдневное невмерупринятие из концертов наиярчайших исполнителей этой сцены, и околоконцертной тусни.

Fanfare Ciocarlia (Фанфаре ЧьокарлИя) - Румыния
KAL (КЭЛ)– Сербия,
Gogol Bordello – Нью-Йорк, США
это лайн-ап первого дня, пятницы.

Fanfare Ciocarlia, которых типа ведущий, довольно известный радио-диджей по фамилии Калашников, упорно называл «Фанфаре Чикарилла», оправдали ожидания и доставили на все сто песят процентов. Прекрасно! Фрумос! Это тоже «прекрасно», но по-румынски. Дудки, дудки, дудки и немного ударных, приправленных чарующим голосом солиста.

Вообще стоит сказать, что это такой себе соседско-семейный коллектив односельчан, которые лабали на своей меди по свадьбам и похоронам, а потом резко стали популярными, благодаря одному немцу, который вывез их в Берлин сделать тоже самое, только на большой сцене. И Берлин был порван на части. С тех пор эти румынские цыгане ездят по всему миру и радуют своей музыкой не только покойников и молодоженов в своем родном уезде. Наверное, теперь не один румынский паренек усиленно осваивает какую-нибудь тубу, чтобы продолжить это дело.

У них там дудки (трубы, тромбоны, тубы, валторны, саксофоны и прочий духовой медный стафф) – как у нас гитары и баяны по домам, такие себе инструменты, чтобы взлабнуть, когда душа просит праздника.

Впечатления были такими, какие и ожидались: очень весело и мощно. Народ во всю плясал и водил хороводы.

Для неврубленных: жанр музыки – в аккурат такой, как в фильмах Кустурицы (кроме Завета, там другой).

За румынскими цыганами сцену осваивали сербские цыгане – группа «КАL», группа, исполняющая нечто, что можно обозначить как этно-рок, этно-ска. Или фолк-ска, суть не в этом. Два аккордеона, скрипач, гитара, бас и барабаны. Местами очень и очень. Но в основном ровно и без особых каких-то специальных впечатлений. Я вообще считаю, что если играть ска, приправленный этническими мотивами, то лучше это делать без всяких симфонических развернутых отступлений, проще нужно, а вот это *показывает типа виртуозно лабает на аккордеоне вверх и вниз* - это лишнее.

Фронт-ман группы, по совместительству гитарист и отец скрипача, если я правильно его понял, обучил аудиторию считать по-цыгански до четырех (йек, дуй, трин, штар), но почему-то не воспользовался этим умением, ни разу не устроив диалога с залом.
Зато следующим делегированным публике умением: прыгать особым образом в нужное время, воспользовались все. Прикольно было смотреть, как зал подпрыгивает в одном ритме вместе с группой, построившейся в шеренгу, и тоже подпрыгивающей.. Это у них такая фишка и то, что запомнилось. Если же меня попросят напеть что-то из репертуара группы, я окажусь в сильном затруднении, хотя в целом впечатление позитивное, на четверочку.

Таким образом невзначай пролетело два с половиной часа. И вот оно: на сцене показались техники и музыканты Гоголь Борделло. Расставили гитары, микрофоны… В зале в это время орали: «Жека! Жека!» и что-то малоразборчивое, а малокомпетентный, но очень разговорчивый ведущий Калашников нес словесную пургу, представляя спонсоров, рассказывая зрителям, что очень хорошо, что у нас столько любителей балканской и цыганской музыки, называя при этом ГБ «Гоголь Барделлас»

Зрителей было действительно приличное количество. На мой взгляд тысячи три минимум. Многие были одеты соответственно моменту, то есть в шляпы, всякие этнического вида учачи, футболки с названиями групп-участников (преимущественно - ГБ), имели при себе флаги разных стран и общественных организаций. Например был замечен флаг белорусского балкан-комьюнити. Было много иностранцев, английская речь с разными акцентами слышалась отовсюду.

Но вот таки голубоватое техническое освещение сцены сменилось боевым концертным и пред очи жаждущих зрителей выкатился Евгений Гудзь сотоварищи. И началось… Ох, и дали!.. Невзирая на высокий исполнительский уровень предшествовавших выступлений, Гоголь Борделло уделали их по драйву и вообще. Максимум позитивных эмоций. Очень развернутое выступление.

После первых двух номеров я сказал: «Сейчас Жека запоет «Wonderlust King» и начнется полный пипец!». Так и вышло. Зал запел за Жекой, те, кто плясал стали плясать еще активнее, весь Дворец спорта стал одним целым. Звук был отменный, спасибо супер-звукоинженеру Франклину.

Наконец-то они исполнили мою любимую песню – «Through the roof’n’underground», в переводе что-то типа «Из кризовой благодати, да в андеграунд», если вы понимаете, о чем я ;-) Это было очень и очень. Дальше были еще песни, в том числе «Lela Pala Tute», которой Гудзь как бы показал Мадонне, как надо. Гоголь Борделло, впрочем всем показали, как надо, в который раз продемонстрировав солнечное, донельзя харизматичное излучение безудержного цыганского панка. Порадовал и «бис» минут на сорок, начавшийся несколько задумчивой песней «Alcohol», которую опять же пел весь Дворец спорта, ну, как минимум припев, а закончившийся разрывным коктейлем из «Baro Foro», «Undestructable» и половины альбома «Super Taranta».

Я видел пять концертов ГБ, на двух из них был, скажу уверенно: это выступление было лучшим. Делясь впечатлениями на следующий день с ведущим блога No Commerce, мы сошлись на том, что Гоголь Борделло вышли на новый уровень, абсолютно и безусловно мирового класса. Это тот случай, когда группа рвет на части зал, исполняя простые по сути своей песни, заряжая и наполняя их своей энергетикой. Это право нужно заслужить, и ГБ, стопудово это заслужили.

Как сказал Гудзь: «Давно я так не веселился», - и после паузы уточнил: «часов 20». В этом весь он, живущий на сцене…

Ну и моя любимая боевая единица в составе штурмовой бригады «Гоголь Борделло» -перкуссионист и эМ-Си Педро порадовал своим нескончаемым заводом и тоннами излучаемого позитива, канешн. Это так, отступление.

Второй день представлялся более спокойным, но куда там.
Лайн-ап второго дня:
Kocani Orchestra (Кочяни Оркестра, наконец-то я узнал как правильно это читать) – Македония
Гайдамаки – Украина
Emir Kusturica & No Smoking Orchestra – Эмир Кустурица и банда, во главе с доктором Нелле Караджичем, которого, воплощавший живую некомпетентность на сцене ведущий Калашников обозвал «Караличем».

Ну что сказать, стал понятен замысел организаторов, расставивших исполнителей по неким общим признакам. То есть оба дня начинались наиболее аутентичной этно-музыкой, продолжались неким фьюжн-стайл и заканчивались откровенным рок-балаганом (в хорошем смысле), с основным упором именно на рок, а не на этно.
Народу было не меньше, чем в первый день, хотя сомнения были.

Кочани Оркестра – это тоже такой соседско-семейный коллектив, как и Фанфаре ЧьокарлИя, только из Македонии, скромно названный по имени своего родного города. Музыка в стиле, сразу же заставляющем вспомнить македонца Горана Бреговича. Хорошо известен хит «Шики-шики баба», который присутствует почти на всех сборниках балканской музыки. Прикольно играл барабанщик. Его инструмент – большой барабан, с одной стороны чувак бухал колотушкой , получался такой мощный басовый звук, а с другой тоненькой такой палочкой отбивал довольно сложный ритм.

Все звучало очень слаженно и классно. Очередной раз порвал Калашников, сказанув, что это наши братья-славяне. Лица у братьев были исключительно славянские: смуглые, с глазами-маслинами и жгучими смоляными волосами. Сразу видать – славяне. Но вот насчет братьев – действительно хотелось каждого обнять, как брата, даже саксофониста, молодцы чавале. И девочка-цыганка у них такая танцевала…

После выступления Кочани Оркестра, малокомпетентный ведущий Калашников нарисовался с «интервью из Закулисья», задавая идиотские вопросы, типа «насколько я знаю, у вас в коллективе все родственники и соседи, можно ли назвать то, чем вы занимаетесь, семейным бизнесом?», получая на них такие же неожиданные ответы типа «да, конечно», а потом понес пургу в микрофон, предваряя выход Гайдамаков.

Гайдамаки – группа, прошедшая достаточно долгий путь от исполнения всякой хрени под названием «Актус», через приобретение этнических мотивов в музыке и исполнения «карпатского ска» к своей теперешней ипостаси – «козацкой системы», исполняющей «козацкий рок». То, что я слышал раньше, вызывало у меня смешанные чувства, но уже с полгода наверное, я читаю об окончательной трансформации группы в коллектив, исполняющий музыку с ярко выраженными украинским народными корнями, и это был еще один плюс для посещения второго дня феста.

Это – единственные участники фестиваля, одежда которых указывала на характер исполняемой музыки. Каждый музыкант был украшен каким-то вышитым в украинском стиле элементом, а солист группы – Александр Ярмола совершенно однозначно ассоциировался с образом козака с иллюстраций художника Базилевича к «Энеиде» Котляревского.

Что сказать… Музыка очень заводная, мощная, однозначно украинская и кайфовая, я обязательно куплю новый альбом. Отдельный респект Жене Дидыку. Это трубач, который приложил свою трубу ко многим коллективам, а также знаменит своей обалденной аранжировкой «Видели ночь» для Здоб Ши Здуб. Сейчас играет в Гайдамаках.
Максимально порвали два кавера. Первый – на трек от «козацкой» группы Motorhead «Ace of Spades», в котором ту партию, которую в оригинале запиливает гитара, в гайдамацком варианте дули труба и тромбон, и это было весьма! Второй кавер был на песню «еще более козацкой группы», которой оказалась «Smells Like Teen Spirit» от «Nirvana».
Ну что сказать, Гайдамаки – это явление, очень приятно, что эти достойные исполнители наконец нашли свой устойчивый имидж.

Дальше опять же была пауза, завершившаяся очередным словесным извержением из малокомпетентного ведущего Калашникова, представившего спонсоров и завернувшего какой-то маловразумительный пассаж о коллективе, готовящемся к выходу.

И вот на сцену вышел лично Эмир Кустурица, с гитарой. А за ним и остальные участники этого балагана. Одеты все по-разному, но с приколом. Скрипач одет в форму офицера торгового флота, второй гитарист – в какой-то цилиндр с плащом, как у мистера Икс, аккордеонист - в тельняшку и бескозырку, однозначно дембеля ВМФ СССР или России, Кустурица был просто в одежде, а доктор Нелле Караджич выскочил в форме игрока Динамо (Киев), с номером 36 и фамилией Нинкович на спине. Вообще, вид у него – кузьмич кузьмичом, но может, может мужчина ;-)

Нового не сыграли ничего, все известное, но прикол был не в этом, этот коллектив нужно смотреть, они устраивают нечто театрализованное, пафосное и смешное, превращающееся к концу в максимальный бардак на сцене, с участием зрителей. Доктор Караджич совершил вояж в зал, где стоял на ограждении и пел, держался он при этом за руки зрителей, за него держались тоже. Одна дамочка подбежала и сильно так подергала за футболку, кто-то потрепал за волосы, хотя это больше напоминало подзатыльник. После этого солист оркестра влез обратно и больше не спускался со сцены.

Из всех участников, Караджич единственный, кто вел постоянный диалог с залом, приглашая участвовать всю публику, когда путем упорядоченного размахивания руками, когда распевками на гласные, а когда и скандированием. Например, на вопрос Нелле Караджича: «Are you agree?» предполагался ответ зала: «Fuck you, MTV!». Такой, не особо претендующий на нетленку текст, тем не менее нашел отклик в сердцах. И зал увлеченно орал.

Конец выступления ознаменовался толпой на сцене, включая нарисовавшегося Жеку Гудзя и остальных участников Гоголь Борделло, Ярмолу и остальных «гайдамаков», и зрителей, сумевших выбраться на подмостки. Все эти люди вместе с Ноу Смокинг Оркестром исполнили знаменитую «Бубамару». Зал, естественно тоже пел.

Джинджи-ринджи! Бубамара цыкнийэ, жужийе хайдэ мори хой ромэса…


А потом мы пошли на афтер-пати в новый и навернутый клуб «Салливан Рум», интересный в первую очередь тем, что является частью мировой сети «Салливан Рум» с центром в городе, который никогда не спит – Нью-Йорке.

Невзирая на всякие нестыковки, очередь обладателей билетов на входе, неразбериху со списками приглашенных, биток на липком танцполе – все было очень душевно. У входа играл «ТОПОРКЕСТРА», к которым немедленно по приходу присоединился лично Гудзь, подпев «Несе Галя воду».

Внутри клуба диджей-эмси трио Гудзь-Педро-Андрей учинили на сцене нечто невообразимое. Вместе с ними в беспределе участвовали и другие музыканты группы. Отработали максимально, все плясали и общались с публикой, за что респект и уважуха.

Гудзь был снабжен гитарой, и очень душевно спел пяток своих и чужих песен, в том числе например «Электричку» Цоя.

Публика на афтер-пати была взрослая, Жека в качестве диджея не валял дурака, как бывало, играли все аккуратно и красиво, не без лажи, но это только добавляло шарма.

Я, к сожалению отвалил около трех часов, а потом еще играл Дербастлер и окончательно порвал зал в клочья, как сообщили более стойкие камрадессы.

Сложно описать все в одном коротком посте, но поверьте – это было здорово!

Jah Rastafari!

Добавить в: